По конкурсу - Стихи для дошколят-2

http://www.stihi.ru/2020/01/08/3555 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2020/02/14/4757 - Итоги конкурса

Завершился конкурс очень сложного жанра стихов - стихов для детей, в котором выразили желание поучаствовать 48 авторов Стихи.ру. В объявлении конкурса, включающее в себе  конкурсное задание,  я порекомендовала всем потенциальным участникам прочесть давно имеющийся в Творческой Мастерской  материал об особенностях этого жанра - http://www.stihi.ru/2013/09/09/5618, а также статью с разбором стихов конкурса ТМА 2016 года с абсолютно тем же названием и тем же заданием - "Стихи для дошколят-1"- http://www.stihi.ru/2016/10/10/9568, которые, на мой взгляд, предельно ясно подсказывали участникам, что для конкурса "Стихи для дошколят-2" годится по форме и исполнению, а что "не прокатит" (если, конечно, все судьи захотят согласиться с моей точкой зрения на требования к данному жанру!). К счастью, в большинстве своём судьи со мной согласились - список понравившихся им произведений вы можете увидеть в Итоговом протоколе.

На протяжение всего времени приема заявок я обычно просматриваю, кто из участников и на какие посты заходит в ТМА. К сожалению, по рекомендованным  мною ссылкам заходило исчезающе  малое число авторов, даже анонимов ( в качестве "неизвестного читателя №") - и тех было совсем немного. Значит, авторы сайта прекрасно владеют этим жанром, подумала я, и приготовилась порадоваться за них при чтении пакета. Но оснований радоваться было немного: из 48 принятых произведений только 20 более или менее (на мой взгляд!) годились для отбора в шорт листы.

Повторять в этой статье еще раз, чем стихи в жанре "стихи для детей", особенно стихи для самых "мелких" - детей детсадовского возраста, отличаются от всех остальных стихов, вряд ли стоит. Хотя требования к ним отличаются СУЩЕСТВЕННО. Писать новые слова не стану: уж если и мои старые слова были мало кому нужны, то  просто скопирую фрагменты своей давней статьи по итогам конкурса "Стихи для дошколят-1" в эту. За четыре прошедших года ничего другого к сказанному ранее я добавить не могу. 

I.  Требования к стихам для дошколят (копия статьи 2016г)

«Жанр "стихи для детей" только кажется легким, а на самом деле писать им чрезвычайно трудно, особенно для дошколят - малышей детсадовского возраста (будем ориентироваться на возраст от 2 до 5 - самый трудный для нас, поэтов, возраст!)  Почему? Потому что все подходы к их исполнению противоречат тому, к чему мы уже привыкли.

 В стихах для взрослых мы больше всего ценим поэтическую речь и лирические изыски - редкие рифмы, украшения (тропы), иносказание и подтекст, любим иронию в темах стихов, любим изысканные оригинальные формы рифмовки строфы и нестандартные ритмы. Малышам все это (пока!) противопоказано. Лирика и украшения речи будут нужны им в школе, когда их эмоциональный мир полностью сформируются, а на этом этапе важно содержание. Простое, но веселое и запоминающееся. Понятное для них. Интересное им, а не нам, взрослым. Такие стихи, которые дети охотно выучат наизусть на утреннике в  детском саду, и это не утомит их, не будет им в тягость. То есть, небольшие по объему, но насыщенные по содержанию стихи. И еще: то, что интересно по содержанию им, часто кажется чушью и нелепицей нам, взрослым (вспомним К.И. Чуковского!), и наоборот: то, что умиляет до глубины души нас, дошколята часто только терпят, не желая нас расстроить своим скучным выражением лица. Мы - разные! И с этим нужно смириться. Эта разность слишком быстро исчезнет, а пока детскому поэту нужно влезть в "шкуру" дошкольника и постараться увидеть мир его глазами. Хорошо тому, у кого дома есть дошколенок, а если нет, если наше дитятко уже давно подросло или мы вообще с детьми не общаемся - как тут хорошие стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ,(а не для взрослых о детях) написать? Сложно...

