Петр Фоменко

Он все равно со мной. Он всегда рядом.
"Фоменко не умер! Он жив!"- сказал  режиссер Михаил Левитин перед спектаклем "Лир". И это правда. Фоменко и теперь всё время рядом со мной… Я счастлив, что мне довелось многие годы общаться с ним. Со времени его спектаклей в ЦДТ, потом на занятиях его «драмкружка» в МГУ, а позже - на его репетициях в Мастерской Фоменко, И он бывал у нас дома - Учитель, друг, ставший для меня и отцом и матерью после её безвременного ухода.
А позже он смотрел видеозаписи показов моих студентов. Сначала просто смотрел, позже - сказал мне чуть удивлённо: "Заиграли».
А ещё через год - и это стало самой высокой наградой - он позвонил мне ночью, и увлечённо, подробно обсуждал каждый отрывок нашего студенческого показа. Более того - позже я увидел в его Пушкинском спектакле Гуана и Лауру, сидящих на убитом Карлосе - как было у нас, и был счастлив, что мы удостоились такой чести! Я горжусь тем, что Петр Наумовича дал мне рекомендацию на присвоение почётного звания "Заслуженный деятель искусств", та его рекомендация очень дорога мне.
И ещё хочу сказать... Моя мама, театровед, старший редактор литературной части ЦДТ, работавшая и дружившая с М.О. Кнебель, с А.В. Эфросом и П.Н. Фоменко, сказала: «для меня ошибка Эфроса дороже, чем откровение Равенских» (был тогда такой режиссёр). То же самое я могу сказать сейчас о Петре Фоменко. Для меня любая его работа дороже всех вместе взятых якобы «авангардных» изысков теперешней режиссуры.
Фоменко как-то мне сказал: «Андрюша, обо мне сказано, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли... Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом."
На это я ему ответил, что это именно так, и написал:
Воскликнул режиссер один:
Все что до нас – то нафталин!
Ответил Мастер - что ж, изволь.
Мы нафталин – тогда вы моль.
И словно из Библий и требников -
Правда! Мудра и стара:
За тридцать блестящих сребренников
Не купишь Фоменко Петра!
Спасибо за все что было. Помню Вас и люблю. Вы всегда со мной, пока я жив...
После ухода Петра Фоменко театр его имени потерял безвозвратно самое главное, невосполнимое… «Мастерская Петра Фоменко» теперь вроде и есть,– и нет… Обычный, обыкновенный театр, каких много... Светлая память Петру Фоменко. Светлая память Театру.

Примечания:

Автограф П.Н. Фоменко на книге о его театре:
«Ольга, Андрей. Дорогие мои. Жизнь не совсем обманула – мы вместе сегодня. Все помнится. Спасибо что навестили сегодня, 13 июля 2008 г. В Абакумове Тверской губ., Рамешкского р-на, Заклинского уезда…
Обнимаю, Оля, Андрюша!
Ваш П.Фоменко».

Автограф Петра Фоменко на подаренном им мне двухтомнике о Мейерхольде:
«Андрею Борисовичу
(Андрюше!)
с надеждой и доброй памятью
П. Фоменко
1990 -2005
Москва»
 
Собственноручный отзыв Петра Фоменко. (11 ноября 2002 года):

«Безусловно поддерживаю ходатайство
и рекомендацию Московской гос. Академии Хорового
Искусства о присвоении почетного звания
Заслуженного деятеля искусств России Андрею
Борисовичу Моргунову, - режиссеру-педагогу
Академии, много и плодотворно работающему
с новыми поколениями актеров и музыкантов.
Моральная, профессиональная и нравственная оценка
и поддержка его деятельности, как педагога, воспитателя
и режиссера очень важно именно в настоящее время,
когда практическая работа А. Б. Моргунова со студентами
Академии Хорового Искусства исполнена сил, энергии, таланта.
Нар. Арт. России, лауреат Гос. премии
Режиссер, проф. РАТИ-ГИТИС
П. Фоменко
11.XI. 2002 г.»


Рецензии