Академия Поэзии - Возрождение Культуры!
Возрождение Культуры,
Отраженье Света Знания
На Лучах Архитектуры!
Очищение Словесности -
Возрождение Народа,
Возвращение Гармонии
Поэтического Кода!
Академия Поэзии -
Гармоничный в Космос вход:
Мир Идей там обитает
И давно уже нас ждёт!
07 февраля 2020 года.
Фото из инета:
АКАДЕМИЯ ПОЭЗИИ ЧИЖЕВСКОГО
«Леонардо да Винчи ХХ века» назвали А.Л.Чижевского ученые, собравшиеся из многих стран Америки, Европы и Азии в сентябре 1939 года в Нью-Йорке на I Международном конгрессе по биологической физике и биологической космологии. За выдающиеся заслуги в науке он был избран Почетным Президентом конгресса. «Проф. Чижевскому принадлежит приоритет ряда капитальных открытий в биофизике, электрофизиологии, медицине и других областях естествознания, – говорилось в Меморандуме конгресса. – Эти открытия имеют для человечества первостепенное практическое значение и развертывают широкие горизонты в науках о жизни. Изучать его работы – истинное наслаждение для всякого ученого, врача, биолога и всякого натуралиста вообще, стоящего на уровне современной науки, ибо его труды и идеи идут в ее авангарде, опережают ее, и иногда значительно. Они блещут не только прогрессивной новизной, глубиной и дерзостью полета мысли, но и высоким мастерством изложения и изяществом математического базиса.
В 1918 году году великий мыслитель-космист, учёный-естествоиспытатель, художник и поэт Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) в своём трактате «Академия поэзии» предложил проект уникального учебного заведения, необходимого для культурного развития нашей страны в новую эпоху. Стоит отметить, что проект ничуть не потерял своей актуальности за прошедшие 99 лет. Средние и даже высшие учебные заведения ни тогда, ни сейчас не дают знаний по теории поэзии.
А между тем, как поэт, Чижевский отводил искусству стихосложения главенствующую роль в развитии нового космического сознания: "Поэзия, являясь правдивою выразительницей того, что совершается в сокровенных тайниках духа, в данном случае должна сыграть великую роль".
А для развития этого искусства, требуется особое заведение...
"...Чтобы поэты наши в творчестве своем не погрязли в тине мелкой жизни, а, идя вместе с прогрессом, дали человечеству образцы истинно высокого искусства, служащего величайшим задачам цивилизации, просвещения и воспитания сердец, мы должны сами об этом позаботиться, а потому я призываю наше русское общество и всех, кому дорога поэзия, приступить к делу сооружения Академии Поэзии – центра поэтической художественной и культурной жизни России".
Александр Леонидович очень подробно излагает где и каким образом может быть открыта Академия Поэзии, описывает общий вид и архитектурные особенности её здания, определяет её задачи, предметы, которые будут преподаваться и сроки обучения, а главное - какие качества должна будет развивать Академия у молодых поэтов: необычайную трудоспособность, эмоциональность и энтузиазм, умение поддерживать постоянную связь с творческой мощью природы.
Академия, по мнению мыслителя, должна, прежде всего, "дать слушателям законченное образование по всем предметам, касающимся как Поэзии, так и литературы; представлять из себя центр поэтической деятельности России; всеми мерами популяризировать искусство в Государстве, руководя постановкой поэтического образования в средних и низших школах; трудиться над составлением учебников по всем отраслям теории, психологии, философии и истории поэзии; трудиться над разработкой и систематизацией всех вопросов теории поэтического творчества, над составлением полного словаря русских рифм... и вообще раскрывать в поэзии области, почти не затронутые..."
Что же заставило молодого Чижевского (ему шел 21-й год) написать этот труд? Сам он определял причину его появления так: «Непроходимые дебри невежества и тьмы заставляют задуматься над грядущим нашей страны. Какие меры надо принять? Какие дела свершить? С чего начать?» – ставит он перед собой вопросы. И отвечает: «Нужна постоянная, упорная работа! Надо учить народ! Но и этого мало: следует воспитать его!» [2, с. 222].
По его мнению, первое можно достигнуть с помощью науки – «от азбуки до высшего математического анализа», а второе – «исключительно искусством». Истинное искусство всегда нравственно, поэтому привить нравственность народу поможет только искусство.
«Итак, – пишет А.Л.Чижевский, – для создания нового духа в человечестве необходимо дать правильное направление его росткам – детям, психология которых сложна и не всегда может быть усвоена взрослым. Но на них-то следует обратить особое внимание, ибо они – первый кирпич будущего здания — индивидуальной жизни» [2, с. 224].
Особую роль в воспитании человека он отводит поэзии:
«Поэзия, являясь правдивою выразительницей того, что совершается в сокровенных тайниках духа, в данном случае должна сыграть великую роль». Поэзия ближе и роднее человеку, и именно она сыграет большую роль в будущей культуре человечества, ибо «она в многосложных пластических образах выражает внутренний мир его духа, духа безначального и бесконечного, и, приобщаясь к ней, человек невольно сознает свое единство со вселенной и научается любить и ближнего своего, "и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду"» [2, с. 225]. «Лучшие нравственные законы и чистейшие чувства, излитые в ярких, живых образах, сильнее всего влияют на душу и запечатлеваются в ней» [2, с. 226].
