Легенда о Дягиле
Ангельской травой» зовётся,
Он для Пастырей священен,
По своим лечебным свойствам
Уступает лишь Женьшеню.
Кто ответит, молодчаги,
Как зовут растенье?.. (Дягиль)
Владимир-Георгий Ступников
Предисловие
Дя;гиль, или Дя;гиль лека;рственный, или Ду;дник лека;рственный (лат. Ang;lica archang;lica, или Archang;lica officin;lis) - травянистое растение из рода Дудник (Angelica), или Дягиль (Archangelica) семейства Зонтичные Apiaceae). Родиной растения считают север Евразии, произрастает почти на всей территории Европы и в Западной Сибири. Широко применяется как пряно-ароматическое и лекарственное растение, выращивают растение и как декоративное. Русское название - Дягиль (ангелика, анжелика, дудник лесной, женский женьшень, сладкий ствол). Латинское название - Angelica silvestris . Семейство - Зонтичные (umbelliferae). По разным данным род насчитывает от 50 до 80 видов лекарственных растений. Преимущественно это травянистые многолетники. Дягель лекарственный (A.officinalis) - одна из самых высоких трав в этой группе. Высота стебля может доходить до 2,5 м. На первом году жизни растения образуется прикорневая розетка с небольшим пучком листьев. В дальнейшем появляется прямой ствол. Он внутри полый, на его верхушке находится крупное соцветие-зонтик. Оно состоит из зеленовато-белых или кремовых цветков. Плоды созревают в конце лета. Похож на укроп-переросток, и знаком каждому с детства: это из него на каникулах дети делают трубки, чтобы плеваться бузиной и устраивать настоящие бои. Его имя - дягиль, и растет он везде, где ему хватает влаги. Из-за полого ствола его еще иногда называют дудником, он действительно похож на дудочку. А в народе его зовут «сладкий ствол» - и, как мы сейчас увидим, недаром.
В Центральную Европу дягиль завезли в XIV веке из Скандинавских стран, во многих странах он культивируется специально, так как обладает широким спектром применения и в народной медицине, и в парфюмерной промышленности, и в кулинарии. Дягиль поистине считается кладезем витаминов и полезных веществ, его применение в народной медицине очень широко. Ко всему прочему, все части растения можно употреблять в качестве пряности в пищу. Город Ньор и по сегодняшний день славится своими цукатами из дягиля по всей Франции, их кладут в самую разную выпечку, прежде всего, в знаменитые галеты из Шаранты. Без ангелики (или дягиля) нельзя представить знаменитые французские ликеры - ни бенедиктина, ни шартреза. В Голландии и Бельгии - эфирными маслами корней дягиля ароматизировали джин и желудочные эликсиры, в России - водки, в Италии - вермуты и знаменитый пряный ликер Strega (Ведьма), имеющий славу приворотного зелья. Во Франции кроме всемирно известных B;n;dictine, Chartreuse, в состав которых корень дягиля входит в числе огромного количества других трав и пряностей, из стеблей и корней дягиля возродили liqueur d'Ang;lique. Настойку стеблей и корней на коньячном спирте дистиллируют и подкрашивают свежими стеблями для бледно-зеленого цвета, либо оставляют ликер прозрачным.
Растение обладает исключительными целебными свойствами, поэтому его применяют в народной медицине многих стран. В тибетской медицине корень дягиля рекомендуют для лечения гинекологических заболеваний и гормональных нарушений у женщин во время менопаузы. Благодаря этому в народе растение называют «женским женьшенем». Жители Индии используют плоды и корневище растения в качестве стимулирующего, отхаркивающего и закрепляющего средства. В Монголии дягиль применяют при простудных заболеваниях и гриппе. Из корней дягиля получают целебный экстракт. Он обладает противовоспалительным и обезболивающим действиями, успокаивает кожу, снимает напряжение, поэтому его применяют для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, при истощении нервной системы, при невралгии, ревматизме, артрите, а также при проказе.
Китайская медицина считает дягиль «женским женьшенем» и полагает, что он помогает при родах и кормлении, а русские знахари лечили с его помощью бронхиты. В средневековой Европе дягиль считался спасителем от чумы и входил во всевозможные лекарственные сборы. Еще Парацельс утверждал, что многочисленные миланские жители спаслись от чумы именно с помощью дягиля. Отвары из корня дягиля пьют при простуде, метеоризме, проблемах с ЖКТ, водянке, нервном истощении, бессоннице, судорогах. Наружно дягиль используют в виде ароматических ванн при подагре, ревматизме, болях в пояснице.
Славянские народы издавна отождествляли дягиль с Архангелом Михаилом, ведь, по поверьям, он расцветает в день памяти этого святого - 8 мая.
Происхождение латинского названия этого растения - Angelika – поясняет старинная русская легенда.
1.В стародавние времена людям жилось на свете нелегко, поэтому Бог решил облегчить их страдания и послал на землю ангела с корнем дягиля. По одной из легенд, это растение даровали ангелы людям для избавления от чумы, когда монахи возле одной из стен монастыря обнаружили это растение и приняли как небесный дар. Они стали жевать эту траву, веря в её божественную силу.
2.По другой легенде - в дягиль превратился богатырь-великан, сражённый врагом – недаром это растение поистине богатырских размеров, достигающее в высоту двух метров.
