Земля пребудет во веки

На фото: текст одной из берестяных грамот
                (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).
               

 
Поразителен факт, что академик В.Янин, знаменитый открыватель и исследователь берестяных грамот Новгородской Руси, руководитель Новгородской археологической экспедиции (с 1962 г. до самой смерти), почётный гражданин Новгорода, который ушёл на 91-м году жизни 2 февраля 2020 г., завещал, не будучи новгородцем, похоронить его в земле Великого Новгорода, на территории старинного Рождественского кладбища (давно закрытого для погребений), что и было исполнено благодарными новгородцами.
Этот поразивший меня факт заставил обратиться к работам учёного, и тут я попала… в другое измерение.

Ощущение было, что этот человек, душу которого Новгород забрал в свой плен ещё в  1947 году,* проникнув в пласты его культурного слоя, запустив руку в древнее прошлое, изъял время между поколениями, предками и потомками, свернул время, заслоняющее нас друг от друга, в свиток или сжал его, как меха баяна, обнажив вечное…

«В истории всё на расстоянии вытянутой руки. А в Новгороде время вообще сплющилось. Когда мы поднимаем из земли письмо, написанное человеку, с которым уже познакомились в другой берестяной грамоте, – где оно, время-то? Его нет».

Это его восприятие было созвучно с моими ощущениями в Новгороде – и в стенах Детинца, и при созерцании фрагментов древностей на Троицком раскопе, за крепостной кремлёвской стеной (Людин конец)… Но учёный был погружён в это буквально, стоя, например, на древней мостовой:

«Я как-то стоял на раскопе, и мне в голову пришла мысль, в общем, лежавшая на поверхности: вот у нас под ногами только что расчищенная деревянная мостовая XIII века. По ней проезжал Александр Невский. Может, отпечатки копыт его коня где-то остались. А теперь посмотрим, что над нами – белый след от самолета в небе. Мы стоим в XIII веке, а над нами ХХI век гудит! И как это осознать?».

А я подумала: «По ней скакал на коне не только Александр Невский – по ней ходили мои родные предки-новгородцы!».

Или вот это. Из интервью В.Янина:
«…Одним из моих учителей был Александр Александрович Сиверс. Он до революции был камергером двора его величества… Его семья была дружна с семьей Горчаковых, и Саша не раз подавал свою детскую ручку Александру Михайловичу Горчакову – светлейшему князю, канцлеру и министру иностранных дел России, вместе с Пушкиным учившемуся в Царскосельском лицее. Я задумался: Сиверс вот этой рукой, как со мной, здоровался с Горчаковым, а тот – с Пушкиным. От меня два рукопожатия до Пушкина, три – до Державина, четыре – до Александра I, пять – до Наполеона...»

Какой массив знаний в одной фразе!..
 
Это было и моим открытием – «всё на расстоянии вытянутой руки», – правда, по другому поводу. Об этом написан мной сонет «Рукопожатие посла».

Тепло рукопожатия посла –
Посланника кубинского народа
12 февраля две тысячи шестого года
С «сердечным трепетом» хранит моя рука.

Не только в нём поддержка мне ценна –
Рукопожатия великого барбудо                (Фиделя)
Печатью отмечена, как чудом,
Рука у столь высокого лица.

Теперь и я приобщена к той силе –
Моя рука отмечена отныне
Могучим импульсом пылающих сердец,
Который мне дороже в сто раз будет
Браслетов драгоценных и колец…
Привет Фиделя сердце не забудет!

Кто в скрытую проникнет связь, в том сходу
Такая связь включается в работу.


Академик В.Янин удивительные вещи пишет о земле Великого Новгорода, его культурном слое:

«…Прекрасна сохранность в его почве всех без исключения предметов, которые когда-либо попали в землю. Новгород возник на плотных глинистых почвах, не впитывающих воды дождей, паводков и талого снега. Влага до предела насыщала его культурный слой, медленно сочась в Волхов и препятствуя проникновению в почву воздуха. Поэтому в культурном слое Новгорода не было условий для развития микроорганизмов, вызывающих процессы разрушения органических материалов, а металлические предметы в нем покрывались лишь поверхностной пленкой коррозии, предохранявшей их от дальнейшего разрушения».