Чижевский полностью разделяет характеристику поэзии, данную Бенаром: «Из всех искусств поэзии предоставлено открывать сознанию силы духовной жизни, страсти, кипящие в глубине души, волнения человеческого сердца, высокие мысли, всю область идей и судеб человеческих, ход мирских вещей и божественное управление вселенной, так как она была и есть учительница человечества. Ее влияние самое общее и обширное». Поэзия, по мнению Чижевского, представляет собой совокупность всех искусств, вмещая в себе всю глубину переживаний, так как никакое другое искусство не способно претендовать на выражения сокровенных глубин духа.
«Выразить мимолетное чувство в нескольких словах и дать полную картину переживания, могущего направить наш дух в область космических волн и приобщить его к жизни вселенной – вот задача поэтического творчества» – определяет А.Л.Чижевский [2, с. 231].
Поэзия, по его мнению, сродни науке. «Задача поэзии вполне аналогична задачам науки – свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений. Подобно тому как наука стремится подчинить себе различные физические явления, а метафизика свое внимание сосредоточивает на том, что лежит выше обычных земных интересов, на вопросах о сущности мира, о предназначении человека, так и поэтическое искусство на высших ступенях своего развития подходит к глубочайшим проблемам бытия» [2, с. 229].
Однако эмоциональный элемент делает поэзию более сильной и дает возможность ей предвосхищать выводы науки.
Поэзии он отводит и главенствующую роль в развитии нового космического сознания: «Поэзия, являясь правдивою выразительницей того, что совершается в сокровенных тайниках духа, в данном случае должна сыграть великую роль» [2, с. 228]. К поэтам, обладавшим «космическим сознанием», он относит Державина, Пушкина, Тютчева.
Восторгаясь поэтическими произведениями этих поэтов, Александр Леонидович отмечает явный упадок современного искусства, и в особенности поэтического творчества, из-за неграмотности поэтов. Он с сожалением отмечает, что средняя школа не дает знаний по теории поэзии, а между тем, «чтобы писать стихи, – разумеется, при наличии к ним любви и способности, – требуется огромная подготовительная работа. Известно, что истинный поэт, прикрываясь прозванием "гуляки праздного", – труженик, изыскатель и неутомимый работник, ремесленник. И ему надо, кроме "таланта", много, очень много прикладных знаний, усидчивости и энергии». [2, с. 232]«Мало прослушать, – продолжает он, – с десяток лекций по стиховедению или прочесть пару "Руководств к стихосложению", поэзия нуждается в глубоком изучении древних памятников искусств, античной культуры, поэзия требует, чтобы у автора был вкус, а вкус служит руководителем всякого творчества. Вкус же никогда, за редчайшими исключениями, не бывает совершенным от рождения; его следует развивать, начиная с древнегреческого орнамента и кончая современными изысканиями в области утончения звуковой живописи стиха» [2, с. 236].
Такую программу для обучения поэтов он составил не случайно. Она определялась его собственным воспитанием. Отец, заставая юного сына за сочинительством, всегда повторял одно и тоже: «...стихи без мысли, без новой идеи ровно ничего не стоят, что вода – водичка, а новые мысли приходят в голову только очень образованным людям, а потому, если хочешь быть настоящим поэтом, прежде всего надо учиться, учиться и учиться. Надо многое изучать и очень многое прочесть. Надо много работать, трудиться и не лениться! Вот, например, ты ленишься при изучении латыни! Какой же из тебя выйдет поэт, если ты не будешь читать в подлинниках великих римских поэтов – Лукреция, Овидия.
А.Л.Чижевский много работал над собой, часами вслух читал гениальных поэтов, развивал у себя вкус к музыке стиха, по нескольку раз правил свои стихи. Необычайная работоспособность, эмоциональность, постоянная связь с творческой мощью природы – все это способствовало его поэтическому творчеству. Именно поэтому он считал, что Академия Поэзии должна заниматься развитием всех этих качеств у будущих поэтов.
А.Л.Чижевский был уверен, что выполнение этих задач не даст коснеть поэтической жизни страны и послужит залогом грядущего просвещения России, что все литературно-художественные кружки и просветительные организации присоединятся к поэтам, а это сделает собрания поэтов, литераторов и музыкантов более интересными и поучительными. «Смею думать,– пишет он, – что Академия Поэзии привлечет к себе много тружеников искусства, которым придется поработать во славу грядущей цивилизации» [2, с. 250].
Мысли А.Л.Чижевского, изложенные в «Академии Поэзии», обращены не только к молодому поколению 20-х годов ХХ столетия и не только к молодежи наших дней, но и будущих поколений.
Литература:
1. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. М.: Наука, 1987.
2. Чижевский Александр. В науке я прослыл поэтом… Калуга: «Золотая аллея», 1996.
3. Шапошникова Л.В.Веления Космоса. М.: МЦР, 1995.
4. Архив РАН, ф. 1703, оп. 1, ед. хр. 228
Свидетельство о публикации №120020709226