Амфортас

Король-Рыбак недугом истомлён.
В бальзамах аравийских мало прока.
Ни вина, ни елей, ни нард Востока
Не могут боли разорвать полон.

Из раны старой, что горит жестоко,
Проступит вновь сквозь белоснежный лён
Огонь -- алей гранатового сока.
И всё ж властитель будет исцелён.

И перья белых птиц покроют дом,
И станет он лазоревым гнездом,
Где зародится радость из печали.

И тот придёт, кого так долго ждали,
И, в арфы звон вплетаясь серебром,
Песнь разнесётся о святом Граале.

17/18. II. 2020.

Виньетка из книжных миниатюр А.Копанёвой.


____________________________
Дополнение, сделанное 15 мая.

По поводу разночтений Анфортас/Амфортас у меня сегодня возникла догадка, что, возможно, два варианта одного имени появилось оттого, что в рукописях буквы часто соединялись между собой - скорее, не столько из эстетических соображений, сколько ради экономии места и дорогих письменных материалов. Хотя и на вид такая вязь, безусловно, красива. Что в старославянском, что в готическом письме рядом стоящие буквы могут иметь общие элементы, т.е. как бы срастаться друг с другом.
К сожалению, я не лингвист и не специалист по древним рукописям и даже не знаю, сохранилась ли самая-самая первая, самая-самая изначальная рукопись Вольфрамова "Парцифаля"; заглянуть в неё и посмотреть, как пишется это имя там, у меня нет возможности. Но, скажем, имя самого автора "Парцифаля" в Большой Гейдельбергской рукописи написано таким образом, что две последние буквы - a и m - соединены (правая палочка буквы a одновременно является левой палочкой буквы m), и его вполне можно прочитать, как "Вольфран". Не исключено, что и с Амфортасом произошла похожая история. Хотя разве это существенно? Такие загадочные персонажи запросто могут иметь не только несколько вариантов одного имени, но даже и несколько совершенно разных имён.


*****

27. IV. 2023.
Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.


Рецензии