«Земля, которую мы извлекали из древних слоёв в ходе раскопок, – без микробов. Она стерильна. У нас её охотно берут, чтобы благоустраивать Новгород, например насыпать клумбы… Но, чтобы на древней земле росли цветы, трава, её необходимо заражать. Для этого приносят зараженную микробами землю из поверхностного слоя и перемешивают с древним стерильным. И только после такой операции на ней начинает произрастать какая-то растительность. <…> В Новгороде стерильность имеется в древнем слое,  охватывающем толщу в 5—6  метров. Все предметы там находились во влажном слое. Дело в том, что вся территория Новгорода была подстлана плотными непроницаемыми глинами. На глинах возникает культурный слой. Он насыщался влагой… Вода никуда не уходила вертикально в землю, она сочилась в сторону Волхова. Поэтому всё время приходилось мостить улицы…».

«…Главным поделочным материалом в России вплоть до самого недавнего времени было дерево. Из дерева строили дома, им мостили улицы, из него изготавливали посуду и транспортные средства. На дереве писали иконы, а на коре березы – письма. И все, что было сделано из дерева, в обычных почвенных условиях обрекалось на безвозвратную гибель. <…> Между тем новгородская почва идеально сохраняет не только деревянные, но и костяные, и кожаные изделия, а также ткани, бересту, злаки».

«В Киеве воздух проникал во все культурные слои. Поэтому сохранились металлы, да и то ржавые, стекло, камень. В витринах киевских музеев – лишь отдельные предметы, и они составляют весьма ничтожную часть того ассортимента вещей, которые использовал средневековый человек. Дерево и органика были главными материалами. 90% вещей и строений тогда делалось из дерева. Это всё там исчезло навсегда».

                ***
И мне вдруг открылось: то, что земля Новгорода в силу её биохимических особенностей сберегала нетронутым доверенное ей, даже охраняла свой культурный слой от гибельных вторжений (дома в Новгороде приподнимали, ставя на бревенчатые подкладки из-за сырой почвы, а не на заглублённый фундамент, не рыли погребов и избегали рыть колодцы, что сохраняло культурный слой ненарушенным)… Это именно её, ЗЕМЛИ, заслуга в сохранении истории и удлинении исторической памяти потомков, в развитии их сознания и духовном возвышении самого Новгорода. (Янин говорил: изучение подземного Новгорода — последняя надежда узнать наше прошлое.)

Так, благодаря найденным в земле древностям развеяны главные мифы, созданные самими исследователями:
 
1) Древняя Русь была страной промыслов, не имевшей собственной промышленности (на изученных лишь 2% от древней территории найдены остатки около 150 ремесленных мастерских со сложной технологической рецептурой и инструментарием);
2) в Древней Руси культура простого народа была примитивной в отличие от знати (обнаружены тысячи нарядно украшенных бытовых вещей – шедевров прикладного искусства за пределами богатых жилищ);
3) Русь была поголовно неграмотной (найдены более тысячи берестяных грамот с текстом бытового содержания);
4) славяне пришли на русский Северо-Запад (Псков, Новгород) из среднего Поднепровья (тексты берестяных грамот, обнаруживая отличия древненовгородского диалекта от южно-русского говора и родство с языками славян южной Балтики, указывают на то, что славяне пришли на русский Северо-Запад из западно-славянских регионов)**.

Цепь из звеньев: Память–Сознание–Духовность – золотая корона на голове Великого Новгорода. И в сиянии этой духовной короны главная роль – его земли под ногами новгородцев в буквальном смысле. Земли как живого существа, открывающей свои тайны тем, кто резонирует с её Духом на сакральном уровне. Не потому ли академик Янин завещал похоронить его в земле Великого Новгорода – этого уникального места во Вселенной…

Земля с возвращаемой памятью (а ещё не было раскопок на Торговой стороне Новгорода!) – место осознанной духовной силы её детей.
Вот она, связь Земли (материи) и Духа.
И это никак не связано с религией.


_______________________
*В 1947 г. после 1-го курса истфака МГУ Валентин Янин впервые принял участие в раскопках в Новгороде, в который влюбился на всю жизнь. И Новгород ответил ему взаимностью.
**Добавим ещё один миф (хотя и не связанный с раскопками):
архитектура и живопись Древней Руси не заслуживает внимания, исключение – творчество иностранных мастеров (массовая расчистка храмов, икон, фресок от поздних наслоений не оставила от этой легенды камня на камне).


Рецензии