Пора Люкшина - на Нобелевскую

   Промедление в этом вопросе неуместно. Пётр Люкшин (Чепурных Евгений Петрович) -
талантливый литератор. Самарские земляки давно считают его живым классиком. Поэт не только сам создаёт неподражаемые произведения, но и передаёт свой богатый опыт молодёжи, ведёт литературную мастерскую в самарской областной научной библиотеке.
   Многочисленные читатели с большим интересом и благодарностью посещают его поэтическую страничку в интернете. В его стихотворениях они находят целую плеяду неповторимых литературных героев, оригинальные поэтические образы, через которые раскрывается сущность трепетной души художника слова.

   Вот что успел сказать о Евгении Чепурных известный поэт Евгений Евтушенко (привожу выдержку из статьи).

    Этого поэта отличают трогательная исповедальность, неизлечимая незащищённость души, мягкий русский юмор, который ничего общего не имеет с разнузданным стёбом, заполонившим телеэкраны. Стихи Евгения Чепурных – это прививка задушевности, веры в любовь на всю жизнь без какого-либо назойливого поучительства. Уверен, что он и читает свои стихи так же доходчиво, как пишет их, и его выступления будут иметь успех в любой аудитории – и в самой высоколобой, и в самой неискушённой. Он поэт для всех, и, как ни странно, при всей своей полузатаённой непростоте весьма простой-простой, но ни в чём не упрощенческий и не простоватенький, а сейчас это редкость.

Евгений Чепурных учился в Куйбышевском университете, а потом и в Литературном институте, но по традициям Алексей Максимыча сам себя достаточно пошвырял по разным работёнкам, был даже составителем поездов, чему я, составитель одних антологий, могу только позавидовать.
Несмотря на щедрую порцию малозаметных в национальном масштабе премий-малюток, помогших ему выжить, он ни к каким тусовкам не прибился – ведь сам с усам. Ухитрился состояться ни на кого не похожим. Но его не только не раскрутили, но даже не размотали как твердёнький, крепенько сам себя держащий клубок очень русских противоречий…

Я вижу, как необходим людям, обделённым нежностью, Евгений Чепурных с его добрым характером, с прирожденной нехамскостью, по которой скучают порой даже наши отечественные хамы. Он способен на такие пронзительные строки, на которые мало кто способен: «Ах, ничего не понимая, / Легко в пути. Легко в пути. Я тут живу в одном трамвае. / Так, ради Бога, заходи. / В окно посмотрим, поскучаем. / Сквозь воздуха и влаги смесь / Деревья, лица посчитаем: А вдруг одно родное есть? / Ведь даже у любой собаки / Есть покровитель в небесах. Вдруг отразится жизнь, как факел, / В случайно-любящих глазах? / И вот тогда – не будь в обиде, / Душа, к душе. Наедине. / Убей меня, чтоб я не видел / В них сострадания ко мне».

ЕВГЕНИЙ  ЕВТУШЕНКО «"Красивый, двадцатидвухлетний" лет пятидесяти пяти», - газета «Новые известия», 29.01.2010

   Облегчил мою задачу и ещё один поэт, хорошо знавший Чепурных. Краткая выдержка.

В каждом герое Евгения Чепурных словно задремали мифические герои и события.
Складывается ощущение, что любой странный герой его стихотворений, будь то прожжённый пьяница, философствующий бомж или человек, живущий в трамвае, знают, что наш мир – странное, намного более странное, чем кажется нам, место... Не от того ли все они так дорожат случайными встречами и скупыми словами-жестами, соединяющими их в огромном и яростном мире, что все они являются родственными осколками одной великой души, когда-то давно торжествующей во вселенной, а потом – расколотой и рассеянной по земле?

Не оттого ли любая мелочь, любая случайная встреча, оклик, отзвук, всхлип, смех, дыхание, эхо – всё это не затихает, не кончается, не перестаёт быть в поэтическом мире Евгения Чепурных, а напротив – чертит в душе его такие невероятные траектории, по сравнению с которыми орбиты созвездий кажутся ничего незначащими проселочными тропинками.

МИХАИЛ  АНИЩЕНКО (из серии статей, уничтоженных на портале "Литературная губерния")

   Помимо перечисленного - Евгений Чепурных настоящий интеллектуал: у него цепкая память, широкий кругозор, богатое воображение. А судя по приведённой фотографии - он обладает и той внимательностью, которая соседствует с чуткостью, с сострадательностью. Поэт и в своих стихотворениях всегда искренен, ему постижима правда близкая к истине. Он проницателен и справедлив в своих суждениях, добродетелен в поступках. С собратьями по перу он добр с той снисходительностью, с той самоиронией, которые никого не могут обидеть. Хотя он знает цену и себе, и своим творениям.