И, наконец, ритм и рифма. Во взрослых стихах мы абсолютно точную рифму и рифму  параллельную (где рифмуются одни и те же части речи в одном склонении) обычно не любим - скучно, банально, простенько... А для ребенка от 2 до 5  банальности еще не существует, у него всё - впервые, ему нужно на слух, по своим первым выученным стихам понять, что такое рифма и заложить ее на интуитивный уровень. Поэтому в детских стихах должна быть  ТОЛЬКО ТОЧНАЯ РИФМА!!! Никаких исключений! Почти никаких... И только четкий и простой ритм, пусть даже и разный в разных строфах (снова вспомним Чуковского!), но обязательно звучный, яркий - простой! Чтоб врезался в память и запоминался, потому что всё, что учится в детстве - это на всю жизнь...

Самое главное в этом жанре - стопроцентная грамотность русской речи. Никаких инверсий, недосказов, разговорных нелитературных вставок (типа "блин", "балдеть", мультяшка", "круто", "классно видно" и т.п.) и искажений слов. Только правильные фонетические ударения, только правильные и понятные ребенку (а не его папе с мамой!) обороты речи, к которым с детства должен привыкать слух. Потому что стихи для детей - это первая школа русской речи. Здесь судьи должны метлой выметать из лексики все, что мы снисходительно оставляем во взрослых стихах, если оно с хорошим вкусом подается и в меру. В детских ранних стихах - всё должно быть очень строго с русским языком...

Вдобавок ко всему перечисленному желательно вспомнить еще и педагогическое требование: очень хочется, чтобы  при любой дурашливости темы, детские стихи ненавязчиво учили добру и "хорошим манерам" - доброму отношению малышей к окружающему миру - к людям, к животным, растениям и вещам, к плодам рук человеческих - к труду».

II. Выборка стихов пакета 2020г, с более или менее выполненными
 требованиями по их исполнению (20 из 48):


8. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ВАСЬКОЙ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА 

Что случилось с нашим Васькой? -
Не играет он со мной.
Кот разлегся на терраске
И лежит как неживой.

Что случилось с нашей киской?
Видно, Васька занемог...
И куда пропал из миски
Со сметаной мой творог?

Тут я вновь на Ваську глянул,
На его большой живот...
Вот кто съел мою сметану!
Ты - обжора, а не кот!

И к тому же ты воришка -
Со стола украл еду.
Знай, что честным ребятишкам,
Даже мелкий вор - не друг.

Устыдился тут Василий
Сразу бросился ко мне
Словно "ну, прости, - просил он -
Принесу я мышь взамен!"

Не знаю, почему не все судьи эти стихи отобрали, а мне так они больше всех понравились!

10. БЕЗУСЛОВНОСТЬ. ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА 3 

У   меня   температура,
Доктор  выписал микстуру,
Пусть,  она  и сладкая,
Но  безусловно гадкая.

"Безусловно"  потому что,
Мама  мне  сказала: "Нюша!                рифма
Без  условий принимать!
И кровать не покидать!"

Вот,  лежу  одна, болею,
С  перемотанною  шеей,
Если б  знали, как страдаю,
Безусловность принимая!

Несмотря на неточную рифму, стихи понравились. Запоминаются! Мне кажется, дети тоже их оценят!

15. ЛЕНКА - МЛАДШАЯ СЕСТРА. ОЛЬГА ХВОРОСТ 

Ленка - младшая сестра,
Родилась она вчера.
Если Петя или Витя
Захотят её обидеть,
Если Коля и Серёжа
Станут Ленке корчить рожи,
Если Сашка-обормот
Погремушку отберёт,
Или если с ней когда
Приключится вдруг беда:
Поцарапает коленку,
Прыщик вскочит на носу -
Я схвачу в охапку Ленку
И, конечно же, спасу.
Пожалею и поглажу,
В рот засуну шоколад,
И она мне сразу скажет:
 — Вот спасибо, старший брат!

