Темна тысячелетняя История Руси-России!

Темна История
Руси-России. -
Князья ее,
Цари,
Вожди
Издревле
Через колено
Меняли веру
Подданных ли,
Запрещали*,
Уничтожали, -
Засекречивали ль
Документы
Культуры и Истории
Да дипломатии
Ее
В угоду собственному
Возвеличению.

В хранилищах Кремля
Есть рукопись
Старинная,
В которой
Нервною рукой
Ивана Грозного, -
Чей мозг
Грыз сифилис, -
(Как позже
 И мозг Ленина), -
Была зачеркнута
Часть текста
И переписана
В угоду
Амбиции владыки-самодержца,
Чтоб в споре с Курбским, -
(Боярином,
 От гнева царского
 В Литву бежавшим), -
Который обвинил
Самолюбивого царя
В незнании Истории Руси,
Верх взять.

И потому -
Бесценны артефакты
Истории страны,
Которым повезло, -
(Подобно
 Летописи
 Временных Лет, -
«Откуда есть пошла
 Земля Русская
 И кто на ней
 Первым
 Поча княжити»
 По Ипатьевском списку), -
Избегнуть
Перлюстрации царей ли,
Вождей самовлюбленных
И бесчестных,
Да их Охранки
Лапы обойти
И до потомков
Факты Истории
Их предков
Без купюр
И искажений донести.

-----------------------------------------------------------
* - См. ниженриведенное приложение



               ШЕПТИЦКИЕ. УКРАИНСКО-ЕВРЕЙСКИЕ
              И УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
           (От ДаниИла ГАЛИЦКОГО до Иосифа СТАЛИНА).

(из книги Алика Гомельского “История. Невыученные уроки”)

   
    В истории еврейско-украинских отношений много разных страниц: страшных, смешных, странных, благородных. Хочу рассказать об одной из них — семье Шептицких и катастрофе еврейства.

                МОЛОДОЙ МИТРОПОЛИТ АНДРЕЙ.

    Сначала – о самом знаменитом представителе семейства. Граф Роман Мария Александр Шептицкий родился 29 июля 1865 года в поместье Прилбичи Яворовского уезда.

    Его старинный род уходит корнями в эпоху Князя Галицкой Руси , -Даниила Галицкого.

    Поколения Шептицких веками жили под властью шляхетской Польши, впитав ее культуру.

    Позже Галиция отошла к габсбургской Австро-Венгрии.

    В соответствии с семейными традициями Роман поступил в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу.

    Затем он окончил юридический факультет Вроцлавского университета, получив степень доктора права (надо отметить, что, во время учёбы он ездил в Италию, где был принят Папой, Львом ХIII, а также в Киев и Москву, где общался с философом Владимиром Соловьёвым и представителями украинского национального движения).

    Однако вскоре после окончания университета принял монашество и под именем Андрей вступил в орден Святого Василия (базилиан).

    С этой метаморфозой связана история не сложившейся армейской карьеры — во время тяжёлой болезни (скарлатины, сопровождавшейся заражением крови) у Андрея было видение, и он дал обет в случае выздоровления стать священнослужителем.

    Окончив иезуитскую семинарию в Кракове, Андрей получил степень доктора теологии в Ягеллонском университете (Краков).

     С 17 декабря 1900 года и до своей смерти 1 ноября 1944 Андрей (Шептицкий) — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский.

     Андрей (Шептицкий) также являлся политической фигурой — был депутатом Галицийского сейма и Венского парламента (пожизненный член Палаты господ).

     Осенью 1908 года митрополит Андрей нелегально въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве, а во время Первой мировой войны, когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался в городе со своими прихожанами, где 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи.

     Он находился в ссылке попнременно в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

                МИТРОПОЛИТ АНДРЕЙ.

     Вскоре после Февральской революции митрополит Андрей был освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского, и в конце 1917 года вернулся во Львов.

     После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался уже польскими властями.

     Хочу обратить внимание на давние и глубокие связи Р. Шептицкого с евреями.

