Дискурс-клуб в Научной библиотеке г. Иваново
Дискурс-клуб в Научной библиотеке г.Иваново,рук. А А Богаделин,
научный консультант Царькова Л А (2016-17)
После просмотра фильма Романа Поланского" Венера в мехах"
Куда скрываются поверженные боги, когда их осквернен алтарь?
Куда увозят их простые дроги?
Что ожидает их- небесные чертоги или земная хмарь?
Пол миром правят страстотерпцы, поклонники Христа,
И люди верят: каждый новый грех
Христос уж искупил- один за всех.
Где вас найти- избранников Эллады,кто смертным не пожалел огня?
Где ваши нимфы и дриады, скользящие в тьме ночи, в блеске дня?
Невежды думают, что вас навек изгнали, чтоб слабые вы души не смущали,
Но рады встретить вас мы на страницах книг-
Ведь Пушкин и сейчас для нас живой родник.
Когда наш разум спит и вечные расчёты
Ослабили свои коварные тенета,
Мы можем лицезреть Венеру, но нежданно
В ее прекрасной наготе, всегда желанной,
Чей облик так изменчив, что отличить ее нельзя:
От дебютантки на кастинге непризнанных талантов,
От дерзкой маленькой нимфетки, что продажна,
И знать не знает, что любовь всегда нежданна.
И вот она явилась в день ненастный
В провинциальный маленький театр на сцену,
Где пьесу ставит режиссер впервые,но...
Не жалуя актрис, себе он знает цену.
Полдня убил на кастинг он напрасно,
Но не нашел в мехах Венеры - это ясно.
При виде уличной девчонки
Он постарался отогнать ее в сторонку,
Спровадив вместо пробы вновь в ненастье,
Чтобы бежать туда, где ожидало счастье.
Но, как заведено, не тут-то было:
Над ним Венера, как богиня, подшутила.
Узнав его желанья и былое,
И в роль войдя, она опасней вдвое.
Но теша свой капризный нрав,
Сначала уступала в поддавках.
И властным чарам уступая
И дар актрисы принимая,
Он в мир искусства увлечен.
Вдруг раздается еле слышный звон,
И музыка любви уж их зовет,
Но...все разбил простой расчёт.
Искусство-ремесло,
А долг зовет к возврату в жизнь,
Где все измерено и ясно,
Где все надежно, пусть и не прекрасно.
Но он не ожидал, что боги
Велики и в любви и злобе,
Что может не иметь предела
То, что заветную струну задело.
Из страстной дамы в тот же миг
Венера превращается в менаду
И доставляет тут себе усладу,
Пускаясь в пляску яростной вакханки
И представляя той любви изнанку.
Как исказились нежные черты
И колют клинья наготы!
Тот страстный танец нёс всегда несчастья,
Давно Орфея разорвал на части.
Но в 21 веке у Венеры
Есть вся оснастка милиционеров.
Наш жрец искусства мигом оснащён
И за руки, и за шею-
Так можно позавидовать Орфею.
Венера ж вмиг исчезла, презрев несчастного,
Чтоб не попирал отныне
Закон языческой богини.
После обсуждения повести Стругацких "За миллиард лет до конца света"
Два брата, пусть и не Гонкуры,
В 20 веке-цвет литературы.
Кто больше физик, а кто больше лирик?
Наложит время пусть печать
Увы нам не дано то знать.
В начале в космосе полеты
И им давали обороты,
Мечтали современников - землян
Стажёрами иметь у марсиан.
Но не бывает сплошь триумфов и в науке, и в любой работе
Полет порой дает падение на взлете.
Хотя утечек не было в печать,
Но не о всём можно молчать.
Удушье троих, что накануне были живы и здоровы,
Чудовищная гибель Комарова...
Конечно и Аркадий, и Борис нас больше знали,
Но не в науку веру потеряли:
Их стал пугать в науке блиц,
Чреватый результатом "Роковых яиц".