Замечательные стихи!

16. БАБУШКИНА ГРЯДКА. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ

Бабушка разбила грядку,
Посадила по порядку:
Здесь – СВЕКОЛКУ, тут – лучок,
Там – пузатый кабачок.
Ну а это кто такие:
Притаились и молчат,
Косы длинные, густые
Над головками торчат?
Потянул я за косички
Осторожно, не спеша:
Две морковки-невелички,
Сладких два карандаша!
Я сгрызу их прямо тут!
А другие – подождут:
Буду их растить все лето,
Поливать за рядом ряд.
Назову я грядку эту
«Мой Морковный Детский Сад»!

18. ЖИРАФА. ВЕРА ДА ЮРА 2   

Жирафа каталась сегодня в трамвае,
все вытянув шеи за ней наблюдали:
"Смотрите, смотрите, живая жирафа!
Зимою, в трамвае, без шапки и шарфа,
не свинка морская, не пёс и не кошка,
жирафа - длиннющие шея и ножки,
без мамы и папы, без старшего брата".
Лишь я понимала, что ей страшновато...

Замечательные стихи!

19. ВОСЕМЬ ЛАП И ВОСЕМЬ НОГ. ФЕЯ ЛУНЫ

Восемь лап и восемь ног
Шли лесной тропой.
Повстречался им пенёк
Средь травы густой.               рифма

Пень как пень, слегка пузат,
С бурою корой.
А на нём - семья опят
Дружною гурьбой.

Пень-ТО важный, словно граф -
Кудри из грибов.
Восемь лап сказали: "Гав?!" -
То есть: "Кто таков?!"

Восемь ног вскричали: "Ой!"
Да к пеньку бегом.
И потопали домой
С полным кузовком.

Восемь лап и два хвоста
Чинно рядом шли.
Лысый пень вздыхал: "Вот так...
Кудри унесли".

Интересно по сюжету (особенно, если стихи - к картинке), хорошие стихи, хотя и не идеально точные рифмы в них есть.  Не совсем понравилось "пень-то" (может, лучше "пень тот важный..."?)

20. ЖУК. ОЛЬГА ПОГОРЕЛОВА 

Вместе с бабушкой пойду
Посмотреть жука в саду.
Не жужжи так грозно, жук,
Ты ведь тоже чей-то внук!

21. СНЕГ ИДЕТ, ИДЕТ, ИДЕТ... ИРИНА САЯПИНА 2

Посмотри скорей в окно.
Сколько снега намело.
Распахнулись закрома,
Значит к нам пришла зима.
Дворник взялся за метелку,
Только в этом мало толку.
Не останусь в стороне.
Снег грести не трудно мне.
Будет горка, снеговик
И снежок за воротник.
А потом подарки, елка.
Я надену маску волка.
Папа будет Дед Мороз.
Он уже мешок принес.
А снежинкою сестренка.
Пусть смеется звонко-звонко.
В декабре ей будет год.
Снег идет, идет, идет...

22. ХОККЕЙ НА КОВРЕ. АНДРИС САЙНИО

Нам с Илюшкой брат Андрей
Предложил сыграть в хоккей.
Вот в бою скрестились клюшки,
Вот по шайбе бьет Илюшка...

И под крик весёлый: «го-о-ол!»...
Ваза падает на пол.
Неожиданная драма.
Что теперь нам скажет мама?

Призадумались мы сразу,
С пола подбирая вазу,
Как же нам теперь играть,
Чтоб опять НЕ ОПЛОШАТЬ?

Нет! Хоккею здесь не место –
Ведь в квартире слишком тесно.
Лучше мы подвинем стол
И начнем играть в футбол.