     Будучи еще 20-летним, Р. Шептицкий выучил древнееврейский язык,.
     Он свободно читал ТАНАХ (Священное Писание) на языке оригинала, а позднее вел переписку с раввинами, лидерами еврейской общины.

     В 1905–1906 годах, когда Р. Шептицкий во главе группы паломников дважды посетил Святую землю, он издал путеводитель по христианским святыням, с картами и подробным описанием.

     Знание иврита очень поспособствовало его сближению с евреями и пониманию еврейских традиций.

     Во время «Дела Бейлиса», в октябре 1913 года, Р. Шептицкий публично опроверг кровавый навет на евреев: «Могу определённо заявить, что мне лично ничего не известно из общей еврейской религиозной науки, что могло бы послужить основанием ритуальной теории» («Киевская мысль», 23 окт. 1913). —

     Более того, Р. Шептицкий был готов приехать в Киев в качестве свидетеля защиты и эксперта по религиозным аспектам дела.

     Но сама одиозная фигура митрополита и еретика (с точки зрения официальной РПЦ) и его связи с евреями сделали такой шаг неприемлемым для инициаторов процесса,(поддерзиваемым царскими властями).

     В 1903 году Р. Шептицкий основал целую систему монастырей студитов, открыв при них школы, больницы и дома сирот. Позже эти монастыри сыграли очень важную роль в спасении евреев.

     Р. Шептицкий был последовательным противником СССР и большквиков .
присоединивших Восточную Украину России Советской в ходе Гражданской войны
под ложунгом В.И.Ленина, - "Свободная Украина возможна только в союзе
с пролетариатом России!"э

     Голодомор, - (искусственный голод, организованный властями СССР на территории Украины в 1932–1933 годах, повлёкший за собой гибель от 2,4 до 7,5 миллионов человек), - стал для митрополита ещё одним доказательством бесчеловечности коммунистической идеологии и диктатуры псевдоинтернационалиста Сталина.

     Это отношение к СССР окрепло, когда Львов на два года оказался в составе Советского Союза.

     В июне 1940-го Р. Шептицкий обратился с письмами к Сталину и Хрущёву, протестуя против пропаганды безбожия в школах Украины.

     Приход немецких войск митрополит, - (как и многие жители «присоединённых к СССР по пакту Риббентропа-Молотова западно-украинских и прибалтийских земель»), - расценил как освобождение от Сталинской оккупации с разгулаом репрессий и возрождение независимой Украины.

    В обращении «К украинскому народу» митрополит заявил: «В лице германской армии мы видим избавителя от врага».

    События последнего периода жизни митрополита Андрея (1939–1944) до сих пор остаются предметом ожесточённых споров и многочисленных дискуссий.

    В общем обвинения сводятся к нижеследующим основным пунктам, которые рассмотрю по отдельности:

       Пункт 1-ый. - Поддержка Германии в войне с СССР и активное
                сотрудничество с немецкой оккупационной властью.

       Галичина, многие годы боровшаяся за независимость от Польши, затем от Австро-Венгрии, затем опять от Польши, в 1939-м была, по сути, проиграна Гитлером в геополитической игре со Сталиным.

       Двухлетнее правление сталинской диктатуры Западной Украине было хоть и коротким по сравнению со всеми другими, но невероятно кровавым.

       Посему приход германских войск в 1941 абсолютно справедливо расценивался украинцами Галичины как избавление.

       Как показали предыдущие события (оккупация австро-венгерского Львова русской армией во время Первой мировой, присоединение его к Польше после польско-советской войны), митрополит Андрей не бросал верующих на произвол судьбы.

       Именно поэтому он оставался в своей резиденции во времена всех политических переломов, волей-неволей ведя дела со всеми администрациями.

       Если первый немецкий губернатор Галичины Карл Лаш (1941) во время своего весьма краткого руководства (три месяца) в основном занимался административно-экономической деятельностью (а конкретно — воровством в крупных размерах, за что был арестован и расстрелян самими немцами), то сменивший его Отто Вэхер (1942–1944) делал упор как раз на военно-политическую деятельность.

