Янош Корчак Перелистывая подчёркнутые страницы
Может, в жизни было по – другому,
Только эта сказка вам не врёт,-
К своему последнему вагону,
К своему чистилищу – вагону,
К пахнущему хлоркою вагону,
С песнею подходит «Дом сирот».
Александр Галич
*** *** ***
«... Я полил цветы, бедные цветы детдома. Пересохшая земля вздохнула.
К моей работе приглядывается часовой. Сердит его? умиляет этот мирный в шесть часов утра труд? Часовой стоит и смотрит. Широко расставил ноги...
Моя лысина в окне, такая хорошая цель. У него винтовка. Почему он стоит и смотрит? Нет приказа».
(Из последних записей в дневнике, 4 августа 1942г.)
Но приказ уже был заготовлен. Друзья Корчака узнали об этом, достали для него документы, чтобы он смог скрыться.
Корчак отказался. «Не оставишь своего ребёнка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь 200 детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?»
С развёрнутым знаменем вместе с детьми вышел Старый Доктор из Дома сирот под конвоем гитлеровцев. Дети не знали, что идут в последний путь. Отправились на вокзал, оттуда в товарных вагонах – в Треблинку, лагерь смерти.
За 16 месяцев здесь было уничтожено 800 тысяч (!!!) человек,
среди них и двести сирот вместе с учителем...
Теперь на месте газовых камер памятные гранитные глыбы. На одной из них надпись: «Янош Корчак и дети». Нет, это не память, это знак жесточайшего из преступлений.
«... я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается», - записал он в дневнике незадолго до гибели.
... Я смотрю на портрет его, в глаза, полные добра, мудрости и печали. «Мир уродлив, и люди грустны» - сказал замечательный американский поэт Уоллес Стивенс.
Будто о нём. Но печаль Корчака не знала отчаяния. Он был деятелен и мужествен до конца. Его вопрос к взрослым в одной из последних статей «Одиночество старости»:
«Жил ли ты? Какой же след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла?»
Это вопрос – совет любому, подводящему итог своей жизни. Сам он ответил на него всей своей жизнью, отдав её детям.
Глядя на фотографии, представляешь себе тихого, деликатного школьного учителя. Таким он и был с детьми. Но деликатность его родилась не в тиши аудиторий и библиотек Варшавского Университета, где получил он диплом врача. Состраданию, гуманизму учился он в детских больницах, куда пришёл после выпуска; в кварталах варшавской бедноты, откуда брал под крышу Дома сирот брошенных, погибающих малышей.
Тихий доктор прошёл две войны – русско - японскую и Первую Мировую. Но и в огне войны не переставал думать о детях. Отмыв руки от очередной операции, садился у горящей свечи и под грохот пушек писал книгу о любви к ним.
Он писал эту книгу в 1914 - 1918 годах.
С этой рукописью он и вернулся с фронта.
Она была издана и стала одним из шедевров в мировой педагогике.
«КАК ЛЮБИТЬ РЕБЁНКА» - назвал он свой труд.
Первая часть была опубликована в Варшаве в 1919 году.
Полный цикл, состоящий из четырёх самостоятельных произведений: "Ребёнок в семье", "Интернат", "Летние колонии", "Дом сирот" - вышел в Варшаве в 1920 году.
Писатель, а затем педагог, ЯНОШ КОРЧАК родился с выходом драмы «Каким путём?», получившей премию на литературном конкурсе.
Это был литературный псевдоним двадцатилетнего студента медицинского факультета Варшавского Университета Генрика Гольдшмита.
Он родился 22 июня 1878 года в семье известного варшавского адвоката.
Он рано потерял отца, помогал семье и много работал (санитар, грузчик, репетитор), чтобы оплачивать свою учёбу.
Занимаясь репетиторством, встретившись с детством, неблагополучным в школьном учении, Генрик впервые начинает размышлять о причинах детских несчастий.
Этим псевдонимом отныне он будет подписывать все свои литературные работы.
С этим именем войдёт он в историю...
Олег Матятин
составитель и автор предисловия к книге "Корчак"
"Антология гуманной педагогики"
Издательский Дом Шалвы Амонашвили Москва 1998
*** *** ***
"Влюблённым шепотом очей целую рой радостных истин"
Янош Корчак
МОЛИТВА РАЗДУМЬЯ*
Отче наш, как же странен мир, сотворённый Тобой. Какую странную балладу играет этот мир на арфе моей души. Как странно всё на земле, в глуби её и в выси. Столько странностей...
Будь их меньше, всё было бы проще, скуднее.
И вода - и огонь – и камень – и птица – и цветок – и гад ползучий – и звезда. Столько малых и больших существ. И человек. Так похож он на все другие Твои творения.
Странно, что можно так долго вглядываться в лес, в дерево в лесу, в ветку на дереве, в лист на ветке, в прожилки листа – и так странно час за часом пролетает в душе.
Можно долго – долго всматриваться в море или в каплю росы – и так странно проносятся в душе столетья.
Кажется, так много знает человек – ищет, наблюдает, разгадывает, познаёт тайны тайн Твоих..
Ну, и пусть себе...
Знаю, в красках, в движении, в запахах, в щебетании птенца и в молитве звёзд Ты сам сказываешь сердечную, простую сказку, которую все понимают по – своему, – ведь не таишь Ты ничего, не скрываешь.
Я гляжу в неприметную крапиву. Странное растение, её яркая зелень словно ядовитые стилеты. Зачем ей эта броня, в чём её надежда, в чём справедливость, какое такое право она защищает – от меня, от земли и от солнца?
