Контрабас Зюскинда

Включает в наушниках Libertango Астора Пьяцоллы
https://www.youtube.com/watch?v=LElPp9Ou49U от 43:05

Один хороший знакомый дал мне совет: если хочешь разобраться с наполнением макрообраза, познакомься с Контрабасом Зюскинда. Я открыл Контрабас Зюскинда – в качестве наполнения там был исключительно Зюскинд. Да и могло ли быть иначе? И, скажу честно, Зюскинд мне не понравился. Потому что Зюскинд это про патологию, а хочется уже какой-то нормальности. Наступил вечер, я закрыл Контрабас, и мы с женой поехали на концерт, посвященный Дню всех влюбленных. Там были и контрабас, и контрабасист, и даже признания в любви, но совершенно никакого Зюскинда. А потом мы возвращались домой по тёмному городу, а на кухонном столе нас ждал рисунок: два человечка под большим солнцем, буква «Л» из сердечек и надпись: «Папа и Мама! С Днём Святого Валентина!»
А с наполнением макрообраза я, похоже, так и не разобрался. Увы.

Включает Palladio Карла Дженкинса
https://www.youtube.com/watch?v=LElPp9Ou49U от 47:42


Рецензии
Не люблю не соглашаться с поэтом по сути поэтического высказывания. Логика нарушена. Наполнение образа и наполнение образа не аутентичным материалом (контрабас не контрабасом, средневековье - не средневековьем, и кстати, в Парфюмере 16-17 век),суть - одно и тоже. В Котнрабасе запечатлен контрабасист. Или это - новость, что оркестровые басы - неудачники, при всей значительности их инструмента. Я - ни минуты, не музыкант, но я поигрываю на гитаре. Первое, с чем столкнулся в освоении этого инструмента - мозоли на кончиках пальцев. Помню эту боль. И да, Зюскинд описывает нездоровье, если смотреть на его героя из подполья, как смотрели Гоголь и Достоевский. Но если представить себе реального контрабасиста, уверен, он будет похож на героя Зюскинда. И кстати, герой его - скорее герой Кроткой, нежели Записок из подполья. Вы уже поняли мою позицию, Зюскинд без Достоевского невозможен. Больной ли мир Достоевского? Вероятно. Но именно он сказал о красоте и спасении мира, именно он пролил не напускные слезы о замученном ребенке.
И кстати, по поводу Серой композиции, бордюр - под калиной, не в характере.
Да, еще одно. Рекомендую старый фильм Феллини, Репетиция оркестра. Там вы увидите ту же биполярность и амбивалентность личностей музыкантов.

Феликс Гойхман   10.11.2020 17:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Феликс! Не знаю, для меня тут все логично. Про наполнение макрообраза я честно написал - не разобрался :) Так что критиковать меня с этой стороны вроде не с руки. Центральная фраза моего высказывания: устал от патологии, хочется нормальности. Вот Вы пишете: "...если представить себе реального контрабасиста, уверен, он будет похож на героя Зюскинда" А откуда такая уверенность? И не грустно ли, не страшно ли жить с таким взглядом на мир и на людей? Я же, может быть вопреки очевидности, хочу верить, что нормальные люди существуют, и даже среди контрабасистов :) Сравнение Зюскинда с Достоевским, по-моему, не совсем корректно. Достоевский все-таки искал путь наверх из патологической заданности. У Зюскинда я этого не увидел. Там патология провозглашается нормой. Надеюсь, без обид? :)

Jag   10.11.2020 17:37   Заявить о нарушении
Влад, стихотворение я не критиковал, спорил с посылом, поскольку, в отличие от чисто лирического высказывания, в вашем стихе посыл первоочереден. Вы сами сказали, хочется нормы, валентинова дня. Ради бога. Мне тоже иногда хочется. К слову, мечты героя о сопранистке Саре - вполне нормальны. И с Достоевским все в порядке. Помните мечты-сожаления героя в Кроткой. Девушка из борделя, чем вам - не сопранистка? И какие обиды? Мнение - не более того. Кстати, что думаете о бордюре и ссылках, что я прислал?