       Именно в период 1941–1942 гражданская позиция Р. Шептицкого (письма Гиммлеру [декабрь 1941-го и февраль 1942-го] с протестом против уничтожения еврейства Галичины и обращение к пастве с проповедью «Не убий», написанной под влиянием прошедших незадолго до этого акций, в результате которых из Львовского гетто были отправлены на смерть десятки тысяч евреев), март 1942 – письмо Папе Римскому где была подробно описана политика нацистов в отношении и еврейского и украинского населения Украины навлекла на митрополита гнев Берлина.

      Сам Гиммлер хотел арестовать Р. Шептицкого, но Вэхеру удалось убедить своего шефа «не делать этого, чтобы не вызывать гнев украинцев и не подвергать риску жизнь солдат вермахта, находившихся в Галиции в относительной безопасности».

      Параллельно Вэхер вместе с бывшими офицерами Украинской Галицийской армии (она существовала в 1918–1921 годах и в ней отец Степана Бандеры, Андрей, служил армейским капелланом) Альфредом Бизанцем и Ганцем Кохом попытались «урезонить» непокорного пастыря, но получили такой ответ, что даже обиделись на неуважительное отношение потомственного аристократа.

      Стоит отметить, что Отто Вэхер очень положительно относился к украинскому национальному движению "За суверенную Нэзалэжну УКРАЙiНУ" и Украинскому государству, что не вызывало большого одобрения у начальства.

      В большинстве своем руководство Рейха особой симпатии к украинскому национальному движению не испытывало…

      Пункт 2-ой. - Поддержка украинского националистического движения
                за Суверенную Независимую Украину.

      В отличие от младшего брата, Станислава (генерал-майора австро-венгерской армии и генерал-поручника Войска Польского, окончательно склонившегося к полонизации после Первой мировой), Андрей (Шептицкий) изначально осознавал себя украинцем и стремился добиться независимости для Украинского государства.

      Как аристократ и прелат, митрополит старался вести эту борьбу мирно, парламентарно и бескровно.

      Не его вина, что XX век маргинализировал всех и вся…

      Кстати, его неприятие террора как политического инструмента достаточно долго мешало взаимопониманию митрополита и ОУН.

      Раскол на ОУН (Бандера) и ОУН (Мельник) вообще сильно расстроил Шептицкого, потому что для него было важно единство нации.

      Ещё один момент — Андрей Мельник, офицер австро-венгерской и армии Украинской Народной Республики в 1918-ом году, был лично знаком и дружен с митрополитом, а декларируемая бандеровским крылом непримиримость к противникам украинской государственности склоняла миролюбивого прелата к ОУН(Mельника).

      Кроме этого, объявленная ОУН(Бендеры) война Германии после ареста руководства фракции заставляла митрополита опасаться широких репрессий нацистов против украинцев в целом.

      Пункт 3-ий. - Имея огромнейший авторитет, митрополит не помешал и не
                остановил еврейские погромы лета 1941-го и геноцид евреев
                как таковой.

      Как упоминалось выше, митрополит Андрей ещё с юности относился к евреям весьма благожелательно.

      В отличие от Восточной, Центральной и Южной Украины, где еврейские погромы, - поддерживаемыми царскими властями, - в конце XIX и начале XX веков были достаточно частыми явлениями, в Галиции до 1939-го года «еврейский вопрос» не стоял так, как в России остро, более того, митрополиту Андрею, как лидеру одной из мощных христианских конфессий, приходилось в сотрудничестве с раввинами разбирать вопросы увеличивающегося количества межрелигиозных, смешанных браков.

       Маховик национальной вражды был запущен оккупацией Западной Украины  войсками Советского Союза .

       Насильное осовечивание Галичины опиралось как на «привозные» коммунистические кадры (и еврейские, и украинские), так и местные.

       Перед оставление Львова и другрх городов Запалной Украины частями отступавшей под натиском первого удара немцев все заклюяённые, содержавшиеся в тьрьмах НКВД, спешно были расстреляны прямо в камерах, где они содержадись.
   
       Когда немецкие войска вошли во Львов, были открыты тюрьмы НКВД.