Интересно, динамично, весело - ребенку такое точно нравится! Над словом "оплошать" задумалась - не совсем для этого жанра слово...

25. ЕСЛИ КОТЕНОК ПОХОЖ НА ЦЫПЛЕНКА... АЛЕКСВ

Если котенок похож на цыпленка -
Крыльями, клювом, ОН ЖЕЛТЕНЬКИЙ ВЕСЬ,        конструкция фразы
Ходит за курицей-мамой вдогонку,
Значит, котенок - цыпленок и есть!

Если цыпленок похож на собаку,
Лапы - четыре, крутящийся хвост,
Лает и лезет на кошек в атаку,
Значит, цыпленок, наверное - пёс!

Если собака похожа на рыбку,
Жабрами дышит питомец у вас,
Значит, с собакою вышла ошибка:
Ей бесполезно командовать: "Фас!"

Если в аквариум рыбка не хочет,
Да и в квартиру не влезет она...
С хоботом рыб не бывает уж точно!
Вам вместо рыбки продали слона!

Все-таки эти стихи, хоть и интересные, но они больше для взрослого ума, чем для ума дошкольника. И  предложения здесь все слишком длинные и сложные по структуре. А первая строфа особенно просит доработки: не естественная конструкция предложения! 

26. ПЕЧАЛЬНУЮ МЕЛОДИЮ НА СКРИПКЕ...ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА

Печальную мелодию на скрипке
В траве играет уличный сверчок.
В прическу феи шелковые нитки
Старательно вплетает паучок.

В загадочном тумане скрылось солнце,
Колибри чай ромашковый несут.
Спят эльфы крепким сном в цветочных донцах,
Пух с тополей летает там и тут...

У каждого в лесу свои заботы –
Скользит по речке бойкий плавунец,
Успеть хотя б до будущей субботы
Торопится улитка во дворец...

Хорошие стихи, но, возможно, они для более старшего возраста, поэтому я долго сомневалась - годятся ли. Хотя красивый поэтический и понятный язык в малом объеме - точно не во вред! Для слушания стихи хороши, но пока не для заучивания...

29. ПОСЛУШНЫЕ БЕЛКИ, АЛЛА КОНСТАНТИНОВСКАЯ

Как на нашей ёлочке
Шишечки висят,
Как на нашей ёлочке
Белочки шалят:

Прыгают,
Шишки срывают
И вниз их кидают.

Шишка попала в лисицу,
Шишка попала в сову,
В лесу из-за белок не спится
Теперь  никому, никому.

Просят уставшие звери:
«Хватит шуметь и играть,
Дайте нам, белки, поспать!»

Послушались белки  зверей,
И ты спать ложись поскорей!

Несмотря на то, что здесь строфы разного метра, для детских стихов это не недостаток. Стихи хороши для прочтения детям перед укладкой их на дневной сон - у них есть осмысленный сюжет, они запомнятся детям.

30. ЁЖИК. ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА   

Ёжик сверху весь в иголках,
А живот нежнее шёлка,
Любит с мышками играть
И с лошадками гулять.

Ёжик, мышки и лошадки
Вдоль по радуге вприсядку
Танцевать пустились вдруг,
Насмешили всех вокруг.

Придраться не к чему, но в отличие от предыдущих, эти стихи почти ни о чем. Поэтому слабее.

31. ПРИВЕРЕДЛИВАЯ ГОСТЬЯ. ГУСАРОВА ТАТЬЯНА

 Мы долго ждали встречи с ней,
Старались угодить:
Украсить ёлку попышней,
Богатый стол накрыть.

Пузатый медный самовар
Приветливо бурлит.
Пускает из-под крышки пар...
Но гостья говорит:

- Боюсь, горячая вода
Мне может навредить,
Мне вреден чай...
-Но что тогда
Вам можно предложить?

- Водички бы похолодней!
Желательно со льдом.
...
Друзья! Ответьте поскорей,
Кто посетил наш дом?

