О свободе... , 1915

 дороже / Тонкий крест и тайный путь», «Легкий крест одино-
ких прогулок / Я покорно опять понесу». Все это в большей
степени характеризует лирику О. Мандельштама 1910—1912 гг.,
составившую условно-символистскую часть «Камня», но и в
дальнейшем его не покидает ощущение страха перед безмерно-
стью и бесконечностью мира:
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
(«О свободе...», 1915)
Драматизм положения усиливается из-за того, что все
попытки «заклясть хаос» в духе символизма осознаются по-
этом как недопустимые, их осуществление грозит гибелью
лирическому «я» (наиболее показательно в этом смысле сти-
хотворение «Я вздрагиваю от холода...»). В первую очередь
к таким попыткам относится музыка, которая традиционно
ассоциируется с гармонизирующим началом: «Но музыка
от бездны не спасет». С отказом от нее у О. Мандельштама
связан пафос тишины-молчания: «тихая свобода», «тихий
гимн», «тихий звук... речей», «напев... тишины», «пенатов...
восторженная тишь», «полночных птиц незвучный хор»
и т.д.
Тишина несет в себе духовно-творческое начало. Поэтому
в отличие от природного хаоса, который сопровождается по-
стоянным указанием на немоту («И стоит осиротелая / И не-
мая вышина»), неизменным признаком тишины оказывается
звучание. Творческий характер молчания декларируется по-
этом в стихотворении «Silentium» (1910). Это произведение
подхватывает тему одноименного стихотворения Ф. Тютчева,
но решает ее несколько в ином ключе. Апология безмолвия
как воплощения некой мифообразной «первоосновы жизни»
утверждает невозможность проникновения в «музыку запре-
дельного»:
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
Тем самым поэт развивает один из основных тезисов ак-
меизма: «непознаваемое, по самому смыслу этого слова,
нельзя познать... все попытки в этом направлении — нецело-
мудренны. <...> Детски — мудрое до боли сладкое ощущение
собственного незнания — вот то, что нам дает неведомое»34.
Не случайно О. Мандельштам усвоил весьма значимое для
акмеистов определение: «как адамисты, мы немного лес-
ные звери»35. Упоминание о «звериной душе» лирического
«я» появляется в стихотворении «Ни о чем не нужно гово-
рить...». Здесь дважды повторена заповедь творческого со-
зерцания как единственного способа гармонизации ощуще-
ния высшего.
Подтверждением этого становится одно из немногих поле-
мически заостренных стихотворений «Камня» — «Мы напря-
женного молчанья не выносим...», которое направлено на раз-
венчание символистской трактовки категории музыки. В этом
же произведении упоминается еще один источник установле-
ния связи с таинственным миром в духе символизма — слово.
В интерпретации символистов слово-символ позволяет выя-
вить скрытую сущность явления. Одновременно акт наимено-
вания соединяет «я» человека с миром, потому что, как утверж-
дал А. Белый, только в процессе называния предмета «я»
вступает в мистическое единение с сущностью вещей. О. Ман-
дельштам отвергает такой путь соединения личности и бытия.
Ему присущ общеакмеистический протест против инфляции
священных слов. Поэт писал: «...русский символизм так много
и громко кричал о «несказанном», что это «несказанное» пошло
по рукам, как бумажные деньги».
34 Гумилев Н.С. Наследие
Все в этой жизни временно, кроме любви...
Лишь любовь излечивает раны...
Любовь в сердце в себе порви
На руках летущие паны...

Ничто не страшно великой любви
Любовь побеждает боль...
Любовь умирает в груди проявив
Любовь дождинка столь...

Бог-это вода, солнце, планета
Ведьма, там с золотым кольцом...
Пока живет мир, нужен Света
Жизнь о любви начинается
у предков с концом...

Притяжение манит меня...
Но Российская душа не устает...
Младенец Матери манит меня
Под вечер Мендельсон пристает...

Германия. Красивая женщина
Кинолента. Чтоб не стать старой...
Играла на бубнах оскамина
Она хотела любви острой...

Не надо свеч, там хлопают в ладоши...
Тихий вечер, играет сам Бог...
"Экс юз ми" можешь дольши
Открыть мобильное приложение Дог...

Витамин С, Германия, Париж
Чего же хочет мой ребенок?
Съесть сникерсни лизуна лиж
Окрашивание от Шварскоп.

Оливер ты была наша защита
Хочется ласкового разговора...
Когда бензином на дороге пролито
Чихание и мужщин сговора...

Абсолютная чистота, Хеден Шолдрес
Ласковый берег и вздох Мармеладки...
На самом деле я нашла Чили перец
За 999 рублей, робота кино припадки....

Сам сатана пришел от Бога покарить Мир...
Мир везувий. Мир открытого дворца...
Когда упадет с неба бриллиантовый сапфир
Зазвенит нашид успокоительного Ларца...

То что душе дорого, то что кто сказал
Мир устроиться как сказал господин Зюганов...
Немного Гитлер со шлефов мазал
Штаны ужа мир перонов...


Рецензии