Пара слов о Карле Занде
Стихотворение посвящено Карлу Занду.
О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казнённом прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.
**
Пара слов о Карле Занде, герое пушкинского стихотворения:
***
23-го марта 1819 года в пять часов дня к драматургу, Августу Коцебу, зашел посетитель. Дверь гостю сам хозяин и открыл, провел в гостиную, где они и разговорились. Как оказалось, к Коцебу пришел студент, Карл Занд, изучавший какое-то время теологию.
В ходе дружеской беседы Занд вдруг вынул из рукава кинжал, дважды ударил им Августа Коцебу в грудь, а потом резанул его поперек лица. Попутно он прокричал: «Смерть тебе, предатель Отчизны !«, выбежал на улицу, и там дважды пырнул самого себя, теперь уже другим кинжалом.
Как оказалось, у него их было два — так, на всякий случай.
Согласно показаниям свидетелей, Занд после этого потерял сознание — не забыв, впрочем, “… возблагодарить Господа на победу …”.
Ну, он не умер.
Докторам удалось привести студента Занда в такое состояние, что его можно было представить в зале суда, и процесс над ним стал, вероятно, наиболее сенсационным процессом в Германии того времени.
Оказалось, что Карл Занд принадлежит к обществу студентов-патриотов, убийство планировал загодя, в дом Коцебу явился, одетым в особый «старогерманский наряд», который использовали «… гимнастические кружки …» патриотических студенческих союзов, и вообще все сделанное должно было носить символический характер.
Оказывается, Коцебу был “… низким негодяем, писавшим легкомысленные пьесы …”, a смерти заслуживал за «… насмешки над германским студенчеством …».
Как это ни дико, но Занд стал героем. Его поступок превозносили, его считали «… праведником, бросившим вызов угнетению …», и когда его судили и приговорили к смертной казни, то, как говорили, «… рыдали даже судьи …».
Карл Занд был казнен.
Дамы из общества считали честью для себя обмакнуть платки в крови мученика, а из помоста, на котором ему отрубили голову, предприимчивый тюремщик соорудил у себя на участке что-то вроде хижины. Она стала местом паломничества для людей «прогрессивных убеждений», и не только из Германии. Волна энтузиазма докатилась даже до далекой России.
Tам один совсем юный стихоплет написал стихотворение «Кинжал».
Почему деяние Карла Занда олицетворяло для его современников «борьбу с угнетением» — это вопрос отдельный. Несчастный драматург, Август Коцебу, считался в Германии «… шпионом русского царя …». Язык меняется вместе с веком, и в 1820 «иностранный шпион» не выкрадывал некие военно-технические секреты, а «негативно влиял». Ну так вот считалось, что Коцебу “… негативно влиял на германских государей …” и тем препятствовал “… прогрессивному обьединению Германии …”.
Время шло, Германию через полвека после казни Занда обьединил Отто фон Бисмарк, и не так чтобы особо прогрессивно, а скорее “железом и кровью” — но традиция «патриотического злодейства» осталась нетронутой.
Когда Гитлер сидел в тюрьме, публика ломилась к нему примерно на тот же манер, как когда-то к студенту Занду ...
**
Свидетельство о публикации №120022110037