       Представшая взору ужасающая, кошмарно кровавая картина, - (в сравнении с которой картины Иеронима Босха просто идиллические!), - была в полнейшей мере использована нацистами в пропагандистско-провокационных целях.

       Нацисты возложили вину за эти преступления на всех евреев и направили гнев толпы на еврейское население города…

       Митрополит был не в состоянии предотвратить инспирированное нацистами стихийное насилие.

       Все, что он успел и смог – это осудить погром, как проявление варварства.

       Затем были упоминавшиеся письма Гиммлеру и проповедь «Не убий»…

       Но помимо слов были и дела, много добрых дел, совершённых вместе с его младшим братом Казимиром…


                Казимир ШЕПТИЦКИЙ.

       Граф Мария Казимир Шептицкий родился 17 ноября 1869 в том же, что и его старший брат, поместье Прилбичи Яворовского уездана Львовщине.

       Также, подобно брату, он получил степень доктора в Ягеллонском университете (Краков), но не теологии, а права.

       Одновременно с этим Казимир окончил Институт лесничества.

       Затем работал адвокатом, помогал отцу управлять семейными имениями, как и старший брат (митрополит Андрей), являлся членом галицкого сейма и депутатом австрийского парламента, соавтором «Общего австрийского закона о лесах».

       Казимир также — автор работ по вопросам сельского хозяйства, председатель Галицкого лесни-ческого общества.

      
        В 1907 году отошёл от политической деятельности, занялся хозяйственной работой в имении, где построил церковь для греко-католиков. Как и старший брат, Казимир сделал крутой поворот в жизни — в 1911 году поступил в бенедиктинский монастырь в Байроне, а в следующем году перешёл в греко-католический монастырь Студийского устава в Каменице (Босния), где принёс монашеские обеты и получил имя Климент.

        В дополнение к своему светскому, получил богословское образование в университете Инсбрука. Являлся настоятелем Студийского монастыря, находившегося в Униве. В 1936–1937 годах совместно с митрополитом Андреем составил устав для монахов-студитов, известный под названием «Типикон».


       Являлся настоятелем Студийского монастыря, находившегося в Униве. В 1936–1937 годах совместно с митрополитом Андреем составил устав для монахов-студитов, известный под названием «Типикон». Участвовал в основании женского студитского монастыря в Якторове, монастыря в Канаде. Был членом Богословского научного общества, читал лекции в университете Инсбрука. С 1937 года постоянно жил во Львове, помогал митрополиту в управлении церковью.

       В 1939 году митрополитом Андреем был тайно назначен греко-католическим экзархом Апостольского экзархата России и Сибири.

       Когда митрополит Андрей дал указание прятать евреев в церквях, монастырях и сиротских приютах, содействуя их спасению, то первым помощником его стал Климентий (Шептицкий).

       По сведениям раби Давида Кахане (не путать с Меиром Давидом Кахане!), ставшего впоследствии главным раввином израильских Военно-воздушных сил, и Курта Левина, - сына главного раввина Львова, во время Второй мировой войны,- митрополит Андрей и архимандрит Климентий (Шептицкие) спасли около 300 еврейских детей, а также прятали ценные еврейские документы.

       Помимо самих братьев Шептицких, более чем 240 украинских священников и монахов рисковали собственной жизнью, спасая еврейских детей.

       Митрополит Андрей в своей резиденции прятал 15 евреев.

       После многочисленных просьб спасённых евреев и их потомков Климентий (Шептицкий) был в 1995 году признан в Израиле Праведником Народов Мира.

       Логично было бы присвоить такое же звание его брату и руководителю, митрополиту Андрею, но…

       В 1963 году раби Давид Кахане рассказал в «Яд Вашем», что в годы Катастрофы его спас украинец в городе Львове.

       Спустя три года в «Яд Вашем» была подана официальная просьба воздать положенную почесть спасителю — присвоить звание «Праведник Народов Мира»  - украинцу Андрею (Шептицкому).

       Начиная с первого обсуждения в 1967-м и, к великому сожалению, до сих пор (2017) Андрею (Шептицкому) «Яд Вашем» так и не присвоил звание Праведника.

