От таухида к тафриду. Что это?

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (336K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/

От таўхида к тафриду – что это?

MX;DXXXVII / 9 537

Что ж, Яхъя ибн Мугъаз
Очень в деле пригодился,
Проясняя всё как раз,
План Аллаха воплотился.
   – От Таўхида шёл к Тафриду,
      [Так далось Абу Язиду],
      От Тафрида – к Даймумие,
      [Страсть какой перипетие,]
      Выпил там такой стакан –
      Жажды где от Зикра нету
      Уж навек, [в концовку сету.]
Уровень такой был дан.
Даймумию – не слыхал,
Про Тафрид же так читал:

MX;DXXXVIII / 9 538

Солнце видно нам сквозь тучи –
На земле, таков Таўхид.
Расширеньем дела круче –
Появляется Тафрид:
Где на гору ты поднялся,
Солнцем прямо любовался,
Нет преграды никакой,
Смысл дела основной.
Хоть одно – в другом бывало.
Ведь Таўхида – круче нет,
Знает знающий, аскет.
Зверя там же всё Забрало.
Но Тафрид – подразделенье,
Видно, дела расширенье.

MX;DXXXIX / 9 539

Как – с Тальуином и Тамкином –
Чуть попозже, даст Аллах,
Приведём простейшим скрином,
Разгоняя мрака страх.
Но к Тафриду возвращаясь,
В Хилья чтеньем углубляясь, –
И Зу-н-Нун сказал такое,
Смыслом схожее, простое.
Къаля Йусуф – мы читаем,
То есть, то Юсуф сказал,
Как Зу-н-Нун и поминал
Бога. Мы как поминаем?
Есть – Начало, знай, Пути,
До Конца чтобы дойти.

MX;DXL / 9 540

   – Дал дунье – Тройной Развод,
      Где возврата больше нету,
      [К Богу тем святой идёт,
      В разъяснение аскету].
      К Богу я один пошёл
      И мольбою всё нашёл:
      «Боже мой, Тебя прошу,
      В одиночестве решу –
      Только Ты Один остался
      У меня…» [Такое дело,
      Воздвигалось что умело,
      Где ответ им ожидался].
      Бог про сидкъ мольбы узнал,
      Грань отчаянья признал…

MX;DXLI / 9 541

      [В нафсе – гранью что была.]
      Первым что там приходило,
      [Удивительны дела] –
      Суть моя про нафс забыла,
      [Весть такая удивляет,
      Горизонты расширяет,
      Накъшбандии где устой
      В этом мире под луной] –
      Биль куллияти – всецело.
      [Больше к нафсу нет возврата,
      Чудом вечным что, ребята,
      Щедростью Аллаха дело],
      Все творенья Бога дали –
      Интереса нет. [Видали?]

MX;DXLII / 9 542

Что Гъубейд нам рассказал,
И за то ему спасибо.
Много знаньем прояснял
Для отсталого Гъариба.
Вновь Абу Муса идёт,
Весть о гордецах несёт:
   – Хуже думал [страшна весть],
      Чем ты был в миру и есть, –
      Хоть один – ты был гордец.
[Мутакаббиром что звали,
Ад заранье обещали,
Старый знал чтоб и юнец].
Хуже всех – себя считай.
Зверя там Родимый Край.

MX;DXLIII / 9 543

   – Кто со страстью был своей –
      Нафса своего не знает, –
Скажет шейх в один из дней,
Гъисы сын, Муса спасает.
Следом весть жена сказала,
Знанием опять спасала:
   – К Богу душу я позвал,
      [Нафсом что Аллах назвал,] –
      Отказалась, в непокорность.
      Бросив эго я пошёл
      К Богу. [Сокол и орёл
Видели святых отборность –
Как дела они решали,
Эго в Боге сокрушали.]


Рецензии