Феликс Гойхман   10.11.2020 17:51   Заявить о нарушении
Феликс, завтра продолжим, с Вашего позволения, сегодня устал

Jag   10.11.2020 18:34   Заявить о нарушении
Отдыхайте.

Феликс Гойхман   10.11.2020 18:43   Заявить о нарушении
Доброе утро, Феликс!
Сначала о музыке. Я послушал по ссылкам, добросовестно :) Особо на сердце ничего не легло. Не знаю, не дорос наверное. Ближе всего к тому, что я могу слушать, Скотт Хедерсон. Может, просто сейчас в настроение не попал. Я как-то устал в последнее время от виртуозов, вокалистов, мультиинструменталистов и пр., хочется простоты. Вот, примерно такого чего-то:
Джон Прайн - молодость, зрелость, старость
http://www.youtube.com/watch?v=9zpGvuOTFYw
http://www.youtube.com/watch?v=F0t7bBwtwwI
http://www.youtube.com/watch?v=nXbEFTv9zr0
Яромир Ногавица
http://www.youtube.com/watch?v=BeSuX-gHB5M

Вот эту Вашу фразу я не совсем понял: "И кстати, по поводу Серой композиции, бордюр - под калиной, не в характере." Что не в характере? То, что бордюр под калиной или еще что-то? Может, развернете чуть-чуть. Я эти стихи не считаю чем-то особенным, но людям почему-то нравятся. Вот и думай тут.

Про Зюскинда и Достоевского... Я, если честно, и от Достоевского устал уже. Почему если святая, то обязательно в борделе? Почему путь вверх лежит обязательно через низ? Мне кажется, это не так, или по крайней мере не всегда так. Но у Достоевского в силу его религиозности хотя бы есть это вертикальное измерение, есть верх, есть низ, есть добро, есть зло. А у Зюскинда, я боюсь, этого третьего измерения нет, поэтому его персонажи плоски до безобразия, кто-то кого-то любит, кто-то кого-то убивает, зачем, почему, неважно - просто нервы.
Вот возьмем "Парфюмера", которого я не читал, признаюсь, но осуждаю :) И сравним с "Именем Розы" Умберто Эко. У Эко тоже средневековье (раннее), убийства, непотребства - всего хватает. Но. Насколько другим духом это написано. Сумасшествию и патологии там противостоит Вильгельм Баскервильский - воплощение здравого смысла и трезвости. Читаешь и понимаешь, да, эта книга стоила потраченной бумаги :) На этом пока закруглюсь...

Jag   11.11.2020 11:27   Заявить о нарушении
Добрый день, Влад!
Почему вверх через низ? Потому, наверное, что Достоевский, сам того не знаю, в силу собственной биографии, должно быть, глубоко созвучен с религиозными экзистенциалистами запада. Вспомните рассуждения Кьеркигора о том, что философия начинается с отчаяния. Я понимаю, почему такого рода философия может утомить наших современников. Бог с нею. Расслабьтесь. Завалинка, лавка, плетень под калиной, но не бордюр. На мой вкус, это - северянинщина. И кто бы сомневался, что большинству северянинщина близка.
Влад, родной, что ж вы сразу не сказали, что любите кантри, я бы вас не мучил. Насчет Умберто Эко я не бы так уверен. Его Имя розы имеет другой генезис. Роман накрепко связан с новеллами Борхеса и отцом Брауном Честертона. С этой стороны, это - классический детектив. Что до Контрабаса или Парфюмера, то тут связь другая. Перед нами прообраз савантов. Для сравнения возьмите Набоковского Лужина, это - люди не от мира сего, и конечно, они могут нравиться значительно меньше, чем прагматики, делатели, но они есть, и лично мне крайне интересны. И последнее, чтобы показать вам, что ничто человеческое мне не чуждо, присовокупляю три ссылки, две из детства, одну, итальянца Марио Бонди, из сейчас.

http://youtu.be/idYutdIV00A?list=RDEM1yt-m092_7rbkWQCVnP3IA
http://youtu.be/4wrNFDxCRzU
http://youtu.be/RcOzgGmBRrY

Феликс Гойхман   11.11.2020 17:27   Заявить о нарушении
Вспомнил, я же вам Градского послал, его сюиту по Элюару. Неужели тоже не понравилось, ни музыка, ни стихи?