       Когда в 1981-м в Израиле состоялось голосование, из 13 членов комиссии — двое воздержались, пятеро голосовали «за», шестеро — «против».

       Отказ был мотивирован тем, что митрополита обвинили в поддержке дивизии СС «Галичина», в идеологической близости к Гитлеру и в том… - что он мог сделать для спасения евреев больше.

       После очередной неудачи 2007-го еврейская община Украины в мае 2008 признала Р. Шептицкого праведником мира. -

      «Мы хотим отдать должное человеку, который спас сотни евреев, — сказал главный раввин Украины Моше Реувен Асман. — Мы должны не только бороться с антисемитизмом, ксенофобией, но и помнить героев, рассказывая о них подрастающему поколению».

       В память Андрея (Шептицкого) возле синагоги Бродского в Киеве было посажено «Древо Жизни».

       В ноябре 2013-го Андрей (Шептицкий) посмертно был удостоен Антидиффамационной лигой, - (американская еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация, противостоящая антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям), - награды имени Яна Карского за отвагу в спасении украинских евреев.

       В чём же загвоздка сИерусалимским музеем памяти ХОЛОКОСТА «Яд Вашем»?
   
       Начну с того, что на протяжении более 20 лет (с 1972 по 1993) директором «Яд Вашем» был Ицхак Арад (Рудницкий) — партизанивший мальчишкой в литовских лесах, ставший впоследствии бригадным генералом ЦАХАЛ.

       После освобождения  от  немецкой оккупации  Литвы отряд «Вильнюс», в котором партизанил Арад, стал подразделением войск НКВД и был задействован в войне с литовскими «Лесными братьями» и польскими партизанами, боровшимися против повторной советизации края.

       В 2010-ом году  Ицхак Арад выступил с резкой критикой присвоения Степану Бандере звания Героя Украины.

       В годы его директорства Львовское общество еврейской культуры имени Шолом-Алейхема дважды подавало заявление о присвоении митрополиту Шептицкому звания «Праведник Народов Мира», но не получило даже формального ответа.

       Все решения «Яд Вашем» по этому вопросу основывались не на фактическом материале, а на «политической целесообразности», соответствующей политическим взглядам директора.

       Эти взгляды разделяло немало сотрудников, в частности Арон Вайс, бывший одним из ключевых научных сотрудников «Яд Вашем».

       Вместе со своим братом Шевахом (председателем кнессета и председателем совета директоров самого «Яд Вашем») они были видными активистами левой партии «Авода».

       По происхождению они с Галичины, всю их семью спасли из гетто соседи-украинцы, которые по настойчивым просьбам семейства Вайс были признаны Праведниками Народов Мира.

       Но личная порядочность обоих в вопросе митрополита Андрея не смогла преодолеть их политической ориентации. Как только вопрос касался украинских националистов и симпатизирующих им, то Арон Вайс и Ицхак Арад мгновенно из ученых превращались в левых политиков.

       Помимо официоза, в Израиле находились и другие ярые противники присвоения Р. Шептицкому звания «Праведник».

       Например, Анатолий Кардаш, написавший целую «антимитрополитную» статью!
       В ней была и такая сентенциия:
      
      «…Спасённая еврейская душа, разве не ведёт она в Праведники?» — мог бы в который раз спросить Д. Кахана. Я. Сусленский вздыхает: «Кахана, бывший главный раввин израильских военных лётчиков, сложил оружие».
         А мне представилось: раввин Кахана видит А. Шептицкого поглядывающим с того света на возню вокруг своего имени с улыбкой то ли укоризненной, то ли иронической, то ли даже горькой… Потому что митрополиту, - Кахана знает, -предстоит замаливать грех сделки с дьяволом…».

       Пункт 4-ый. Митрополит Андрей благословил создание дивизии Ваффен СС
                «Галичина».

       Вопрос о дивизии СС «Галичина», поскольку он является краеугольным и для дела Андрея (Шептицкого), и для общего понимания, я выделяю в отдельную статью.

