Ни дня без иероглифа
Вспомним, что некоторые иероглифы, могут обозначать кроме предметов, действий, свойств и отдельные звуки. Попробуем начать с этого. Первый слева знак ( тростник) соответствует звуку И (хотя, возможно, и одному из вариантов А – ведь магнитофонные записи или пластинки с тех времен до нас не дошли) . Столбик правее из трех знаков (для экономии места и\или усилий, если на камне) начинаем читать сверху. Он похож на круглый хлеб, вид сбоку, и действительно означает хлеб – Т или ИТ, звук Т. Далее волна и означает воду или волну, Н. Итак, получилось ИТН или АТН. Принято считать, что а неудобопроизносимых сочетаниях согласных добавлялось неясное беглое Е (как в армянском, например). Тогда имеем ИТЕН или АТЕН. Это известное имя, обычно в форме Атон, - одно из имен бога солнца Ра. Выделенный красным кружок с точкой и есть Ра. Но в данном случае он не произносится, а как бы определяет область значений.
Посмотрим, однако, на последний, тоже выделенный нами красным, знак. Там явно женская фигура. Она тоже немая, но подсказывает, что главная героиня текста – не бог. Так что запомним пока имя и читаем дальше. Пять раз (!) повторяется один знак – НЕФЕР – красивый или красивая – прилагательное. Из него можно сделать разные существительные – красота, красавица-женщина, красавица-корова итд. Для этого в первом случае добавляют непроизносимое слово – свиток, в других – соответствующее существо. Здесь такого не видно, но ведь есть уже определитель – женщина в конце. Итак, первый НЕФЕР, вероятно, просто КРАСИВАЯ или КРАСАВИЦА. Объяснить еще четыре знака можно только так: три одинаковых знака иногда означают множественное число (в текстах о царях или богах; иначе надо добавлять окончание множ. числа – цыпленка – звук У, а это может быть несерьезно). Тогда имеем
КРАСАВИЦА\КРАСИВАЯ - КРАСИВЫЕ\КРАС’ОТЫ
(множ.). Правда, здесь нет свитка, превращающего слово в существительное, но такой пропуск бывает.
Если бы между этими словами стоял предлог, смысл был бы превосходной степени сравнения:
КРАСИВАЯ СРЕДИ КРАСИВЫХ = КРАСИВЕЙШАЯ
Опять–таки, в надписях, бывает, только подразумевают служебные слова.
Затем опять идет НЕФЕР. В поисках смысла приходится думать, что это – начало следующего слова и нужно прежде вернуться к включению имени бога – из уважения такие имена могут ставить в начале, хотя читаются позже:
КРАСИВАЯ\КРАСАВИЦА - КРАСИВЫЕ\КРАС'ОТЫ - АТОН.
Для связи слов , не имея склонений, египтяне придумали предлоги (типа английских to, of, ), но часто обходились без них. Так что сочетанию этих слов можно придать один из таких смыслов:
КРАСИВАЯ – КРАСОТАМИ – АТОНА
КРАСИВЕЙШАЯ – АТОНА (*)
Пойдем дальше. За пятым НЕФЕР стоит известный нам хлеб – Т и ниже косые черточки - другой вариант И (или близкого к нему звука). Хлеб мог бы означать указание женского рода (на чем экономили в начале строки; тогда черточки могли значить превращение прилагательного от существительного, что странно, так как изначально мы имели прилагательное…
Следующие знаки – знакомое И – тростник и еще вариант Т. Если их переставить местами, получится окончание статива – временнОй формы, близкой к перфекту в некоторых языках. А ножка, пририсованная к И, сигнализирует о том, что речь идет о движении. Возможно, в целях экономии здесь записан глагол ИИ или ИЙ – идти, приходить, только И выражено черточками, и И-ножка для экономии совмещена с ТИ, потому вышло ИТ. Тогда имеем
КРАСИВАЯ\КРАСАВИЦА – ПРИШЛА (и осталась) (**)
Последняя, выделенная красным, фигурка – царица – как мы говорили, не произносится. Итак, вся строка – сумма одного из вариантов (*) плюс (**).
