Финляндия и Россия Два сражающихся брата. Взгляды
Данная статья может выступить в качестве доклада на предстоящей конференции «200 лет вместе, 70 лет без войны».
Этот историко-политический экскурс является рецензией на статью Хенрика Холаппа, которого можно назвать образцовым финским националистом. Авторское название сохранено[1].
Прежде чем приступить к анализу основных тем, озвученных Хенриком в его очень личной и искренней статье, давайте попробуем прояснить разницу в определениях «нацизм» и «национализм». Это очень важно в наше время, потому что в СМИ эти понятия сознательно смешиваются. В 2010 году в журнале-приложении к главной газете Финляндии ”Helsingin Sanomat” была сделана попытка анализа политической ситуации в России. И некоторые мои друзья, члены организации «Сопротивление» стали «нацистами» на страницах этого издания. Я практически сразу отреагировал и взял интервью у лидера этой организации Романа Зенцова (чемпиона мира по боям без правил) и на мою просьбу дать его определение этих понятий он ответил:
«Националист – это человек, который любит свой народ. Готов сражаться за него, готов жертвовать свободой, временем, жизнью, если надо. Но он признает другие народы. Он понимает, что другие народы – это тоже проявление Бога на земле.
Нацизм – это у многих народов есть. Это превосходство, это слепая любовь, даже не любовь, а самолюбование своим народом, не учитывая его отрицательных качеств, богоборческих, которые нужно переделывать и исправлять. Не созидание, а слепая самовлюбленность в свой народ. За этим кроется часто больная рефлексия и агрессия или повод для захватнической политики, любой войны, экономической войны. Это богоборчество.
Нацизм – это болезнь.»[2]
К сожалению не все молодые люди понимают эту разницу, зачастую энергия и задор выливаются в немотивированную агрессию. Но именно для этого должны существовать общества, в которых эту агрессию сублимируют на спорт, на различные игры и народные праздники. Что было свойственно всему «языческому миру», на изучение правдивых исторических исследований, на развитие творческого потенциала.
В своей общественной деятельности я общаюсь с разными организациями и в том числе с так называемыми «радикальными». В них попадаются «неофиты», с перечисленными выше недостатком, но также есть и очень честные уравновешенные люди, имеющие свое мнение, возможно не всегда совпадающее с общепринятым.
По специальности я филолог и историк. Поэтому сразу выделю второй момент, на котором я хотел бы заострить внимание, прежде чем приступить непосредственно к самой рецензии. Историю также как и культурообразующую религию страны невозможно отделить от политики и экономики. Любое историческое событие можно использовать в политических целях. Подтверждение этому заявлению мы найдем в нашей рецензии.
Итак, приведем несколько ключевых цитат из работы Хенрика и потом проанализируем их. Начну с заключительных слов:
«Эта статья отражает мое глубокое уважение и восхищение русскими.
Да здравствует Финско-Русское Братство!
Нет войнам между Братьями!»
Сейчас принято считать, что националистически настроенная молодежь Финляндии относится негативно к русским. Причину этого «ennakkoluulo»(предрассудки) озвучивает сам автор статьи:
«Как для любого финского националиста, Россия представлялась для меня чем-то, что я мог обозначить словом страшный…. Я, по своей высокомерности, искренне считал русских и других славян угрозой. Сейчас я должен заметить: я просто не обладал достаточной информацией…
Я был кем-то, кто чувствовал недоверие, очевидно, фальшивое, из-за того, что мне не хватало информации…
Я был кем-то типа немецкого националиста и думал, что немцы превосходили всех.”
Это и есть главная проблема современной молодежи: нехватка информации. Зачастую все «собственное мнение» сформировано школьным курсом истории и парочкой роликов в «соцсетях». Если пообщаться с финскими «русофобами» из молодежной среды, то вся их осведомленность в истории отношений наших народов в основном сводится к «Зимней войне» и последней Мировой Войне, которую финны называют «войной продолжением».