       Здесь же только укажу, что какое бы отношение ни было к самой дивизии, никакого благословения митрополит не давал.

       Вот свидетельское показание (Михаил Демкович-Добрянский, украинский общественный деятель, журналист, историк):

      «Я, подписавшийся Михаил, сын Ивана и Марии Демкович-Добрянских, приношу эту присягу на святой Крест и Евангелие. Моей присягой хочу подтвердить мое заявление о том, что митрополит Андрей не уделил своего благословения дивизии «Галичина», что слухи о таком благословении ложные и не соответствуют действительности. Слуга Бо-жий Андрей, что касается дивизии «Галичина», высказался двумя актами:

       1. Положительно признал необходимость украинской вооруженной формации.

       2. Назначил 12 военных капелланов под руководством о.Василия Лабы,
         профессора Богословской академии, ранее (в австрийской армии, и в
         галицкой армии) бывшего капелланом.

          Ни во времена, когда создавалась дивизия, ни позже никто из украинских деятелей, которые имели близкое отношение к дивизии, не знали ничего о благословении митрополита для дивизии «Галичина», потому что такого акта не было.

          Многие выдающиеся граждане высказывались о необходимости военной формации. Отчетливо сформулировал это Дмитрий Палиив.
         
          Его версию Владимир Кубийович (председатель УЦК) приписал митрополиту.

          Но от положительного признания потребности украинской вооруженной формации к благословению дивизии довольно далеко.

          Когда в середине 70-х годов официальный постулятор Ватикана передал украинскому постулятору около 50 вопросов в связи с деятельностью митрополита, отцы Хома и Музичка передали мне для обработки более 20 тем, остальные дали о. Ивану Гринёхову. Ни среди моих, ни среди его тем не было упоминания о благословении дивизии «Галичина».

          Ватиканский постулятор не мог бы этого не вспомнить» (Михайло Демкович-Добрянський // Патріархат. — 1999. — № 78 (343344).

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

          Роман, - (митрополит Андрей), - умер 1 ноября 1944 года во Львове после осложнения болезни (приблизительно через три месяца после освобождения города от немецко-фашистской оккупации частями РККА).

         78-летнего Казимира, - (архимандрита Климентияя), - в 1947-ом году арестовало НКВД в келье во время вечерней молитвы и после года следствия, унижений, допросов и принуждений подчиниться Управлению РПЦ приговорили к восьми годам заключения.

         Умер Климентий 1 мая 1951 года в печально известном Владимирском централе.

         В 1995-м году Климентию (Шептицкому) было присвоено в Израиле звание «Праведника Народов Мира».
      
         27 июня 2001 года Климентий был провозглашён Папой Иоанном Павлом II католическим святым.

        Станислав ШЕПТИЦКИЙ в 1923 году был назначен министром обороны Польши, но, оскорблённый Ю Пилсудским после государственного переворота в мае 1926 года, вызвал последнего на дуэль, однако маршал не принял вызов.

        После этого Станислав подал в отставку с воинской службы.

        После отставки проживал в Кракове, политической деятельностью не занимался. Занимал должность президента Национальной ассоциации нефтепроизводителей.

        Что характерно, во время Второй мировой войны участия в движении сопротивления не принимал. В конце войны 78-летний генерал вступил в ряды Армии Людовой, он   был назначен также главой совета Красного Креста в Польской Народной Республике — этот пост он занимал с 1945 по 1950 год (до своей смерти).

       Леон ШЕПТИЦКИЙ вместе с женой Ядвигой и прислугой (всего 13 человек) 27 сентября 1939-го были расстреляны НКВД в родовой усадьбе Шептицких.

       Сын Льва ШЕРТИЦКОГО, племянник митрополита Андрея и Климентия, Анджей Мария Станислав Александр, подпоручник Войска Польского, весной 1940-го стал одной из жертв Катынского преступления НКВД.

       Такая вот история семьи Шептицких — история служения своему народу без пафоса и с честью с времён Князя Галицкой Руси Даниила ГАЛИЦКОГО до
времён правления в СССР Сталина.
         
                7 февраля 2020-го года.


       


Рецензии