Мы расшифровывали вариант, приведенный известным египтологом Баджем в конце книги «Египет: классический путеводитель» и сопровождаемый таким произношением (без анализа и комментариев):
НЕФЕР – НЕФЕРУ – ИТЕН НЕФЕРТИ – ИТ (ТИ)
Здесь , как обсуждалось, Итен = Атон. Рекомендуемая перестановка – в скобках подтверждает наше предположение. Однако присоединение первого ТИ к НЕФЕР , видимо, означает принятие первой у нас гипотезы.
Встречаются и немного отличные варианты иероглифического написания (и, конечно, прочтений). Условно принято делать ударение в каждом слове (между тире) на первом слоге.
Известны два скульптурных портрета самой знаменитой красавицы и многочисленные удивительно милые изображения ее семейной жизни – с мужем, Аменхотепом Четвертым, и шестью дочерьми.
В Петербурге на Неве, на противоположном от Медного всадника берегу, чуть ниже по течению, стоят два Сфинкса. Каждый может чуть прикоснуться к величайшей египетской истории и культуре, которая,- по словам одного из исследователей – как барон Мюнхаузен, сама себя, не имея предшественников, вытащила из небытия.
Лентой вокруг постаментов идут надписи. Они частично повторяются и содержат по пять расположенных в установленном порядке имен тестя Нефертити, царя тростника и пчелы, т.е Верхнего (по течению Нила) и Нижнего Египта, Аменхотепа третьего. Мы легко узнаем четвертое – тронное имя, аналог девиза эпох императора, и пятое – личное: они окружены удлиненными рамками – кольцами. Четвертое означает – «Владыка правды Ра, отпрыск Ра». Напомним, что Ра – это как бы высшее, объединяющее имя бога солнца. Встретятся и точно зеркально обращенные имена - в надписях, читаемых справа налево (иногда, если требуется по месту или изяществу, писали и сверху вниз).
Пятое приведено во второй строке нашей иллюстрации. Оно начинается с двух расположенных между рамками знаков – утки и солнца – СА - РА и означает «сын Ра». В начале рамки узнаем тростник – А или И и волну – Н. Однако вместо хлеба – Т здесь другой знак – вариант М. Итак, упомянуто другое имя бога солнца – Имен или Амон. В целом получается, вместе с последующими знаками-словами
ИМЕН – ХЕТЕП – ХЕК – УАСТ
АМОН – ДОВОЛЕН – ПОВЕЛИТЕЛЬ – ФИВ
(этот город, как и имена фараонов и богов, более известен по искаженным греческим именованиям).
Помещение имени царицы – только жены фараона в кольцо, как и у царя – признак особого уважения. Правящие же царицы – большое исключение из традиции. Таким была ХАТШЕПСУТ - немного ранее, из той же восемнадцатой династии. Естественно, ее имена писались в кольцах, но между ними стояло то же СЫН РА (а не СА.Т– сестра , с добавлением хлеба – Т).
Однако пора заканчивать. Это всегда нелегко, так речь о бесконечно глубоком и неисчерпаемом мире… Быть может, мне удалось убедить кого-то войти в этот мир с его неисчерпаемыми тайнами, неопределенностями и новыми открытиями, уточнениями и расшифровками… Пусть мы узнаем гораздо меньше, чем профессионалы – перед лицом бесконечного разница не так велика. А наш внутренний мир расширится невероятно. Вспомним, что ветхозаветный пророк Моисей воспитывался в Египте.
P.S. Упомяну все же, что сын Аменхотепа Третьего, муж Нефертити, вызвал на несколько поколений грандиозные перемены в стране, сделав главным культ бога Атона вместо Амона ( и переменив свое имя на Ху-ен-Атон, или Эхнатон). Мнения о нем полярны – от великого религиозного реформатора до сумасшедшего.
Свидетельство о публикации №120020804384
Позволю себе :) лирическое отступление
http://www.stihi.ru/2008/11/08/2086
Спасибо. Николай!
Сашка Михайлов 08.02.2020 12:48 Заявить о нарушении
Ваша ммниатюра просто и ясно показывает особенную связь этого языка и жизни. Например, все, что относится к обучению, сопровождается нечитаемым определителем - человек с палкой...
Есть, правда, и неудобочитаемые. Скажем, ранний фараон Ка-Ка.у. Его знаки - воздетые руки и три фаллоса. Отсюда конечное У - множ. число, а почему, не по словарю, они тоже КА - не знаю...
Николай Старорусский 08.02.2020 13:20 Заявить о нарушении