3.Французское предание рассказывает, что в XV столетии ангелика спасла от чумы целый город Ньор (Niort), причем, указал жителям на нее ангел. На самом деле лечебные свойства дягиля не столь радикальны, чтобы вылечить чуму, но он, несомненно, хороший антисептик. Линней назвал его Angelica archangelica - то есть вестник божий, ангел, да еще самый главный из ангелов, и по-французски он тоже называется ангелика.
4.Существует легенда, из которой становится ясно, что о мистической силе дягиля знали в глубоком прошлом. Траву назвали в честь Архангела Рафаила, который и рассказал одному монаху о волшебной силе дягиля. А произошло это во Франции аж в десятом веке! С тех пор монах стал лечить дягилем чуму.
Дягиль стал для людей панацеей от многих болезней, не случайно иногда называют дягиль «панацеей».
Сядь поудобнее, помпезно.
Уж утро, услади свой слух.
Легенду новую, любезный,
Я расскажу тебе, мой друг.
Красив и статен Аполлон,
Ему все девы шлют поклон.
Как сладостны его флюиды,
Желает каждая планиды.
Но у него другие виды,
Влюбил однажды Корониду,
Та нимфой, девица была,
Юна, пригожа и стройна.
Но, как бывает, милый друг,
Измену увидал супруг.
И в ярости её убил -
Измены деве не простил…
Судьба ж велит, Он чувства стёр…
Ждёт тело пламя и костёр…
Лишь языки её достали,
Тело покойницы объяли.
Другую жизнь в том череве девы,
Почувствовал Он где-то слева.
Мигом рассёк жены живот,
Младенец, мальчик, сын, живёт…
Кричит младенец, он сын Бога,
Он на руках отца, растроган…
Нарёк красиво, сын - Асклепий,
Что вызвало душевный трепет.
Кентавру Отдал он, Хирону,
Что было, правда, по закону.
Сам вечно занят, недосуг,
На всех не хватит Бога рук.
Хирон – не конь, не человек,
В нём вместе всё, и всё едино,
Увидев, странная картина -
Кентавр зовётся он уж век.
Был тот учён, учёней многих,
Признали это даже боги.
Что дозволяли без устоев,
Быть воспитателем героев.
Он буквы изобрёл и числа,
Достаточно в том было смысла.
Был музыкант – оригинал,
И о растеньях всё он знал.
Поэт чудесный с нежным чувством,
Был сведущ в воинском искусстве.
Элладе верность сохраняя,
Делился знаньем помогая.
Так с ранних лет до совершенства,
Учил Асклепия с блаженством.
Открыл секреты врачеванья,
Смышлён был лекарь, в нём желанья
Переполняли, всё узнать,
Всех излечить и испытать.
В лесу всё время, с ним гуляя,
Учил Хирон с начала мая…
«Когда все травы сок берут,
Ты должен знать, где те растут!
Что, от чего? Какие хвори?
Кому помочь ты сможешь в горе?
Отвар, что сможет излечить,
А, что сначала подсушить»
Не счесть всех трав, что изучили,
Людей, что после излечили.
Познал Асклепий тайны яда,
Что извлекал из змей и гадов.
Их часто видели вдвоём,
С кентавром рядом, шли в подъём,
В руке держал Асклепий посох,
Был упредителен в вопросах.
Обвила посох не тая,
Его помощница змея.
По полю шли, устав, бедняги,
Им повстречался скромный ДЯГИЛЬ.
Простые зонтики качались,
От ветра, словно извинялись.
И сразу вспомнил тут Хирон:
«Смотри, вот ДЯГИЛЬ, кладезь он!
Не счесть на свете всех болезней,
Запомни, он во всём полезный.
Он - панацея от всех бед.
Сорви его. Пойдём, обед
Нас ждёт, а после мы изучим,
Его все свойства. Славный случай».
И целый месяц, может больше,
Они исследовали свойства.
А жизнь тем временем текла,
Женился врач, его жена,
Двух дочерей ему родила,
В нём радость в браке пробудила.
Он дочерей назвал, лелея,
Гигейя – дочь, и Панакейя*.
Сердечных дум подвёл итог,
Всё вызывают в нём восторг.
Качает ДЯГИЛЬ ветвь в венке,
«Всё излечу!» - на языке…
Смерть победить хотел АсклЕпий,
Бог врачевателей эфебей*.
Но, как не велико искусство,
То для Богов было кощунством.
Жизнь – после смерть, то неизменно,
Таков порядок во Вселенной.
Зевс – громовержец, Бог Богов,
Без промедленья и торгов,
Пронзил врача, тот был строптив.
Своею волей умертвив…
А над его могилой ДЯГИЛЬ
С утра привычно поднял «флаги».
КланИт ему главой кивая,
Почёт и славу, воздавая.
*) панацея - в переводе имя последней дочери означало «все излечиваю». Отсюда и возникло русское слово «панацея».
**) эфе;б (др.-греч. ;;;;;;) - в древнегреческом обществе - юноша, достигший возраста, когда он обретал все права гражданина (16 лет, в Афинах - 18), становясь членом эфебии - общности молодых людей-граждан полиса
Свидетельство о публикации №120021801217
Мнепонятны ее корни. Спасибо за четкое описание и фото. Текст изумительно простой и понятный, не говоря о стихах. Всегда чувствую руку мастера! И. З.
Зыряева Ираида 05.08.2020 12:13 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 05.08.2020 12:38 Заявить о нарушении