Разговоры на завалинке

 

Мы сидим на завалинке*
И болтаем языком.
Дед Сергей, обутый в валенки,
Наслаждался пирогом.

За околицей** стадо мычит,
Свиньи нежатся в грязи,
У Ивана брюхо урчит,
И навозом пахнет вблизи.

Колосится рожь в огороде,
Наливается соком кочан.***
И лежалое сено в зароде,****
Поедает курчавый баран.

Тарахтит по дороге телега,
Пыль густая долго висит,
У Ивана дымится «Вега»,*****
И раскрытая бочка стоит.

Ну и как теперь в Армии служат?
Расскажи, говорит Иван…
И готовясь, рассказ послушать,
Сигареты прячет в карман.

«Помню, нас в 41-м подняли,
На рассвете, и сразу в бой.
Почти всех в этот день постреляли,
Крепко мы породнились с войной».

«Но теперь-то у вас ракеты»,
Рассуждает он сам с собой,
«Вон читал я про их «Береты»,
Цвет какой-то у них голубой».

«Басмачи, душегубы, убийцы,
Что творят они в деревнях.
Всякий сброд: мериканцы, английцы,
И всегда на каких-то жипах».

А ещё, продолжает он умно,
«Слышал я, скоро свету конец.
В городах стало грязно и шумно».
И зачмокал, грызя огурец.

«А скажи ка Ляксандр, не видел,
Ты тарелки, что в небе кружат?
Можа их кто на Марсе обидел,
Вот они к нам на юг и летят».

Дед Сергей улыбается хитро,
И лукавинка в пышных усах,
«А скинутся ль нам на пол литру?»
Говорит,  ковыряясь в ушах.

«Ну, совсем мужики обижаете,
Поднимайтесь, пойдёмте ко мне.
Вы совсем скоро здесь заскучаете,
Есть закуска и крепость в вине».

Мы встаём и заходим в мой сад.
И идём сквозь жасмина кусты.
Вот беседка, растёт виноград.
И повсюду инжир и цветы.

«Мужики, не скучайте одни,
Я схожу за посудою в дом…»
Промелькнули весёлые дни,
И исчезли растаявшим сном.



* Зава;линка (синоним призба — при избе, укр. призьба, белор. прызба) — сооружение-насыпь вдоль наружных стен в основании по периметру деревянного дома (бани), служит для предохранения постройки от промерзания зимой.
**Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Также — место вокруг селения, окрестность, округа. В переносном значении — окольная дорога, т. е. окружная, в объезд.
В сознании древнего славянина околица была важной границей, разделяющей мир человека и мир природы, организованное пространство и принадлежащее стихиям пространство. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебные человеку существа и силы перейти её не могут.
У славян существовал обряд, во время которого сохой проводят замкнутую борозду вокруг села как в профилактических целях для защиты от заразных болезней (особенно от чумы и холеры), мора скота, демонов и стихийных бедствий, так и в очистительных и отгонных целях — для прекращения эпидемии и эпизоотии и изгнания болезни за пределы опахиваемого пространства.
На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался старинный обряд: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год.
*** Кочан
Кочан может означать: Кочан — побег (верхушечная почка) капусты огородной, салата латука

**** Зарод (озерод) — специальное приспособление, напоминающие широкую лестницу из скрепленных жердей для сушки овса, жита, пшеницы, а также сена. Эти постройки, не свойственные более южным сельскохозяйственным районам, нередко оживляли архитектурный пейзаж северной деревни.
***** «Вега» - сорт сигарет с фильтром.


Рецензии