тема по статье Ирины Берестовой

"Для художника служение России – это не истерики на холстах и не какие-то шоу. Служение искусству нераздельно с религиозным началом, с устоями, с глубокой культурой. Надо служить Богу своим творчеством, а не каким-то собственным представлениям о том, что хорошо для России. Искусство – будь то музыка, живопись, проза, поэзия – это не более и не менее! – ступень храма. Это почетная должность для художника – быть ступенью храма. Нужно очень много работать, чтобы исполнить это. В реализме важнее всего искренность. Заложенный в картине дух все решает" ( Павел Викторович  Рыженко  «Правила жизни»)

Художник Павел Викторович Рыженко родился в семье офицера в 1970 г, умер в 2014 году. Окончил художественную школу при институте имени Сурикова, служил в армии,  учился у И.С. Глазунова в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. С 1997г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова.

Работал в стиле русского классического реализма, в историческом и батальном жанрах. П. Рыженко создал множество масштабных живописных произведений, посвященных Куликовской битве, Сергию Радонежскому, Первой мировой войне, эпохе Николая II.
Он был признан и востребован при жизни, в 2012 году ему было присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации. По собственным словам, он старался быть полезным русскому обществу, разбудить его генетическую память. По воспоминаниям художника и друга Ивана Глазунова, манера работы Рыженко состояла в быстром «выплёскивании» ранее рождённого и осмысленного материала. Незадолго до смерти Павел Рыженко передал все свои картины в дар Российской Федерации, которые хранятся в Калужской области, доме-музее Н.Гончаровой.

    Павел Рыженко прожил очень короткую жизнь. Уйдя в мир иной в сорок четыре года, он смог создать уникальную галерею картин, диорам, посвященных самым значимым событиям истории нашей державы. Его наследие – это судьба державы, запечатленная на холсте кистью выдающегося мастера, которого почитатели таланта, истинные гражданственники, патриоты удостоили высшего звания – народный.

В Калужской области в 2014 г. создан музей-диорама "Великое Стояние на реке Угре" Грандиозное диорамное полотно, ставшее последним произведением Павла Рыженко возвращает зрителя к истории Российского государства XV века, важнейшей вехой которого было Великое Стояние на реке Угре в последний период борьбы с монголо-татарами. Место для музея было выбрано неслучайно: именно здесь в 1480 году и располагались древние войска.

На холсте длиною 23,6 и высотой 6,7 метра изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря. При просмотре диорамы слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. .
Музей-диорама "Великое Стояние на реке Угре" - первый в России музейный комплекс, посвященный военной компании 1480 года. Он создан по инициативе и трудами монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь. В этом уникальном музее рассказывается о победе русской армии под командованием великого князя Иоанна III над войсками ордынского хана Ахмата, о конце татаро-монгольского ига, тяготевшего над Русью 243 года, о рождении в XV веке Московской Руси.

Сердце художника не выдержало такой нагрузки. Афонский старец, предсказавший ему «скорую кончину, которая наступит в бою», не ошибся. Он погиб не на поле брани, но вся его жизнь была битвой.
Художник словно предчувствовал, что Господь отпустил ему недолгую жизнь, и потому работал с такой самоотдачей, которая потрясала коллег.

  В жизни художника Павла Рыженко Промысел Божий видно невооруженным взглядом. Сначала студенческие походы в Эрмитаж, великая живопись наощупь, мастерская Глазунова, потом Православие и жизнь в Церкви. Художник Павел Рыженко начинается отсюда – из живого опыта веры, знакомства с жизнью наших великих русских святых и поездок по монастырям.  Он глубоко погружался в тему, изучал архивные материалы, что и помогало ему осмыслить время, понять героев, не разрешая себе следовать избитым лукавым штампам, запущенным в наше сознание в разное время в угоду идеологическим установкам.

Художник посвящал много времени изучению исторических источников, архивных документов, что позволяло ему правдиво изображать различные эпохи и ситуации. А критики отмечают еще один феномен, свойственный таланту Павла Викторовича: в его реалистичных и исторически достоверных картинах присутствует глубокий религиозный и философский символизм, зримое и земное открывает зрителю нематериальное, духовное, приподнимая завесу перед реальностью иного, горнего мира.
– Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй  - Византии, Рима, Российской империи, Синайской пустыни и запах дыма над Бородино. Передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых. Благодаря Богу и Глазунову я пошел в Эрмитаж, естественно, до открытия, копировать картины Ван Дейка.  Ночь, конец ноября, за окном дождь… Эрмитаж пустой. Только мы, студенты, поднимаемся по лестнице. И вдруг я понимаю – это не Эрмитаж, это Зимний дворец. Сейчас царь выйдет навстречу. Я это чувствую. Это мое, родное. Это невозможно объяснить!

- Александр Невский или Дмитрий Донской – вы только попытайтесь представить их жизнь!  Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь.
Княжеский сын Великий князь Дмитрий Донской молится в храме за своего сына Василия, дабы тот понес его Великокняжеский меч - тяжкий крест службы. Разные были у нас властелины до 1917-го. Одаренные и нет, жестокие и святые, но все они были людьми глубоко верующими. И власть они воспринимали именно как послушание - служить России."
Глядя на его картины, вдруг замечаешь, что его герои смотрят на тебя. Сначала это пугает. Потом понимаешь, что так и должно быть: русский мир – это не только русские святые или Царь Страстотерпец, это все мы, живущие в стране под названием Россия. Мы принадлежим этому миру от рождения.
Это как родимое пятно, доставшееся по наследству. И это первое, о чем картины Рыженко заставляют задумываться.

Он делает нас наследниками той единственной, неповторимой, великой страны, которой хочется гордиться и которой хочется принадлежать. Герои его картин выбрали Россию и Христа, которому посвятили свою страну. И их жизнь отпечаталась в вечности!

   Уникален для нашего времени характер мастера. Но именно его работы, глубинное погружение в наше прошлое, характер личностей, определивших судьбу державы, помогают сегодня осмыслить историю Древней Руси и трагедию смуты начала прошлого века, покаяние Великого князя московского на Куликовом поле и боль Николая II, преданного всеми, даже Конвоем, и чувства преподобного Сергия, предсказавшего победу, и горечь матери, не благословившей ни одного из двух сыновей – красного и белого, отправлявшихся на поле брани и оказавшихся по разную сторону баррикад в Гражданскую войну.

Зрители, любители изобразительного искусства не просто восхищаются его работами. Они погружаются в его мир, осмысливая судьбу Державы, восстанавливая в памяти знаковые события нашего далекого и недавнего прошлого.

«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа, – говорит о своих произведениях сам художник. – Понять, что мы не серая масса, не так называемый «электорат», а народ с богатой историей и самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, «мишурной» культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия».

Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придают его творчеству особую важность в контексте современной истории России.

 Размышления на холсте об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла Рыженко достойным учеником Ильи Глазунова, преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства - В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова.


Рецензии