   Ниже приведу три его стихотворения, отобранные мной в произвольном порядке. Произведения скопированы с его страничек.


ПОЛЕТАВ ПО ХОЛОДНОЙ РОССИИ

Полетав по холодной России,
протрезвели мои соловьи.
Не курю я, мои дорогие,
и не пью, дорогие мои.

Изучаю язык и манеры
и вникаю в основы основ,
и вторично вступить в пионеры
я хоть нынче, хоть завтра готов.

Но безгрешный огонь мне не светит,
ибо вызнал умом и хребтом,
отчего появляются дети
и куда исчезают потом,

Почему в золотом водопаде
грозовой утопает разряд,
и зачем на церковной ограде
в полнолуние черти сидят.

Все-то вижу я зреньем подкожным,
всё-то знаю, где край, где стезя.
И меня убивать уже можно,
год назад еще было нельзя.

Год назад еще в мире и вере
в тихом сердце моем, как в тени,
укрывались и люди, и звери,
и любили  друг друга они.

Но какая-то  внешняя сила
из души безмятежной моей
поначалу зверей исключила,
а теперь исключает людей.

В зачарованной жизненной чаще,
где сгорели перо и тетрадь,
ничего нет больнее
и слаще,

чем людей из себя исключать.

© Copyright: Чепурных Евгений Петрович, 2013
Свидетельство о публикации №113062406500


ЗЕМЕЛЯ

Весельчак-горемыка
слёз в жилетку не лил.
Добродушный заика
и немного дебил.

Прикасался к иконе,
но до старости лет
так, видать, и не понял,
грешный он али нет...

Словно птичка ( без перьев),
веял сном золотым.
Он и в Бога не верил,
просто жил рядом с Ним

© Copyright: Петр Люкшин, 2019
Свидетельство о публикации №119122201978


ЕЩЁ ПОЛСТРАНИЧКИ. ТИХОЕ

скоро станет светло и тихо.
чуды-юды уйдут в запас.
одноглазое наше лихо
потеряет последний глаз.

горе луковое слезами
пробежит, как тень, по лицу
лунный мальчик вернется к маме,
блудный мальчик придет к отцу.

под чудесного света вспышку
сладко слепнуть на склоне дней.
вот сейчас я закончу книжку
и усну. чтоб проснуться в ней...

© Copyright: Петр Люкшин, 2019
Свидетельство о публикации №119111601719

   Столкнулся с неожиданным затруднением. Автор многие стихи убрал со странички. Приберёг для следующей книги? Имеет право.

   Теперь о Нобелевской премии нашим поэтам. Иосиф Бродский получил вознаграждение в 1987 году, то есть спустя 29 лет после Пастернака (1958 год).
После вручения премии Бродскому прошло уже целых 33 года! И неужели в России и за её пределами за это время не родилось ни одного значимого поэта, пишущего на русском языке? Надо в конце концов определиться нашим многочисленным союзам и выдвинуть достойную кандидатуру. Своей этой статьёй я облегчаю им задачу.
   Хотя подозреваю, что Чепурных не состоит ни в одной организации. Сам я трижды отказался, поскольку не вижу в этом ни смысла, ни необходимости.
   Почему же Евтушенко не выдвинул его на премию? По всей видимости сам себя видел в роли лауреата. Не это ли послужило предлогом для ссоры двух бывших друзей: Бродского и Евтушенко? Не ради ли этого Евтушенко покинул Родину по стопам Иосифа, но уже добровольно?

   С какой же формулировкой (за что?) я предлагаю выдвинуть своего кандидата?
Всё познаётся в сравнении.

   Борис ПАСТЕРНАК: "за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии
                и в области великой русской прозы".

   Иосиф БРОДСКИЙ: "за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли
                и глубокой поэтичностью".

   Евгений ЧЕПУРНЫХ: "за создание поэтических шедевров на русском языке
                и многоплановое раскрытие литературных образов".

   Нобелевский комитет вполне закономерно не употребил слово "русский" применительно к Бродскому. Он к тому времени уже имел гражданство США.

                Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Владимир Юденко. Борис Пастернак. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/08/41
2. Владимир Юденко. Анна Ахматова. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/13/669
3. Владимир Юденко. Иосиф Бродский. Духовное наследие России.
                http://www.proza.ru/2010/04/10/1432
4. Владимир Юденко. Понимаем ли мы поэзию? Эссе.
                http://www.stihi.ru/2017/06/07/83               
5. Владимир Юденко. Зачем нужна поэзия?
                http://www.stihi.ru/2009/10/14/63

Февраль, 2020 год.


Рецензии