Стихи- загадка. Очень пригодятся для детских праздников.

32. СНЕГ НА ЛАДОШКЕ. НИНА СПИРИДОНОВА48
(здесь я исправила авторскую пунктуацию)

Снег ложится на ладошку,
Но его совсем немножко.
На ладошку лёг - растаял,
Ни снежинки не оставил!

Только мокрая ладошка,
И замерзла я немножко.
Маме показать хотела -
Снег растаял, не успела...

34. СОЛНЫШКО. НАТАЛЬЯ РАДОЛИНА   

Солнышко ласки своей не жалеет.
Каждого лучиком тёплым согреет,
Каждому днём улыбнётся в окошко,
И с малышом поиграет, и с кошкой.

Развеселит, если кто-то заплачет,
Зайчиком резвым по стенам поскачет.
И позовёт за собой на прогулку
По раззолоченному переулку.

Только когда же оно отдыхает?
Вечером в море с разбегу ныряет
И, опускаясь на самое дно,
С рыбками в салки играет оно.

Утром опять заберётся на небо,
Тучи разгонит и с тёплою негой,
С нежной улыбкой войдёт в каждый дом.
Солнышко! Милое! Мы тебя ждём!

35. Б-БУРЯ. АНАТОЛИЙ АРЕСТОВ 

Быстро бегает букашка -
Босоногая бедняжка:
"Буря будет! Бурелом!
Безопасно под бревном!"

И такие нужны - для азбуки с картинками на все буквы. Здесь и новые слова на Б ребенок узнает, и картинку с насыщенным и понятным  сюжетом легко нарисовать.

45. ОСЕНЬ. НАТАЛЬЯ ПАУЕСОВА

Осень, ты красавица!
       Ты царица может?
Мне рябинки нравятся,
       и берёзки тоже!
Как нарядны новые
       на деревьях платья!
Листики кленовые
       буду собирать я.
Пусть деньки погожие
       солнышком сияют!
Ты моя хорошая
       осень золотая!

И простой язык, и правильный, и поэтично! Для дошколят очень нужны стихи о временах года - первая школа литературной образной речи!

46. ЩЕНОК. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ

В нашем дворе заблудился щенок —
Белый, пушистый и хвостик колечком.
Жалобно плачет и трётся у ног,
И выбегает прохожим навстречу.

Булку отрежу, налью молока:
«Кушай -  полезна  здоровая пища!»
Съел и, довольный, заснул на руках.
- Спи, а потом вместе маму поищем.

Стихи не только хорошим языком написаны, но и зовут ребенка к добру, к заботе о  братьях меньших.

**************************************************
Я в этом конкурсе не голосовала - призеров выявили суммарные оценки, выставленные  моей командой, но свое мнение о стихах пакта выразила здесь. Соглашаться с ним или нет - ваше право! Спасибо всем участникам за стихи! Полезный конкурс был, мне кажется... Ваша Алкора, 15.02.20.