Что же думает о ней автор статьи (в дальнейшем во избежание повторений -«Автор»):
«Оба моих деда сильно пострадали во Вторую Мировую Войну и так никогда и не оправились от этого….»
Зимняя война не была Русской войной. Это была война Сталина и его людей. Я помню, как мой дед часто говорил, что никто не хотел этой войны, он тоже не хотел – но ему пришлось. Поскольку моя статья предназначена для русских, я хочу спросить моих читателей в России: кто хотел этой войны? Те молодые ребята, которые ни разу не бывали в Финляндии за свою жизнь?
Солдаты с обоих сторон особо не разнились. Да они носили разные униформы, они разговаривали на разных языках, но они чувствовали одно и то же, у них была надежда возвратиться домой и выжить во время войны. Они чувствовали боль, печаль, они устали и у большинства из них были семьи. Русская или украинская мать чувствовала боль от смерти своего сына, точно так же как и финская мать. Русская женщина плакала также, как и финская.»
Мое мнение полностью совпадает с мнением «Автора». Те финны, с которыми я знаком лично, а в частности и ветераны войны четко отделяют русского человека от русской политики. Я никогда не забуду встречу моего дедушки (который ребенком был в партизанском отряде в оккупационной Украине), когда он был в Финляндии лет 15 тому назад и моего ныне уже покойного соседа Пентти, его ровесника. Им не надо было слов, они молча жали друг другу руку и смотрели в глаза.
Подытожим отношение многих финнов к данному вопросу словами «Автора» :
«Советский режим мы можем сравнить с нынешними правительствами в Евросоюзе и США, они не для блага народа, а для Них, для Их власти. Советский режим был основан на терроре против собственного народа, и его первыми жертвами были те, кто жил в Советском Союзе.»
Что же думает «Автор» о немцах и их политике и причинах поражения во Второй Мировой войне?
«Некоторые убеждённые русские анти-большевики приветствовали войну против Советского Союза и России, т.к. они считали, что это будет шансом освободиться с помощью Германии от коммунистов.
В Балтийских странах немцев приветствовали как освободителей, как и в некоторых частях Украины и России. Но недоверие Гитлера к славянским народам и русским вскоре отвернули от него тех, кто хотел сражаться вместе с Германией против Советского режима.
Гитлер потерял армию миллионов советских граждан (Власов), которые хотели сражаться бок о бок с немцами; они осознали, что Гитлер пришёл сюда как очередной завоеватель, а не освободитель. Украинские националисты, к примеру, желали бы чтобы Германия признала независимость Украины, и когда этого не случилось, стали самостоятельно сражаться за независимость.
Холодная правда в том, что Гитлер пришел в Советскую Россию как завоеватель, вместо того, чтобы дать освобожденным людям оружие и предложить вместе сражаться против большевистского строя.»
Конечно, можно найти много аргументов за и против мнения «Автора», но в определенной четкой логике отказать нельзя.
Пойдем дальше, вернее будем «отступать» назад в исторических вехах, уже практически не известных основной массе финской радикальной молодежи.
И теперь сделаем «путешествие во времени» и коснемся более далеких исторических событий, потому что они являются важным «камнем преткновения» в разных исторических школах. Приведем слова «Автора»:
«Финляндия занимает уникальное географическое положение, буквально между Востоком и Западом: Россией с востока и Швецией с запада. Финляндия начала заселяться около 10000 лет назад Финно-Угорскими племенами, которые пришли в Финляндию с востока. Финно-Угорские народы изначально жили на территории Урала, в России. Что привело этих говорящих по-фински людей на Север Европы, неизвестно до сих пор…»
«Когда я говорю в этой статье, что русские и финны – братские народы, я имею в виду то, что у нас больше общего, чем нам кажется. Этнически русских представляют как людей славянского, так и финно-угорского происхождения. Y-ДНК гаплогруппы R1 представляют собой славянские корни, а гаплогруппы N1 – финские. Наша история, которая идет в глубь веков на тысячи лет, показывает нам, что в жилах многих русских и финнов течёт одна кровь.»