Феликс Гойхман   11.11.2020 21:03   Заявить о нарушении
Градский для меня это исключительно "Первый тайм мы уже отыграли". Это из детства. Больше его ни в каком качестве не воспринимаю. Стихи там вроде ничего (понимаю, как это звучит :)

Jag   12.11.2020 11:05   Заявить о нарушении
и Феликс, я не слушаю кантри :) то, что я Вам послал это скорее фолк-рок (Джон Прайн) и авторская песня (бардовская, если хотите) - Яромир Ногавица.
Да, из последних ссылок понравился Don McLean - спасибо за него, попробую найти его дискографию, послушать, что-то еще.
"Лужина" люблю, искренно и давно, тем более, что сам играю в шахматы и в детстве подавал большие надежды. Но как его можно сравнить с тем же Гренуем? Типа, оба гении? Но один гений со знаком плюс, а другой со знаком минус. Между ними - пропасть. Как и между Набоковым и Зюскиндом.
Про калину... да, я понимаю, о чем Вы - разные семантические поля, хотя в городе калина тоже встречается время от времени, как и рябина. Но у меня были свои причины написать именно так.

Jag   12.11.2020 11:21   Заявить о нарушении
Влад, я никого ни с кем не сравнивал, я предлагал вспомнить. И даже если использовал этот глагол, не предполагал, что персонажей и их авторов кто-то будет сравнивать голова к голове. Вспомнить, чтобы по возможности выявить тенденцию. И саванты - не гении, или если хотите, воспользуюсь знаменитым силогизмом: все пудели - собаки, но не все собаки - пудели. Многие саванты - гении, но далеко не всякие гении - саванты. Как хотите, но Лужин - не гений со знаком плюс. Он савант с практически полностью разрушенной когнитивной системой, в этом смысле он не менее имморален, чем Гринуэй. Он не режет из плоти шахматные фигуры, и его за это не растерзала толпа, но он мог бы прийти к такому итогу, если бы имел дело не с шахматными композициями, а с ускользающей композицией ароматов живого, девственного тела. Вспомните (не сравните!!)), как Лужин относится к ушедшим с доски фигурам. Вам ничего не напоминает? Контрабасист - не савант уже потому, что он не вычеркнут из социума, но и у него есть, по его мнению, блокирующий, тормозящий контакт объект, это - его инструмент. Его сфокусированность на музыке, ее истории и ее статусе делает его образ отчасти пропитанным савантизмом. К тому же, в его рассуждениях есть очень приятный для меня момент. Он тоже "не любит" Вагнера, и тоже "любит" Шуберта. Насчет калины и бордюра я лишь предположил, и лично меня это - резануло. Не так резануло, как когда увидел в стихах одного моего заметного на БЛК тезки, горожанина без всяких, он вместо слова кладбище, употребил слово погост. Да, помню: ни страны, ни погоста рядом с Васильевским островом, но там побеждает музыка, в стихотворении имярека побеждала посредственность. Ваша калина - на грани, но грань не переходит. Рябина - без вопросов, в окна общежития Лита заглядывала рябина, но калина... Насчет Градского. Вспомнил, как после армии встретился со своим товарищем по учебке, профессиональным музыкантом. Это он первый подсадил меня на вымороченную музыку. Помню, как впервы слушал Machavishny orchestra.можете себе представить. А сейчас я под него совершаю утренние пробежки.
Насчет фолк-рока. Я видно, немного зашорен. Для меня фолк-рок, это Спрингстин, Дилан, Саймон и Гарфункль и Саймон, но к ним если убыстрить ритм и подключить банжо, кантри не получится. А с Аланом Прайном я не уверен.

