На золотых крылах Единорога. ФрБ
С утра в моем саду кружит метель,
Ввергая душу в бурное смятенье, –
В иных пространствах скрылась цитадель,
И я едва не проиграл сраженье!
Но отразить сумел я нападенье
Колючих стрел в звенящей тишине
И, озираясь в жуткой западне,
Ища в пурге тропинку до порога,
Я оказался, словно бы во сне, –
На золотых крылах единорога.
Спасён!.. Тому уж несколько недель,
Как в первый раз явилось мне виденье, –
Осенний ветер ночью рвал с петель
В мое жилище дверь, в ожесточенье.
Я выглянул в окно и с удивленьем
Заметил в сине-звездной вышине:
С вершинами каштанов наравне
Плывет Луны жемчужная пирога, –
И ветер вслед погнался на коне,
На золотых крылах единорога…
Наутро трель хмельную свиристель
Вплетал в мою зарю и в пробужденье, –
В беседке сочинял я багатель,
Найдя в воспоминаньях вдохновенье.
Но вдруг увидел яркое свеченье
И Примаверу в розовом огне, –
Мой сад расцвел, как в сказочной стране,
Зазеленела травами дорога…
Промчалась фея, улыбнувшись мне,
На золотых крылах единорога.
Мой принц, я эту песнь спою Весне,
Когда мы будем с ней наедине,
Когда она вернется, недотрога,
Из долгих странствий в чуждой стороне,
На золотых крылах единорога!
*
Примечания:
Мой принц (или просто – «Принц») – традиционное обращение к устроителю поэтического турнира в средневековой Франции.
Хмельная трель свиристеля – не преувеличение, эти птицы любят клевать с кустов ягоды, часто уже забродившие.
Багатель ( фр. – маленькая изящная вещь, безделушка) – небольшая музыкальная пьеса.
Примавера (ит.) – Весна.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие; в широком смысле – духовную чистоту и искания. Чаще всего изображается в виде белой кобылицы с витым рогом посередине лба. Но у разных народов есть свои представления об этом существе, и символические значения Единорога многообразны. Крылатый Единорог – Аликорн – объединяет в себе магическую силу Единорога и творческое вдохновение, даруемое Пегасом.
Классическая французская баллада – одна из самых изысканных и сложных «твердых» поэтических форм.
Каноны: три строфы из восьми или десяти строк, последняя строка строфы (рефрен) повторяется в каждой строфе и в полустрофе-посылке; четыре цепочки сквозных рифм – то есть, рифмы первой строфы соответствуют рифмам второй строфы и так далее. Традиционно балладу писали либо восьми-, либо десятисложным силлабическим стихом. В русской поэзии эти размеры передаются соответственно четырехстопным и пятистопным ямбом.
Здесь – пятистопный ямб.
В посылке – заключительной полустрофе – сообщается, кому посвящена баллада.
Расположение рифм: ababbccdcd, с обязательным чередованием мужской и женской рифм. Посылка: ccdcd.
*
Автор иллюстрации – Жозефина Уолл.
*
Поздравляю всех с наступившей весной!
Желаю прекрасного настроения, здоровья и счастья!
*
Благодарю Владимира Гельма за прекрасный отклик –
ах как прекрасна
любовь к весне
она ликом ясным
ведёт нас
к новизне
очень понравилось
восхищён
Владимир Гельм 07.03.2021 14:27 – http://stihi.ru/avtor/wladimirh
*
Свидетельство о публикации №120021504828
Я опять под впечатлением и жалею только об одном, что у Вас только три
баллады.
Будто бы сама пронеслась на золотых крылах единорога в едином порыве с ветром и
весной...
ЗДОРОВО::::
СПАСИБО!!!!
Домоседка 13.01.2022 11:01 Заявить о нарушении
Их всё-таки не очень просто писать)
Благодарю Вас за прекрасный вдохновляющий отклик! Очень приятно, что Вам по душе мои фр. баллады!
С душевным теплом и признательностью,
Татьяна Астахова Дальвина 13.01.2022 13:45 Заявить о нарушении