Здесь я позволю сделать свое дополнение: Последние исследования показали, что индоевропейцы происходят с территории Северной Индии, только ушли предки славян в военные походы оттуда очень давно – около 4000 года до н.э. Все они носители специального маркера R1a1a на мужской Y-хромосоме. Жрецов и волхвов предки славяно-балтов взяли с собой не очень много – поэтому в поздние века так сильно пострадала «традиция». У финно-угров «волхвовство» передавалось по женской линии, а у индоариев – по мужской. Я не буду углубляться в эту тему, но сделаю свой личный вывод: новые народы (индоарии) оттесняли финно-угров, другие же ассимилировались с коренными жителями и вынуждены были брать себе в жены местных женщин. Один из мотивов финского эпоса «Калевала» – это конфликт Вяйнамейнена (волхва мужчины) с колдуньей Лоухи отражает те далекие процессы адаптации двух народов.
Далее «Автор» пишет:
«В 1150 годах, Финляндия стала частью Швеции, т.е. была присоединена к христианизированной западной Швеции. На протяжении последующих 700 лет Финляндия оставалась в несколько угнетенном положении, потому что правила шведской монархии запрещали финноязычным занимать сколь-нибудь высокие должности, в то время как финн, говорящий на шведском, мог по шведскому закону обучаться в университете и занять определенную должность при шведах, управляющих его страной.»
«Автор» не затронул очень важного и ключевого момента, который до сих пор является тем «камнем преткновения» о котором я упомянул в начале рецензии. Этим «камнем» является тема отношений Древнего Новгорода со своими соседями. Краткая справка (Новгоро;дская земля;— одно из крупнейших территориально-государственных образований в истории восточной Европы. Новгородская земля находилась на северо-западе и севере Руси. С Новгородской земли началась древнерусская государственность под властью династии Рюриковичей. ) Новгород вел очень гибкую политику с теми народами, которые жили на подвластных ему гигантских территориях. Нас интересуют в первую очередь карело-финские племена. Они находились на данническом положении. Т.е. Новгород обеспечивал военную и политическую поддержку, а племена в свою очередь платили дань и знать входила в состав вечевого правления, примером может служить Семен Йемен( «Йемь» или H;me одно из главных финских племен).
Новгородцы не строили крепостей, а при необходимости предпринимали военные походы. Современные финские и прошведско настроенные историки пытаются представить эти отношения в ином свете, что древний Новгород притеснял финские племена и поэтому в 12 веке финны призвали шведов крестить их в истинную веру и защитить от Новгорода и русских. В статье сказано, что в 12 веке Финляндия стала частью Швеции, что в корне не верно. В 1155 году наследник шведского престола – будущий король (тогда еще только конунг) и английский епископ Генрих без санкции Папы Римского и соответствующей буллы, совершили по факту захватнический поход в Юго-Западную часть современной Финляндии, в земли племени Сумь. С ними следовали и переселенцы из Швеции. Огнем и мечем шведы стали искоренять местную веру и подчинять себе оказывавшие сопротивление финские племена. Построили крепость.
Если мы посмотрим в Википедии «историю русско-шведских войн», то мы увидим следующую информацию: «Начало войн между Швецией и Русью восходит к середине XIII века. В то время было спорным прибережье Финского залива, которым стремились завладеть как новгородцы, так и шведы». На самом деле это не верно, потому что конфликт начался именно с первого крестового похода шведов в Финляндию 1155 года. Через несколько лет последовал ответный поход новгородского войска, в состав которого входили не только карело-финские племена, но и эстонские. И это противостояние Швеции и России длилось до начала 19 века. Это тема отдельного доклада. Мы же постараемся развенчать некоторые исторические мифы.