Феликс Гойхман   12.11.2020 17:02   Заявить о нарушении
Доброе утро, Феликс! Сегодня утром слушал вот такое: http://www.youtube.com/watch?v=vztRqe_CHC0
Хочется поделиться с Вами :)
Знаете, как я вышел на Джона Прайна? Просто задал в гугле "исполнители, похожие на Боба Дилана". Поскольку Боб Дилан - мой любимейший исполнитель (ну, один из). Ранний Джон Прайн очень похож на Дилана, да и поздний местами тоже. Но это на первый взгляд. Если вчитаться в тексты, вслушаться, понимаешь, что Прайн как-то человечнее. Боб же Дилан уже как будто и не совсем человек, он - живой миф, чуть ли не Агасфер. Может быть, поэтому Прайн умер от ковида этой весной, а Дилан живет (мне кажется, он и в 100 лет будет творить, дай-то Бог). Так что не сомневайтесь, Джон Прайн - фолк-рок в чистом виде. Хотя, все это и условности - все эти жанры. Каждый большой автор - сам себе жанр.
Про савантов.. да, соглашаюсь с большей частью того, что Вы говорите. Я только уже не совсем понимаю, почему мы их обсуждаем :) Перефразирую апостола Павла: "У мудрых чувства навыком обучены различению добра и зла". Не то, чтобы я особенно мудр, но от некоторых текстов у меня отторжение чуть ли не на физиологическом уровне. Вот в википедии отрывок из Зюскинда - выдает по запросу Гренуй (придется целиком цитировать):
"Ребенок, не имевший запаха, бесстыдно его обнюхивал, вот что. Ребёнок его чуял! И вдруг Террье показался себе воняющим — потом и уксусом, кислой капустой и нестираным платьем. Показался себе голым и уродливым, будто на него глазел некто, ничем себя не выдавший. Казалось, он пронюхивал его даже сквозь кожу, проникая внутрь, в самую глубь. Самые нежные чувства, самые грязные мысли обнажались перед этим маленьким алчным носом, который даже ещё и не был настоящим носом, а всего лишь неким бугорком, ритмично морщившимся, и раздувающимся, и трепещущим крошечным дырчатым органом. Террье почувствовал озноб. Его мутило. Теперь и он тоже дернул носом, словно перед ним было что-то дурно пахнущее, с чем он не хотел иметь дела. Прощай, иллюзия об отце, сыне и благоухающей матери. Словно оборван мягкий шлейф ласковых мыслей, который он нафантазировал вокруг самого себя и этого ребёнка: чужое, холодное существо лежало на его коленях, враждебное животное, и если бы не самообладание и богобоязненность, если бы не разумный взгляд на вещи, свойственный характеру Террье, он бы в припадке отвращения стряхнул его с себя как какого-нибудь паука."
Как хотите, но это невозможно читать. И в Контрабасе есть что-то подобное, не в столь проявленном виде, но есть. Я чую :)
Я думаю, самый большой грех художника (в широком смысле) - это эстетизация зла.
Как Вы думаете?

Jag   13.11.2020 10:41   Заявить о нарушении
Насчет музыки, Влад, отличный выбор: синтез шотландской волынки и монгольского горлового пения. Не всегда подобный синтез возможен, но в данном случае, у меня нет слов. Уже не раз упомянутый мною Джон Маклафлин и один из его проектов Shakti. Там тоже крайне сложно вычленить из индийской по звуку и интонации музыкальной палитры его гитару. Насчет вашего последнего заявления о художниках этетизирующих зло - великолепно. Я счастлив, что вы так думаете. Что правда, я думаю немного иначе. Скажем, цитата, которую вы привели напомнила мне сказки Гофмана, и в частности Крошку Цахеса. Гофман - позитивист, при всем его романтизме: зло должно быть наказано. И Зюскинд тоже наказывает своего героя, но попутно его эстетизирует. Что тут спорить. Но тут и проблема, разногласия между нами: вы смотря на новорожденного Гринуэя, опираясь на Кантовский императив, вспоминаете о морали, а я - о крошке Цахесе. Мир сошел с ума. И короче всех и ярче многих выразился В.Друк: после этого храпа, ты мне больше - не папа. К кому он обращается? Вы думаете, к вертухаю, а я думаю, к Канту.

