Воссоздание творческого вечера В. Д. Фёдорова
Кемерово. 2018.
К 40-летию памятных событий...
ВОССОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВЕЧЕРА ПОЭТА
ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА
«24 июля 1980 года.
Встреча земляков, тружеников Земли Кузнецкой с лауреатом
Государственной премии СССР Василием Фёдоровым»
Тамара Махалова:
"Так назывался авторский вечер поэта в тот торжественный день. Зная порядок вечера, с утра обговорила с режиссёром Н.Н.Ставцевым необходимые для меня, как автора сценария и ведущей, кадры синхрона на вечере. К 16 часам позвонила в особнячок Фёдоровым, чтобы заодно узнать о самочувствии поэта. Он ответил:
"Я как спортсмен перед Олимпиадой... Всё может быть."
Открывала вечер талантливый диктор Кемеровской телестудии Галина Сергеевна Скударнова. Представила Ларису Фёдоровну, пригласила поэта на сцену.
Начались приветствия от земляков.
Первым шахтёр Ипотенин. Василий Дмитриевич говорит:
– В шахте работал когда-то и мой отец.
После приветствия женщины-химика:
– Я, пожалуй, пересмотрю своё отношение к химии. Раньше я считал, что химики испытывают вредное воздействие веществ, сегодня я вижу, что это не так.
Женщина-строитель, преподносит поэту каску и мастерок, он:
– Этот мастерок символичен, но я бы не отказался от настоящего, так как в Марьевке мне предстоит облицевать погреб.
Преподаватель от госуниверситета преподносит картину «Рыбалка!».
Поэт: – Рыбалка успокаивает.
Виктор Баянов читает своё стихотворение «Изба на горе».
Из его воспоминаний о Вечере: (прим. – А.К)
«Летом восьмидесятого состоялся большой, празднично-яркий поэтический
вечер Василия Дмитриевича в Кемеровской филармонии. Шахтеры, химики,
студенты горячо его встретили и долго не отпускали со сцены. Он и сам
был в ударе, оживлён, доволен. Приветствуя Василия Дмитриевича, прочёл
там и я своё стихотворение «Изба на горе», ему посвящённое…»
«Позднее, в гостинице, куда я с товарищами помог ему нести цветы и
подарки от земляков, он пригласил побыть, поужинать вместе.
Поблагодарил:
– Спасибо за стихи и – что пришёл.
Слов нет, непривычно-радостно было мне, когда он, сидя на одном ряду
через несколько человек от меня и что-нибудь рассказывая, время от
времени склонялся к столу и, поворотясь, отыскивал меня взглядом...»
Поэт своими дополнениями к приветствиям снимал с них некоторую долю официоза и тем самым подключал зрителей к предстоящему, словно сжимал расстояние между ними в зале и собой на сцене, приближал зрителей к душевному разговору...
– Сидеть в зале и слушать – интереснее, чем говорить отсюда. В этом я убедился...
– Малая родина нас воспитывает, придаёт все те качества, которыми мы будем потом отличаться, и хорошими и плохими... Со временем у меня всё чаще возникало чувство благодарности к Марьевке, её земле, людям...
(см. запись о Малой родине из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
– Моя встреча сегодняшняя с вами - своеобразный творческий отчёт: если вы пригласили меня сюда, видимо, мне удалось прославить Марьевку.
– Быть признанным в Кемерово, значит, в стране получить признание...
(см. запись из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
– Нет такой страны, в которой бы так любили поэзию, жили ею... Поэзия создается там, где созидают. Начиная с Пушкина, наши поэты - созидатели, так как находились постоянно в социальном поиске. Прославляя малую родину, я всё время хочу постигнуть большую родину.
(см. запись из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
– Поэтому начну со стихов «С тобой, Россия!»
(см. сюжет из фильма ГТРФ 1972г.)
Перед чтением стихотворения «Земля»:
– Природа не всегда справляется с задачами, которые мы ей задаём... Иногда некоторые в селе забывают своё поле, старое поле, на котором выращивалось больше злаков, чем сейчас...
(см. запись из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
Василий Фёдоров прочёл и несколько незавершённых стихов, предупредив об этом слушателей:
– «Русские плотники» – ещё не печаталось, ещё обкатывается, валяется в бумагах...
Перед чтением стихотворения «На Парнасе»:
(см. дать на экран фото поэта с черновиком стиха)
– Жизнь оказалась так коротка; как говорила старуха: «Не успела горку перейти, оглянулась, а жизнь прошла... Стали уходить поэты – это стихотворение ещё тоже обкатывается...