Первый – это добровольное призвание шведов с целью «крещения в истинную веру». Вскоре после захватнического похода финский патриот Лалли убил ненавистного епископа. Мне очень нравится репродукция 1854 г. Экмана, где красивый витязь (Лалли) убивает топором гнусного епископа на заснеженных санях. Есть же и другая известная скульптура епископа, попирающего ногой «чумазого» финского язычника. Канонизация короля Эрика и Генриха произошла намного позже в 16 веке. Прежде чем говорить о «крещении» финнов», скажем пару слов о крещении скандинавских и русских конунгов. Много красивых легенд о крещении Руси князем Владимиром. На самом деле все скандинавские конунги до этого не раз нанимаемые со своими дружинами охранять греческие суда, отвозившие на невольничьи рынки рабов и награбленное богатство, прекрасно были знакомы с христианством. А также с Рима посылались проповедники, одним из самых известных был Ансгариус в Швеции в Бирке еще в 800 г. Поэтому, предав веру своих предков, в 960 г. первым крестился датский король Гаральд Синезуб, дальше шведский и норвежский конунги с одинаковым именем Олаф. И уже в 988 году примеру своих «товарищей» последовал и Владимир. В отличие от своих западных братьев «во Христе» Новгород не заставлял карелло-финнов принимать обязательное крещение.
Нужно учесть еще тот факт, что в торговых землях уже с первых веков были христианские общины, также как и иудейские. Доказательством этому служат найденные христианские захоронения. В Финляндии найдены мечи, изготовленные финскими мастерами, датированные 5-9 веком, где рукоять была украшена христианской символикой и другие доказательства. Это и не удивительно, ведь территория, на которой жили финские племена, всегда была центром торговли. Даже древняя столица Турку имеет славянский корень (Торг). Аналогично слово Raamattu (Библия) имеет тоже славянские корни «Грамота». Исследование названий рек и населенных пунктов это очень интересная наука. Приведу только один пример очередного мифа. В Санкт-Петербурге есть река Мойка. Так вот название это не связано с тем, что там «бабы белье мыли» т.е. с русским словом «мыть», а имеет чисто финские корни. Это составное слово МуйкуЙоки, или в переводе река ряпушка (рыбка такая).
Закончим начатую мысль. Финские племена были прекрасно знакомы с «новой верой» и у каждого была свобода выбора принять ее или нет. Определенно кому-то было выгодно пришествие шведских захватчиков, но никак не местным жителям, которые в последствии подверглись религиозному геноциду. Мы развенчали оба мифа насчет притеснения русскими, и насчет призвания для крещения в свою веру. Вдобавок, можно сказать, что мы обладаем весьма скудными непосредственно историческими материалами. Это несколько папских булл, рисунки на стенах и летописи. Но есть и факты, которые я перечислил. Шведы в итоге оказались более грамотными воинами. Они строили крепости-форпосты и закреплялись на них. Новгородцы были слишком уверены в своих силах. И поэтому вместо того, чтобы после ответного похода и победы, разрушать крепость, нужно было самим в ней закрепляться. Но они этого не делали и поэтому шведы постепенно захватывали все новые и новые территории. Но именно первый «крестовый» поход является важной вехой. До этого русские и скандинавские конунги вели практически одинаковый образ жизни. Схожи были и языческие традиции, было много династических браков. Все разделилось, когда произошел великий церковный раскол 1054 года, разделивший мир на два полюса Западный и Восточный. И это противостояние не разрешено до наших дней. Опустим период русско-шведских войн и пойдем дальше.
