Сто великих скульпторов... Вильгельм Лембрук

Начало двадцатого века - это период первого большого подъёма искусства скуль-
птуры после долгих десятилетий застоя в XIX веке. В Германии новые скульптур-
ныне идеи были выражены вначале лишь в теоретической форме Адольфом Гильде-
брандом, который, размышляя о скульптуре, ставил на первое место не задачи
сюжета и внешней эффективности, а пластическую форму и её закономерности.
Идеи, высказанные Гильдебрандом, были развиты Лембруком и его великим соотечественником Эрнстом Барлахом. Франция же, в отличии от Германии, имела
преимущество в области развития скульптуры. Искусство Огюста Родена  и его многогранное  и полемическое творчество дало толчок к расцвету скульптуры в
первые годы XX века. Во Франции выдвигаются такие значительные скульпторы, как
Эмиль-Антуан Бурдель и Аристид Майоль.

Вильгельм Лембрук (нем. Wilhelm Lehmbruck; 4 января 1881, Мейдерих — 25 марта 1919, Берлин) — немецкий скульптор, художник и график.

Жизнь Вильгельма Лембрука трагически оборвалась в марте 1919 года - он покончил с собой в возрасте тридцати восьми лет. Такой конец - следствие трагического мироощущения этого выдающегося немецкого скульптора, в творчестве
которого отразились духовные проблемы, занимавшие мыслящих людей предвоенной
Германии. Ужас, вызванный в душе художника событиями первой мировой войны,
последовавшая за этим утрата веры в гуманизм привели его, как и многих других
западных интеллигентов, к глубокому внутреннему кризису, выходом из которого
Лембрук избрал для себя смерть.

Скульптор вырос в бедной горняцской семье в городе Дуйсбурге, ещё школьником он начал вырезать из мела фигурки людей. Художественное образование Лембрук
получил в Академии художеств а Дюссельдорфе. Значительное художественное влияние оказало на Вильгельма Лембрука творчество Аристида Майоля и Жоржа Минне, однако уже к 1911 году мастер вырабатывает свой собственный стиль.
В конце XIX века Минне первым среди скульпторов своего времени обратился к
образу рабочего человека в скульптуре, теме труда. Вслед за ним Лембрук ещё
в годы учёбы 1901-1905 - обращается к сюжетам знакомой с детства обстановки.
В бронзовых скульптурах и рельефах он изображает горняков во время работы, в
момент короткого отдыха после изнурительного труда.

Для развития творчества Лембрука оказалась очень важной его поездка в Париж, где он прожил вплоть до 1914 года. Пребывание в Париже, который был признан
столицей нового искусства, дало возможность Лембруку познакомиться и с новыми
направлениями в живописи, но особенно интересным для него было изучение скуль-
птуры Майоля.

Основным мотивом пластики Майоля было изображение женских фигур, в которых он
воплощал свой идеал красоты и гармонии. Так же и для Лембрука центральным
пунктом его исканий становится фигура человека. Бронзовая скульптура "Колено-
преклоненная" (1911)* изображает женскую фигуру удлинённых пропорций, которые
станут типичными для Лембрука. Пластические формы геометризируются, подчёркнут выразительный жест, ритм линий силуэта, вытянутое иссушённое тело — носитель духовной силы. Обострённая выразительность пластических форм, угловатость, заостренность перекликается с распространившимся тогда в Германии экспрессионизмом. "Коленопреклоненная" подносит согнутую в локте руку к груди,
в этом жесте воплощен немой вопрос или мольба. Линиям этой руки вторят складки одеяния в нижней части скульптуры, придавая ей единый тревожный ритм. В этой
скульптуре уже есть символическое выражение напряжённого ожидания, страха
перед роком, перед будущей судьбой.

Лембрук воплощал в своих скульптурах тревожившее его сердце предчувствие
ожидающих Германию потрясений. Разразившаяся первая мировая война придаёт
ещё больший накал трагическому мироощущение Лембрука. В рисунках 1917-1918
годов он обращается к традиционной теме "Пьеты", изображая оплакивание бого-
матерью мертвого Христа. Тема гибели человека сурово и лаконично выражена в скульптуре Лембрука "Павший" (бетон, 1915-1916). Это образ человека, повер-
женного не только физически, но и потерпевшего моральное поражение, сломлен-
ноги, неспособного противостоять идеям зла и насилия, насаждавшимся в воюющей
Германии.
Так и сам Лембрук, не найдя в себе сил бороться за гуманистические идеалы, ушёл из жизни.

Работы Лембрука демонстрируются в художественном музее Дуйсбурга, носящем его имя и размещающемся в здании, построенном его сыном, признанным мастером музейной архитектуры Манфредом Лембруком.



                @


Рецензии
Это образ человека, повер-
данного ?-исправьте,пожалуйста.
Информационно интересно

Надежда Никонова   11.02.2020 13:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и поправку! С признательность и теплом,

Алексей Гончаров2   11.02.2020 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.