(опубликовано в 1980 году, альманах «День поэзии», написано на смерть А.Т.Твардовского в декабре 1971 года)
– Есть ещё стих, в бумагах откопал – «1980-ый год».
(альманах «День поэзии», 1981. журнал «Наш современник», 1981. №12)
(см. видеосюжет из Юбилейного диска поэта Василия Фёдорова)
Из зала передают записки (читает):
Вопрос: «Когда вы поверили в себя как в поэта? Кто помог поверить?».
– Сам.
– Поверить в себя как в поэта очень трудно. Сегодня ты поэт, а завтра можешь и не быть им.
(см. запись из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
Вопрос: «Ваше отношение к спорту?».
– Спорт – это молодость. Мое отношение к спорту - это отношение к молодости.
Вопрос: «Переводите ли Вы? кого? Как относитесь к подстрочнику?».
– Перевожу, но мало. Только то, что близко. В одной книге у
меня идут переводы под рубрикой «Близкое». Перевожу с болгарского, монгольского, армянского...
(см.книга 1962 года «Седьмое небо». Стихи и поэмы. 10 переводов. см. листок оглавления).
Поэт читает из Аветика Исаакяна:
«Сирый, … убогий, из своей страны иду. По неведомой дороге...».
(P.S. Аветик Саакович Исаакян Армянский советский поэт, прозаик, публицист.Родился: 30 октября 1875 г., Гюмри, Эриванская губерния, Российская империя/ Умер: 17 октября 1957 г. (81 год), Ереван, Армянская ССР, СССР (см. фото Исаакяна)
Вопрос: «Кто послужил прообразом Харитона? дед?»
– Вы не ошиблись... Хочу перейти к стихам о любви и прочесть из «Золотой жилы» строфы, когда вернулся солдат.
(см. текст из поэмы: с «Харитону что?!» до «Ест он хлеб…».)
Вопрос: «Какую роль сыграла Марьевка в Вашем формировании?».
– Марьевка вложила интерес к поэзии. Там все любили и любят стихи. Ну а частушки сочиняли почти все.
Вопрос: «Чувствуется, что Вас больше волнуют вопросы бытия. В терцинах Ваших это особенно видно. И они мне нравятся».
– Посоветую прочесть мою новеллу «Последний катаклизм».
Вопрос: «Поделитесь, пожалуйста, мыслями о поэме».
– Отвечу кратко. Потому, что в поэму можно войти и не вер-нуться. Поэма требует очень большой работы. Если стихотворение можно писать по чувству, то в поэме должен быть замысел. А то, бывает, набьют в поэму много «мяса», а замысла нет.
Вопрос: «Интересно услышать о начале публикаций. Кто благословил?»
– В Иркутске стихи впервые напечатаны. Я считал это печатание случайным...Потом встретился с Мухачёвым, Стюарт, Твардовским. И дружески встречался, и в ссорах - всячески... Советские поэты тяготеют к интеллектуальной поэзии и по содержанию. и по форме. Поэзия теряет народные корни...
Слишком явное желание осовременить свою поэзию - это уже было в 1920-ые годы.
...Считаю: в поэзии должна быть верность непосредственному человеческому чувству.
(см. фото из газеты со стихом «К матери». Иркутская областная газета «Советская молодёжь» от 18 января 1940 года .
Поэт читает стихотворение «Пророчество».
Чтением стихотворения «По главной сути...» поэт завершает своё выступление. (см. запись из кинофильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
Слушатели просят читать ещё. Поэт читает:
– Стихотворение «О ней» (поэт говорит: «По сути это была моя первая поэма»)
(см.видеосюжет из юбилейного диска Поэта)
– Стихотворение «Зимний вечер»,
(см. запись из фильма 1980 г. «Здесь отчий дом»)
– Стихотворение «Любил, как сон, прелестную...»,
(см.сюжет песни Виктора Егорова)
– Стихотворение «Второй огонь».
В заключение поэт Василий Фёдоров прочитал стихотворение «Совесть».
(см. запись ГТРФ 1972г.)
Тамара Махалова:
«Поэт спустился в зал. А со сцены добрым и мудрым взглядом Василий Дмитриевич провожал зрителей с портрета кисти художника Ивана Филичева. Моим родным вечер очень понравился.
Многие слушатели, выходя из зала, говорили о желании продлить его, чтобы ещё и ещё слушать в авторском исполнении прекрасные произведения.»
Январь 2020 года
*
Сноски в скобках (см. ...) – это найденные кино и фото материалы для реального проведения воссозданного Творческого Вечера с живыми кадрами и живым словом поэта Василия Фёдорова...
Свидетельство о публикации №120022308068