«Как много раз происходило в истории Финляндии, великие европейские лидеры и политики оказывали своё влияние на судьбу Финляндии. Когда Наполеон заключал пакт с Российским императором, было решено, что Финляндия станет частью Российской Империи. И в ходе войны между Россией и Швецией в 1808-1809 годах Швеция потеряла Финляндию…
Удивительно, но Русский император Александр Первый предоставил Финляндии полную автономию, а также поднял статус финского языка, хотя Шведский по-прежнему оставался другим официальным языком в Финляндии…
В отличии от времён шведского господства, при российской власти финнам было позволено исследовать, продвигать и ценить своё культурное и национальное наследие. В 1830-х годах финский поэт Элиас Лённрот собрал древние финские верования и мифы в своей книге Калевала. Лённрот потратил несколько лет, собирая эти поэмы и часто посещал Карелию, землю, которая показывает культурную близость финнов и русских. Карелия населена как финноязычными и русскоязычными карелами…»
Дальше «Автор» перескакивает на конец 19 века, когда отношения между Финляндией и Россией стали напряженными и «Тому была причина, а именно – мысли финнов о независимости от России.»
Давайте здесь немного остановимся и добавим важной информации, которую по каким-то причинам опустил «Автор».
Я хочу сказать о становлении «финно-угроведения». Серьезные научные изыскания в области истории, этнографии и языковедения финно-угорских народов начали проводиться лишь в XIX веке при финансировании Российской Академии Наук. Приведем имена выдающихся исследователей в этой области: М. Щёгрен, А.Кастрен, Э.Леннрот и Я.К. Грот. Эти ученые путешествовали по всей России, собирая богатый научный материал. Апофеозом этой деятельности стало появление финского «эпоса» Калевала, составленного Элиасом Леннкотом на базе собранных им народных карело-финских сказаний и преданий.
Но, к сожалению, поговорка «благими намерениями выложена дорога в ад» часто оказывается верной. Разожженный интерес к культуре и истории финского этноса привел к концу 19 века к националистическим сепаратистским настроениям. Итогом были ответные жесткие меры со стороны России. В 1904 году был смертельно ранен генерал-губернатор Финляндии Николай Иванович Бобриков. В последствии, отголоском этих настроений стала идея создания «Великой Финляндии».
Также нельзя не отметить роль Российской Империи в развитии финской экономики. Обустройству Великого княжества уделялось чрезвычайно большое внимание — Александр I, а затем Николай I стремились приблизить его к России путём проведения многообразной политики реформ. В них, в частности, входило улучшение экономического положения развитием торговли, промышленности и путей сообщения. В Финляндии в изобилии появляются торговые и мануфактурные компании, отстраиваются города (В 1812 году император Александр I пожаловал Хельсинки статус столицы Финляндии. Одновременно была начата застройка центра Хельсинки в стиле ампир. В этих зданиях расположились важные учреждения нового великого княжества. В 1828 году из Турку в Хельсинки также был перенесён университет.), она начинает покрываться сетью дорог, и давняя мечта финского купечества о соединении каналом озёрной системы Саймы и Финского залива становится реальностью. В мае 1835 года Финляндскому инженерному ведомству было выдано задание на технические изыскания по сооружению Сайменского канала. Это была крупнейшая стройка того времени.
Дальше «Автор» переходит к событиям Первой Мировой Войны. Он пишет:
«В особенности, начало Первой Мировой Войны подвигло многих национально-мыслящих финнов вступать в Германскую армию и избавиться от российского доминирования, если понадобится – силой.
Финны не были обязаны служить в Российской армии, но, несмотря на это несколько сотен финнов добровольно сражались в Российской армии в Первую Мировую Войну. Одним из них был генерал-лейтенант Российской императорской армии, а позднее Маршал финской армии, Карл Густав Эмиль Маннергейм (1867-1951).»
Я хочу добавить, что финны сражались и раньше в составе Русской армии. Мой прапрадед воевал в русско-турецкой войне 1877-78 годов. В боях под Плевной и Шипкой также принимали участие финские «егеря».
