Мой Бог - Бог страждущих. Семён Яковлевич Надсон

Прежде всего, послушайте стихотворение, которое, на мой взгляд, является не только особенно значительным в творчестве поэта Надсона, но этапным во всей русской поэзии, осваивающей духовные мотивы, великую христианскую  гармонию  в  творчестве. Вот оно, созданное в 1880 году:

Я не Тому молюсь, Кого едва дерзает
Назвать душа моя, смущаясь и дивясь,
И перед Кем мой ум бессильно замолкает,
В безумной гордости постичь Его стремясь.
Я не тому молюсь, пред чьими алтарями
Народ, простёртый ниц, в смирении лежит,
И льётся фимиам душистыми волнами,
И зыблются огни, и пение звучит;
Я не Тому молюсь, Кто окружен толпами
Священным трепетом исполненных духов
И Чей незримый трон за яркими звездами
Царит над безднами разбросанных миров, –
Нет, перед Ним я нем!.. Глубокое сознанье
Моей ничтожности смыкает мне уста, –
Меня влечёт к себе иное обаянье –
Не власти царственной, но пытки и креста.
Мой Бог – Бог страждущих, Бог, обагрённый кровью,
Бог-человек и брат с небесною душой, –
И пред страданием и чистою любовью
Склоняюсь я с моей горячею мольбой!..

В русской литературе, в частности, в поэзии, художественная разработка, если так можно сказать, образа Господа шла по пути «очеловечивания», приближения к душе каждого человека. Конечно, многое обуславливалось историческими условиями, становлением государства, земной власти в нём, жизнью народа в тот или иной период, и безусловно самим духовным слухом поэта.
Зарождается и крепнет Россия, как держава, и соответственно – появляются оды. Оды во славу земного царя и, соответственно – Царя Небесного, Великого Творца! Величественные строки Ломоносова, затем Тредьяковского, Сумарокова, непревзойдённая ода «Бог» Гавриила Романовича Державина! Творец – непостижим, Он в небесах. Но уже у Лермонтова Господь или Пророк становится ближе к человеку: «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья, в меня ж все ближние мои бросали бешено каменья». А поэт Тютчев уже даёт образ Христа, идущего по Руси: «Удручённый ношей крестной, всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Потом, через десятилетия, Сергей Есенин продолжит эту эстафету образа Господа и увидит Его совсем рядом с нами: «И может быть, пройду я мимо и не замечу в тайный час, что в елях крылья херувима, а под пеньком – голодный Спас».
В этой чудесной поэтической цепи особое место занимает замечательный русский поэт Семён Яковлевич Надсон со стихотворением, которое вы только что услышали. Мы видим не Бога-Отца в славе и не идущего с благословением по нашей земле Царя Небесного в рабском виде. Мы видим всё того же Могучего Бога, но Бога страждущим, Бога-человека и брата с небесной душой. Не случайно Надсон говорит о том, что его влечёт обаянье «не власти царственной, но пытки и креста».
Конечно, появление стихотворения связано с общественным положением в России в 60-80-е годы. Надсон никогда не отворачивался от страданий и бед своего времени и своего поколения. И здесь поэт продолжил традиции Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье…»
Не случайно Надсон воскликнул: «Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях». Но всё больше в поэзию Надсона вторгаются обличительные некрасовские традиции.
И всё-таки меня особенно привлекает в поэте христианская тема, непосредственно связанная с сюжетами Евангелия. Именно эта тема поднимает поэта-христианина над многими его темами, особенно лирическими, хотя именно они во многом способствовали огромной популярности Надсона при жизни, и так надолго после его смерти.
А жизнь поэта была очень короткой. Прожил он всего 24 года.  В памяти читателей сохранился образ поэта, безвременно погибшего от туберкулеза на заре своей кипучей деятельности, которая начиналась чуть ли не триумфально!.. Беды преследовали Надсона с самого рождения. В двухлетнем возрасте Семён потерял отца. Мать вторично вышла замуж за киевского чиновника Фомина и переехала из Петербурга в Киев. Семён продолжил учёбу в одной из киевских гимназий. Отчим Надсона заболел тяжёлой психической болезнью и в припадке помешательства покончил жизнь самоубийством. А в 1872 году, когда Семену исполнилось 10 лет, умерла его мать. Таким образом, Надсон остался в полном одиночестве, на попечении людей, которые не любили его и унижали и оскорбляли мальчика.
Радость была только в любви – подросток влюбился в Наталью Дешевову, но и этот очень важный период его биографии закончился трагически: любимая девушка внезапно умерла. Память о ней Надсон сохранил до самой смерти. Дешевовой посвящён сборник стихотворений Надсона, единственный, вышедший при жизни поэта.
Вот характерное для Надсона стихотворение, написанное 16-летним поэтом:

