Шейх Дауд лечил нафс через самт-молчание

Окталогия "Ас-Сафи" – эпическая драма с элементами лирики философско-дидактического содержания в 8 частях, 40 книгах, 124 тысячах бейтов – крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (~340K/~920К, материалы готовятся к публикации). Литературный колосс карачаевского писателя уже обошёл по объёмам греческую "Илиаду-Одиссею" Гомера (29К), индийскую "Рамаяну" Вальмики (48К), персидское "Шах-намэ" Фирдоуси (120К) и индийскую "Махабхарату" Вьясы (180K), пока уступая лишь кыргызскому эпосу "Манас" (396-416~500К). Окталогия ни в печатном виде, ни в электронном варианте не продавалась и не продаётся – находясь в свободном доступе для всего человечества.
Окталогия "Ас-Сафи" Шукура Тебуева на официальных ресурсах произведения:


Международный профиль произведения
https://www.tumblr.com/as-safi-octalogy-poetry
YouTube
https://www.youtube.com/@assafipoetry
Стихи.ру
http://stihi.ru/avtor/shukurtebuev
Medium
https://medium.com/@shukur_tebuev
Яндекс Дзен
https://zen.yandex.ru/id/5f4b9a4152ad3101b4020e51
Автор.Тудэй
https://author.today/u/shukurtebuev
Wattpad
https://www.wattpad.com/user/shukurtebuev
Penfox
https://penfox.ru/author/shukurtebuev/
Readli
https://readli.net/profile/686167540/books/
Litsovet
https://litsovet.ru/user/106468
Yapishu
https://yapishu.net/user/shukurtebuev
Библиотека Поэзии
https://poems.su/authors/shukurtebuev/
СИ
http://samlib.ru/t/tebuew_s_s/


Шейх Дауд, отличавшийся до этого словоохотливостью, лечил нафс через самт-молчание: за целый год посещения уроков Имама Абу Ханифы он не сказал ни слова

MX;CDXL / 9 440

Ученик Абу Ханифы
От Имама услыхал,
Обойдя рутины рифы,
Битву с нафсом начинал:
   – Знанья – есть, осталось – дело…
За него он взялся смело:
Больше года он молчит –
Самтом лечится, пиит.
И тафаккур тут открылся,
Стал он много размышлять,
Безошибочно шагать,
Чтоб никто не удивился:
Если год молчаньем сам –
Разберёшься, что есть там…

MX;CDXLI / 9 441

   – Если знание считать
      За оружья подготовку –
      Дело можно понимать,
      Саблю взять [или винтовку].
      Если только знаньем стало –
      Битвы вовсе не бывало?
      Дело нужно, чтобы биться,
      А не целый век учиться.
Шейх Дауд так полагал…
А не знание пустое,
И сейчас оно такое.
В те Века уже завал?..
Видно, так там получалось –
Энтропия разгонялась.

MX;CDXLII / 9 442

Триста Тридцать Пять Страница,
Чтобы Хилья почитать,
Том Седьмой. Не те там лица,
Чтоб спокойно отдыхать.
Три Десятка там Страниц –
Что для нафса страшный блиц
Был длиною в марафон,
Не такой хотел разгон…
   – Словно ты бежал от львов –
      От людей мирских беги,
      Гъахд Аллаха сбереги, –
Шейха был устав таков:
Через Год не стал ходить
Он к Имаму – гъузле быть…

MX;CDXLIII / 9 443

Двадцать Лет уединенья.
И на год всего динар
Для еды из иждивенья,
Нафсу тяжек тот удар.
Две лепёшки в день хватало,
Коль одной бывало мало –
Наедался и молился,
И в тафаккур углубился.
Нафс свой часто упрекал,
Все соседи то слыхали,
Да и гости, что бывали,
Мрачно эго зажимал:
Как-то раз морковь хотело –
Вслед до смерти уж не ело…

MX;CDXLIV / 9 444

Так же – с солью. Финик там.
Воду лишь горячей пил,
[Накъшбандия… Это Вам
Благороднейший распил
И Страшнейшая Аскеза,
Где Святыми всё для веса…]
Целый мог динар отдать –
Даника ценой где брать,
Что – шестая часть дирхема.
Так был щедрым выше меры,
Проявленьем полной веры,
Такова святого тема.
Вкратце всё Вам рассказал,
Нафсам передышку дал.

MX;CDXLV / 9 445

Как – их «брат» в тюрьме страдает,
Шейх Дауд куда загнал,
Хуже в мире не бывает,
И жены себе не взял
В Шестьдесят Четыре года –
Показатель для народа,
Что до женщин слабым был,
Чтоб аскезу оценил…
И людей он избегавший –
Знал про то Абу Усама
И Ибну Гъуейна рано,
Прямо им про то сказавший:
   – Раз пришли, но больше вас
      Чтоб не видел. [Краток сказ.]

MX;CDXLVI / 9 446

На намаз он выходил
Вслед – къад къамати с-солят.
Вслед саламу – уходил,
Жёсткой гъузлой в мире свят…
Джамагъат не оставлял,
Как Пророк нам завещал.
На собранья не пойдёт,
Не видал его народ,
Часто ранее видавший…
Так за дело взялся он,
К Богу химмою силён,
А не солоно хлебавший.
На такого не равняться –
Можно только удивляться…

MX;CDXLVII / 9 447

Коль совета попросили,
Шейх Дауд давал совет:
Чтоб родителей почтили,
Скажет трижды им в ответ.
Ну а дальше для работы,
Набирая обороты:
   – Жизнь, как день поста живи –
      Разговеньем смерть. [Лови.]
   – … Уа кафа – якъином зухда,
      Знаньем – богомолье стало,
      Богомолия ж – хватало,
[Святости такая Бухта…]
Бакру ль-Гъабид нам сказал,
Если Хилья кто читал.

MX;CDXLVIII / 9 448

Правоведом раньше был,
Здесь наносит им удар –
Друг давнишний посетил,
Где Абу Ханифы дар,
То есть, – двор прямого знанья,
Явным дан что в притязанья.
Друга же Гъумейром звали,
Про такого коль слыхали.
Но не хочет к ним ходить:
   – Ахырату пользы нет
      В тех маджлисах. [В Жесть Ответ,
«Правоведам» заценить, –
Рядом даже не стоять,
Им Имама не видать…]

MX;CDXLIX / 9 449

[Потому Имам Агъзам
Перед смертью Тарикъат –
Принял, что на радость нам,
Враг горюет где-то в Ад.
В книгах мы других читали,
Видимо, Даудом дали
Машраб в мире Накъшбандии
Для святой перипетии –
Ученик и приобщил,
Коему он дал начало
Разговором у причала,
В гъузла этим уходил…
Ахырат коль выбирали –
Тарикъатом все шагали…]


Рецензии