Рецензии
Ого! Да здесь, в рецензиях, получились недетские разборки под детскими стишками.
«Ребята (Авторы), давайте жить дружно!» Не будем обсуждать «национальные принадлежности» и пристрастия друг друга!
Спасибо, Алла, за конкурс и за смелость высказать свою (не экспертную) оценку номинированных стихотворений!
Как участник, чтобы не считали «засланным казачком», выскажу, пожалуй, и своё мнение о конкурсе и данной резюмирующей статье (полноценным разбором её назвать не могу).
Сам конкурс для меня оказался полезным, как в плане пробы и приобретения опыта в написании ст-ий для детей, так и в плане анализа оценки произведений этого жанра судьями жюри, Вами, участниками и сторонними читателями.
Так как в пакете номинированных ст-ий присутствуют произведения (к примеру, №11, 25, 36), которым один из судей выставил один из высших баллов (от 8 до 10), а другие члены жюри даже не включили их в свой шорт-лист, то результаты судейства, по-моему, слишком лотерейные. Не берусь судить о квалификации судей в этом жанре, тут приходится полагаться на Ваш выбор, видимо, действительно очень трудная тема и много субъективизма среди членов жюри. В тройку лауреатов, на мой взгляд, заслуженно попало только ст-ие №15 «Ленка». Имхо, наиболее близкое к идеальному. («Засунуть в рот шоколад (всю плитку?!) вчера только родившемуся младенцу» - рецензент не совсем внимательно прочитал ст-ие, т.к. речь идёт о возможном будущем…;)
В остальных замечаниях «казачков» в плане стихотворений и Ваших комментариев к ним определённый резон присутствует, но об этом не будем. Ну, а на пожелания авторам и другие впечатления рецензентов можно смотреть сквозь пальцы, но кое-что мотать на ус. Сколько людей – столько и мнений. Всем не угодишь – мы уже об этом как-то говорили)))
Но вернёмся к нашим баранам(зачёркнуто) победителям. Может и есть сказка про «царицу Может», но всезнающий Гугл, в отличие от судей, о ней тоже ничего не слышал, а в ст-ии про жука (набрало столько же баллов, сколько и «Ленка»!!!) так и не понял основную мысль. Какая связь между внуком и грозным жужжанием? Наверное, не понимаю детской «психологики»))). Ведь в пресловутом ст-ии А.Барто «наша Таня», оказывается, плачет потому, что боится, что мяч утонет, а я всё время считал, что из-за того, что река унесёт мячик)))
Но раз такие Bag-и пролазят в финалисты, то примите на «Стихи для дошколят-3» мой ремейк «Жука» с «педагогической добавкой» (надеюсь, Ольга Погорелова не обидится, призовые и диплом, как вдохновителю, присудите ей ещё раз):

Таракан
Я на кухне возле крана
Обнаружил таракана
И засунул в коробок,
Да к бабуле приволок.
Бабушка с улыбкой милой
Паразита отпустила:
«Таракан – хоть вредный жук,
Но ведь тоже чей-то внук!»

Не стоит так эмоционально реагировать на рецензии с замечаниями. Берегите силы и нервы, Алла! Можно отвечать дежурным: «Спасибо за Ваше мнение!» Ведь то, что приходят, читают и выражают своё отношение к опубликованному не только участники конкурса, но и другие стихиряне, говорит о популярности и некотором авторитете странички ТМА.

С уважением,

Вольдемар Шумерский   16.02.2020 21:31     Заявить о нарушении
У меня ощущение, что эмоционально реагирую как раз не я, а все те, кто приходят сюда только поговорить, поспорить друг с другом (не со мной) и расслабиться. Это ведь значительно проще, чем самому работать судьей или стать призером конкурса!

Творческая Мастерская Алкоры   16.02.2020 19:12   Заявить о нарушении
"Идите, куда шли" - по-моему, всё же эмоционально)))
Не все, представляют, тяготы работы эксперта и ,в особенности, организатора. И стереотипы у многих: раз эксперт, то не может ошибаться;)
Да, неблагодарное это занятие - судейство на общественных началах. То ли дело работа в госэкспертизе. Там на замечания эксперта всегда вежливые и аргументированные ответы и пояснения предоставляют. Иначе мало не покажется))) Но при написании замечаний нет свободы для словотворчества: ни поязвить, ни сметафорить. Токмо сухой технический, со ссылками на ТНПА. Эх...

Вольдемар Шумерский   16.02.2020 21:28   Заявить о нарушении
Вольдемар, будьте так добры - идите, куда шли!

Творческая Мастерская Алкоры   16.02.2020 21:55   Заявить о нарушении
В принципе, тоже никуда не шёл и не собирался. Но раз посылаете, то ухожу,ухожу, ухожу:)
Спокойной ночи!

Вольдемар Шумерский   16.02.2020 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.