Феликс Гойхман   13.11.2020 13:29   Заявить о нарушении
не был знаком с этой цитатой из В. Друка; я думаю, что он обращается тут не к вертухаю, не к Канту, а к Богу:
"после этого храпа, ты мне больше - не папа" - это стандартное обвинение к Богу в бездействии, мол, Ты почил в седьмой день, храпишь, а на Земле вон что творится, почему не проснешься, не накажешь Зло?

рад, что музыка понравилась :)

Jag   13.11.2020 13:49   Заявить о нарушении
Хорошая концовка разговора ни о чем. Боюсь, что вас разочаровал. Вы хотели другого. У меня сегодня настроение, прямо скажем, элегическое. Четверть финал на турнире поэтов: Елена Уварова и Андрей Подушкин. Подушкин вышел из лианозовцев, Уварова после 6 лет писания стихов попала к граматеям и покаялась, хотела бы научиться, но некому учить. Если взглянуть с высоты птичьего полета, Уварова может быть персонажем стихов Подушкина... Похоже в полуфинал выйдет Уварова. А мы с вам о мелочах.

Феликс Гойхман   13.11.2020 14:26   Заявить о нарушении
Мир сошел с ума? Кто же в своем уме станет оспаривать этот тезис :) С очевидностью трудно спорить, и я не буду. Но нет ли в этом прискорбном положении дел доли ответственности и художника, творца? Ведь художник это не зеркало, которое просто отражает действительность; мир разнообразен, и художник - это всегда точка зрения, он выбирает что и как писать; художник, наконец, творец реальности; так, не было никакого Парфюмера, прежде, чем Автор его не создал... скажут, что Автор создал собирательный образ, символически воплотил в этой фигуре все безумие мира, чтобы потом его символически покарать - меня это не убеждает; представим на минутку лица людей, выходящих из кинотеатра после просмотра "Парфюмера" - я не вижу среди них людей, переживших катарсис... хотя, почему бы и нет, ведь мир сошел с ума :)

Jag   13.11.2020 14:36   Заявить о нарушении
я не думал, что это уже концовка :) пойду гляну полуфинал

Jag   13.11.2020 14:37   Заявить о нарушении
тоже за Подушкина проголосовал, там счет уже почти сровнялся

Jag   13.11.2020 15:30   Заявить о нарушении
Влад, можно продолжить по имейлу. Я уже больше года общаюсь таким образом с Артуром Лено, и конца не видно. Можно и с вами такое провернуть. Есть, как говорят в электротехнике, разность потенциалов. С Артуром (Дмитрием), помнится мы начали с особенностей китча в искусстве. У нас с вами старт посолидней.

Феликс Гойхман   13.11.2020 15:37   Заявить о нарушении
Видели, что я написал?

Феликс Гойхман   13.11.2020 15:38   Заявить о нарушении
вроде видел :) не знаю, Феликс, насчет e-mail.. год я точно не выдержу :) думаю, что мы к этому разговору вернемся, так или иначе, тут на стихах - не по одному поводу, так по другому

Jag   13.11.2020 15:49   Заявить о нарушении
Вольному воля, Влад! С нас, с меня и Димы (Артура) обязательств никто не брал. Катится общение, как ручеек. Если в реале хватает общения, отлично. Но если нет, мое вам здрасьте!
Goy.felix@gmail.com

Феликс Гойхман   13.11.2020 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.