Дальше была революция в России: «В ноябре 1917 года большевики, чьи руководители и спонсоры жили в безопасности в Нью-Йорке в США, решили организовать кровавую революцию…. В виду т.н. “Русской революции”, Финляндия объявила о своей независимости 6 декабря 1917 года. Ленин, который был одним из руководителей революции, не стал этому противиться, но он и те кто его поддерживал, кто поддерживал большевиков в Финляндии, помогли организовать в Финляндии гражданскую войну в 1918 году, в течение последнего года Первой Мировой Войны. Попытка Ленина и его большевистского режима включить Финляндию в Советсткий Союз провалилась. Так была открыта новая эра отношений между Советским Союзом и Финляндией….
В заключение «Автор» пишет:
«История не любит сослагательных наклонений, однако мы можем извлечь уроки из истории. Мы коротко прошлись через историю Финляндии, как и через прошлое Финляндии в составе России… Для молодых патриотов и националистов это является главным фактором для их обучения. Некоторые из тех событий, о которых я рассказал, играют важную роль, в особенности, если не увидать полную картину. Только с грустью я могу заметить, что эти исторические события, которые произошли между нашими народами, иногда используются для обоснования анти-русских и анти-славянских позиций.
Сделаю и я свое заключение: Истории невозможно научить. Сколько авторов, сколько исследователей, столько и исторических версий. Мы не знаем всей правды о событиях, произошедших ближайшие столетия назад, что же говорить о тысячелетиях?!!! Все зависит от того, на какие источники опираться, под каким углом зрения смотреть. Но есть вещи сильнее источников, книг, архивов. Это беспричинные знания, это зов Предков. История переписывалась, уничтожались книги, сжигались величайшие библиотеки, убивали хранителей знаний и ученых. Но все равно невозможно уничтожить народную память. Эта память выражается в устном народном творчестве, в фольклоре, в приданиях, в сказках, в приметах. Для нас сейчас бесценными являются такие источники как карело-финский эпос Калевала, собранный Элиасом Леннротом. Известны конкретные сказители, хранившие и передававшие в песнях историю своего народа. С чьих слов и записывали эти сюжеты такие ученые как Элиас. А потом систематизировали, анализировали и выстраивали в четкую последовательность.
Естественно в этих сказаниях и легендах произошло наложение нескольких временных пластов, даже не столетий, а тысячелетий. Над материалом работают масса ученых – текстологи, археологи, этнографы и т.д. В качестве других важнейших источников служат «Младшая и Старшая Эдда», «Песнь Нибелунгов», и другие эпосы и предания. Сопоставляя эти источники, перед нами постепенно будет вырисовываться ясная картина общности культур совершенно разных на первый взгляд народов. Для всех древних племен были важны природные праздники, связанные с такими явлениями как солнцестояние, равноденствие и другие. Финны до сих пор любят проводить древний праздник Ивана Купала Juhannus. Мы можем попробовать провести такой праздник вместе, финны и русские, провести его трезво и весело, как делали это наши предки. Мать Природа – это величайший источник силы. Мы многое утратили в городской суете. Финны же очень любят и заботятся о своей природе. Многие живут на хуторах или в маленьких поселках городского типа.
Не нужно закрывать глаза на те события, которые происходили в истории взаимоотношений наших народов. Мы тысячелетиями были соседями. Мы ссорились и мирились. Нас пытались стравить друг с другом. И пытаются до сих пор. Но как сказал в своей работе Хенрик «у нас больше общего, чем нам кажется» и учитывая тему предстоящей конференции 70 лет без войны я закончу словами «Автора»:
«Эта статья посвящается тем Русским, Украинским и Белорусским солдатам, что в зиму 1939-1940 годов не вернулись домой с клочка темной и холодной земли далеко на севере Европы в Финляндии. Пусть эта статья выразит моё глубочайшее желание не допустить подобной катастрофы в наше время. Наконец, я посвящаю эту статью храбрым русским мужчинам и женщинам».
Я добавлю от себя – и финским тоже.
Финляндия и Россия – Два сражающихся брата: https://www.stormfront.org/forum/t661919/
Ссылка на интервью:
Свидетельство о публикации №120022404554