Когда в науке всё идет нормально,
То, кажется, ей управляет бог,
Но если блиц, то рулит кто-то,
Кто может понедельник превратить в субботу.
Настало время создавать шедевры
И, кажется, что новые пары
Потянут в новые миры.
Но это лишь иллюзия: везде
Волнует их порядок на Земле,
Где разум вечно подвергается атаке
Звериной жадности, что вечно сеет драки,
Где человек-лишь "кандидат" на место
В системах, что растут, как тесто,
Где человек, как "тля" в системе живет,
Пока себе не знает цену.
Возник вопрос о разнице формаций
Земной и сверхцивилизаций.
А сможет ли разумный человек
Продлить свой ненадежный век?
А рисковой эксперимент приблизит
Роковой момент.
Но миллиард Земле-хороший срок,
Чтоб Настрадамус улыбнуться смог;
И человек, расправив плечи,
С надеждой устремлялся в вечность.
За это мы-земные люди
Всегда любить Стругацких будем
Пусть мы не знаем гомеостазис
И в сверхцивилизацию который фазис.
26.11.2015 г. после взрыва нашего бомбардировщика турками над Сирией
по прочтении романа Макдональда о недалеком будущем "Дом дервиша".
Прошло сто лет, но все жива зараза
Мощь мира мерить мощью газа.
И думать, лишь его поток по дну Босфора
Сумеет возродить всю ширь его просторов.
Но заблужденье, что поток неисчерпаем
И жизнь- не жизнь без газа - это знаем.
Ловушка дилерам, законам испытание,
Но дорого дается это знание.
Кто честный бизнес заменил азартною игрой
(А гангстерам законы-не преграда)
Тот может вызвать страшное видение ада:
Взрыв Арарата на Босфоре
Безумцам кажется концом желанным спора,
Но следствие-пожар гигантский флота
Итог- геенна огненная,
Но то не их забота.
Кто б ни был ты: пусть турок, русский, грек;
Ты- человек, и твой измерен век.
В век нанотехнологий, как и встарь,
Над нами царствует мораль
Играй по правилам, имей терпенье
И верь в науку и уменье.
25. 02 2017 г. В память о дискуссии по поводу романа Пастернака
"Доктор Живаго"
Разговор между персонажами" Доктора Живаго" и "Тихого Дона"
Мело, мело по всей земле во все пределы,
Свеча горела на столе, свеча горела.
Хоть мы свободны и легки, ведь мы -фантомы,
Мы-образы-не мужики
О нас написаны макулатуры тонны.
Макулатура та-
То пасквиль, то клевета,
То директива
То пулей жгла она, то квакала,
А то хитрила.
И не давала нашему создателю покоя:
То вон гнала, то вынудила клясться,
То что-нибудь другое.
Но он уж знал и кризис, и потерю дара,
И смерть свою уж описал,
Но смерть ему не пара.
Один и против всех,
Лишь мы ему подмога
Да женщина, та, что осталась
Когда-то у порога.
И та, что за него отбыла срок,
Из лагеря вернулась-
И с ней расстаться он не смог.
Т Д
А говорят, что это беззаконно!
Д Ж
Вы сами знаете-у чувства нет закона;
И прав не тот,
Кто больше тех имеет прав,
А тот, кто возвращает дар
И кто от смерти спас.
Т Д
Мы тоже с Гришей вне закона.
Зато наш автор создал в 20 лет шедевр,
А ваш и до сих пор не признан,
И притча во языцах!
И правда ль говорят,
Что из-за этого ему не спится?
Д Ж
Ну о своем молчите - он клеветник и вор
И Пильняку все верят до сих пор.
Т Д
У Пильняка давно уж разметало кости,
А к нашему все приезжают гости.
Д.Ж.
Давно уж ходят только козы,
Как уничтожены колхозы.
Т Д
Зачем нам злоязычье? Ведь мы-фантомы.