И ЧТО есть крапива, ландыш, малина, яблоня, дуб? Не в том вопрос, почему крапива жжёт, ландыш красив, малина сладкая, а дуб долгожитель. Не в том, кто из них вреден, а кто пользу приносит. Нет.
В том вопрос, почему мы, друг другу братья, друг друга не понимаем?
Все рождаемся: я, ландыш, дуб; дышим, едим, растём, любим – все мы: и я, и ландыш, и дуб. И все умираем.
Почему из одной и той же земли: крапива, жасмин, малина, дуб, птица и гад ползучий – и я?
Почему лебедь и его пух белоснежный?
Почему пар, вода, лёд и снежинки, и соли кристалл?
Почему соловей в ночи? И жаворонок, зависший в небе, словно капля солнца?
Или вот ещё – что – то странное, на длинных лапках, тащит в панцире тело своё и усами шевелит – зачем мне знать, как называется это малюсенькое смешное создание?
Оно живёт – и я живу. Братья. Оно живёт сейчас, и я – сейчас. Современники.
И если оно одну из своих лапок потеряет, то заплачет по – своему...
Мы братья по боли. Умрём – братья – смерти.
И самец ищет самку. Братья в пламени чувств, в вихре, в угаре страсти.
А вот ползёт что – то совсем мельчайшее, зелёное, - муравей для него великан. Ползёт, спешит, от опасности удирает. Мы с ним – братья по ужасу, что вселяет в нас тайна...
А, может, это старый орех влюбился в берёзу и там, под землёй, ищет её девичьего прикосновения? Копной своих растрёпанных ветвей берёза соблазняет его, обольщает, а сама в земле от него уклоняется и изменяет ему, с другим деревом корни свои сплетает.
Много знает человек. Ну и пусть себе.
Для меня, Отче, истинно то, что все эти странности Твоей сказки не только вокруг меня, но и во мне пребывают. Я сам себе сказку сказываю, вовсе на Твою не похожую.
Я потому всему противлюсь. Ничего без меня не существует.
Волен я вовсе не глядеть, а глядя – не видеть, а видя – не замечать, видеть всё так, как мне самому хочется.
Для Тебя – капля, а мне она кажется океаном. Ты солнца тучей заслонил, а для меня оно ярко светит. Возьму и приделаю человеку крылья. Выпил бесконечность - до дна.
А под травинкой раскинул шатёр и отдыхаю в тени. Из песчинки слил в кубок столетнего вина.
И греюсь себе на леднике...
Ты, Отче, свою сказку сказываешь, а я из Твоей для себя свою собственную слагаю.
Даже странно, что странности кругом такие странные. И что в миг можно прожить целые эпохи.
Благодарю Тебя, Отче, что вечен я и вездесущ и что всё оживляю дыханием своим.
Благодарю Тебя, Отче, за волшебную тайну Твоей сказки.
*** *** ***
РАДОСТНАЯ МОЛИТВА
Боже Лучезарный!
Расправил я плечи, глаза распахнул, грудь выпятил, улыбаюсь, голову высоко поднял. Смотрю, жду, слушаю. В жилах не кровь бьёт.
А что? Радость!
Чего ты хочешь, Боже Лучезарный, за Твои щедрые дары?
Что до меня, то крылья мне не нужны: земля мне в радость.
И пусть облака надо мной, а вокруг зелень молодая, чистая, и ручеек журчит.
Пью воздух: «Твоё здоровье, Боже».
Стою пред тобой в праздничном одеянии, в шелке солнечных нитей, радугой подпоясался – всё во мне поёт.
Но петь я не буду, ибо не знаю песни, которая была бы Тебя достойна.
Безмятежное настроение – я знаю; покой на душе – я владею; блаженное состояние – я чувствую. Сильный я – без колебаний и сомнений – добрый.
Таким и пребуду...
А ты, мой друг, не нашёл своего счастья? Ты ещё молод, ныряльщик неопытный.
Не умеешь из глубин выловить своё Солнце – то, что выходит Солнцу Божьему навстречу. Юный рыцарь, ты не слышишь гула битвы Бога, в тебе, за тебя? Услышь!..
Ты, Боже, брат мне, а не отец.
Вглядываюсь, вслушиваюсь в радостную сказку Твоей жизни. Много путей, всяк волен свой выбирать.
Верую!
Столько новых истин рождается во мне.
Истина, что я вижу. Истина, что есть у меня сердце. Истина, что мыслю и что вишня в цвету.
Истина, что запою вполголоса или крикну во всю мощь.
Влюблённым шепотом очей целую рой радостных истин.
Твоё здоровье, истина!
Чего ты хочешь, Боже, за твои щедрые дары? За снежинки и мыльные пузыри, за бездну вечности и бездну неба?
Тук – тук – бьётся сердце. В глубине души, куда нет хода мысли, рождается новое чувство.
Радуюсь и рождению, и смерти.
Шаг за шагом восхожу к Тебе, утомлённый и счастливый. А рядом тихая сестра сна, белая смерть, как царевна – девица.
В руки Твои отдаюсь.
Рой колибри и бабочек, цветы обступили меня.
Я, озорник, отгоняю их, в ладоши хлопаю, хочу спугнуть, ловлю и подбрасываю, но крыльев не повреждаю, перышек не гну, лепестков не мну, не стряхиваю цветную пыльцу. Колокольчики и чашечки взлетают, опадают, тут же срастаются с землёй, дышат новым пламенем полёта.
Расправил плечи, улыбаюсь.
Господи, чего Ты хочешь от нас за твои щедрые дары?
* - "Наедине с Господом Богом" ("Молитвы тех, кто не молится")-
впервые книга издана в Варшаве в 1922 году.
В России она переиздана в 1995 году Российским обществом Яноша Корчака.
Свидетельство о публикации №120020508661