Не весь я твой – меня зовут
Иная жизнь, иные грёзы…
От них меня не оторвут 
Ни ласки жаркие, ни слёзы.
Любя тебя, я не забыл,
Что жизни цель – не наслажденье,
В душе своей не заглушил
К сиянью истины стремленье.
Не двинул к пристани свой челн
Я малодушною рукою,
И смело мчусь по гребням волн
На грозный бой с глубокой мглою!..

Военная служба не привлекала юношу. В училище он был определён против своей воли. Ему хотелось поступить в университет или в консерваторию. Надсон хорошо играл на скрипке и на рояле, страстно любил музыку.
А стихи он начал писать ещё в детстве. С 16 лет стихи стали регулярно появляться в разных журналах: «Свет», «Мысль», «Слово», «Русская речь», «Дело»… Особенно ценным было сотрудничество в демократическом журнале «Отечественные записки», куда Надсона пригласил известный поэт Плещеев. Первый сборник поэта вышел  в 1885 году и выдержал при жизни поэта пять изданий! Академия наук удостоила Семёна Яковлевича Надсона Пушкинской премии! Но дни поэта были сочтены. В своей автобиографии он писал: «В 1884 году начал умирать. Затем – честь имею кланяться».
19 января 1887 года Надсон скончался в Ялте.
Думаю, что внешнюю славу Надсону, популярность обеспечила его лирика, во многом автобиографическая, но мы попробуем вчитаться в его духовные, истинно христианские стихи, значение   которых, я думаю, гораздо выше, важнее, и должным образом в этом плане творчество Надсона не оценено. Прочтите его поэмы «Христианка», «Иуда», его стихотворения «Желание», «Полдороги», «О, если там, за тайной гроба…», «Я чувствую и силы и стремленье», «Христос! Где Ты, Христос, сияющий лучами…», «Есть страданья ужасней, чем пытка сама…» и другие.
Пусть же в заключение нашей короткой беседы прозвучит ещё одно стихотворение замечательного русского поэта:

Христос! Где Ты, Христос, сияющий лучами
Бессмертной истины, свободы и любви?
Взгляни – Твой храм опять поруган торгашами,
И меч, что Ты принёс, запятнан весь руками,
Повинными в страдальческой крови…

Взгляни, кто учит мир тому, чему когда-то
И Ты учил его под тяжестью креста!
Как ярко их клеймо порока и разврата,
Какие лживые за страждущего брата,
Какие гнойные открылися уста!

О, если б только зло! Но рваться всей душою
Рассеять это зло, трудиться для людей, –
И горько сознавать, что об руку с Тобою
Кричит об истине, ломаясь пред толпою,
Прикрытый маскою, продажный фарисей!

Не правда ли, дорогие друзья, что написанные поэтом строки ещё в позапрошлом веке, звучат современно. Так современна и своевременна истинная поэзия.


Рецензии
Чахотка, спутница поэта,
Безжалостна ты к плоти человека.
Но всё ж беспомощна пред
силою рассвета,
Что в строчках он дарил для века.
С уважением

Анатолий Кузнецов 2   19.02.2020 07:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.