Нас любят, как живых,
Хоть все мы беззаконны.
Д Ж
Кто был у власти, попирал законы,
Кто уморил на свете миллионы,
Тот спит уже давно и снов не видит,
А их наследники не знают свет свечи-
Благое дело
Для нас горит еще свеча-
И не для них горела.
На окончание Ю И Ермилова по "Истории зарубежной живописи. 2017 г.
Весь год, внимая вам,
Дождались мы печального итога:
Как далеко художники ушли от бога!
В истоках церкви искры знания
Ей приносили анонимные созданья.
Над каждым тяготел закон-
"Уста закованы замком"
За вздох свободы можно стать еретиком.
Искусство набирало силу-
Его создатель -
Безвременно сходил в могилу.
В эпоху Ренессанса Леонардо,
Оберегая свой народ,
Махнул на 3 столетия вперед,
Приблизив человека к богу,
Наукам приоткрыв дорогу.
И мастерство растет и ухищренья:
И зеркало, и камера Обскура,
Но роль художника-не синекура-
Не объединяются ни в лиги, ни в цеха,
Лелея про себя лишь тайны мастерства.
И, сотворив суд божий,
Суд людской замаскируют,
Приговор оставив свой.
Идут года.
Слабеет гнёт власти и небесной и земной-
Пора заняться и собой,
Прислушаться к своим причудам,
Явить свое земное чудо.
Как изменился мир!
Религий много
Где один кумир?
Молиться можно женской красоте,
Природе и земному бытию,
А идеалы уж не те:
Бог не един, у каждого свой бог
Тот, на кого в сей день молиться мог.
И вот импрессионисты нащупали все многоцветье мира
Его изменчивость и многолетье,
И вечную приверженность к земле,
И полное отсутствие кумира.
Но граунд - не порог, есть андерграунд.
Сартр поспешил разрушить
Понятия отчизны дома, рода
"Я есьм!" художник прокричал
И зто посчитал началом всех начал.
И началось попрание пропорций, перспективы,
Для этого не нужно директивы!
И на "Фоли Бержер раз в много лет
Вдруг отключился интернет.
Отвергнуты семьей и обществом изгои,
Вам поклоняться можно вдвое-
Тем, что при жизни не знали славы,
На ком сейчас сколачивают капиталы.
На зтом дискурс подошел к концу,
Но с некоторых пор дебаты
Не избегают чёрного квадрата.
Чтоб не оставить дьявола печать,
Нам стоит сызнова начать
И восхищение свое отдать
Тем, кто с бескорыстием служил искусству,
И доверял лишь мастерству и чувству.
2018 г. После лекции "Прогноз будущего". Все человечество будет
поделено на 4 сектора: кремневый-техническая элита, зеленый-благополучие, обеспеченное изобилием продукции всех отраслей, желтый-сектор ресурсов, которые не в состоянии разрабатывать самостоятельно, красный-деструктивная зона, в которую вытесняется все нестабильное и взрывоопасное.
Вы нам оставили лишь горестный удел,
Удел бесславный и жестокий,
На карте мира-нищенский пробел,
Окрашенный в чужой нам цвет Востока.
Как-будто бы у нас ресурсов нет,
Чтобы со временем позеленеть,
Но, видно, наша участь-красный цвет.
Где в мире льётся кровь,
Там возрождается страна,
Держащая порядок мировой
Гонимая делягами всех стран,
Сейчас же примет бой,
Чтоб из унижений возродиться вновь.
А те, кто в нанотехнологий век технический прогресс
Для смертных превращают в вечный стресс,
Пусть следуют доктрине вырождения,
Пренебрегая реалиями чужого мнения.
Как пауки в мобильной паутине,
Питая мозг и прячась за чужие спины,
Теряя облик человечий,
Поймут, что лучше смерть,
Чем ими избранная вечность.
Свидетельство о публикации №120020706979