Памятник Куль-Тегина. Малая надпись

Эпоха орхонских памятников
(Журнал "Аманат" (5), 2005г.)

     Тенгрирожденный —
     Я, тюркский каган,
     В Тенгрии существующий —
     Я, мудрый каган,
     В мире изменчивом,
     Возвышен Судьбой,
     Воссел по Закону —
     На Трон кочевой!
Речь мою слушайте
С трепетным сердцем —
Нас еще ждут за Свободу бои! —
Братья, племянники,
Сыновья мои — вместе
С единокровным народом моим!
     Слушайте, вы:
     Опорою трона
     В достоинстве шадов беки войны,
     И в чине тарханов далекие
     Беки улусов!
Слушай и ты, о народ Огузов,
Девятиплеменный народ Огузов!
Этим Заветам внемлите —
И трепещите!
     К солнца восходу — вперед,
     К ближним полуденным странам,
     И к солнца закату — назад,
     К дальним полуночным странам!
В этих пределах
Много народов я покорил,
Сильных народов — и разных,
Все они мне — подвластны!
     Когда Отюкен-Отчизну
     Каганы тюркские возглавляли,
     Корня Тюркского — без изъяна,
     У народа тогда —
     Какие могли быть печали?!
И вперед на восток,
Я с войском прошел,
Немного дошел до Моря,
И на юг, до Святых Родников,
Я с войском прошел,
Немного не дошел до Тибета.
     И на западе, Реку Жемчужную переплыв,
     Сражался я у Железных Ворот,
     И на севере с войском я был,
     Где живет Байкуры — легендарный народ! 
     Водимый самим Тенгри-Богом —
     Во многие земли ходил я походом!
…В Отюкен-Отчизне в трудные дни
Не было достойного владыки,
Откочевав, у Великой Стены,
Я поселился рядом с народом Табгач,
И стал познавать его нравы —
Для возрожденья Великой Державы!
     Но золото, шелк и зелье хмельное
     Нам щедро отдавая,
     Народ табгач в речах сладких —
     Таил тонкий яд!
И тонкому яду поддавшись сладких речей,
Кочевники с оседлыми сблизились,
И, оседая на пашнях табгачских земель,
Усвоили чуждые мысли:
     «Славные, мудрые люди,
     Великие, достойные люди —
     Не приходят сюда с войной!
     Но если кто-то забывает,
     И заповедь нарушает —
     Тот будет убит собственной родней!»
И тонкому яду поддавшись
Премудрых табгачских трюков,
Как много нас погибло —
Небесных Тюрков!
     И вот разделился тюркский народ:
     «Не только в далеких Чугайских степях,
     Но в сердце табгачских земель, у Тунских ворот,
     Будем жить!» — говоря,
     Так разделился тюркский народ!
И сладок был яд чужеземных речей:
«Далеким рыцарям, Ер-Серам, —
Приносят плохие дары,
Ближним рыцарям, Ер-Серам, —
Приносят роскошные дары!» —
Так сладок был яд чужеземных речей!
     Золото, шелк и зелье хмельное обещая,
     Народ единый разобщая,
     Табгачи были умом,
     Изощрены и юрки,
     И тонкому яду поддавшись —
     Вы погибли, Небесные Тюрки!
            (продолжение см. в журнале)

     Трудно переоценить уже сам факт существования исконной, самобытной рунической письменности у кочевников Евразии. Более того, не просто письменности (разрозненных надписей) — но развитой поэтико-художественной письменной традиции. Сколько веков интеллектуальной деятельности было необходимо для того, чтобы уже в начале 8-го века (за 4 столетия до знаменитого «Слова о полку Игореве»!) дать миру такие монументальные шедевры, как «Куль-Тегин», «Бильге-Каган», «Тоньюкук», «Моюн-Чур» и др. (сохранились шесть крупных поэм и десятки мелких эпитафий). И это только в т.наз. «орхонском цикле» — не говоря о енисейских, восточно-туркестанских, центральноазиатских, кавказских, европейских надписях!…
     Для огромного ТЮРКСКОГО мира названные выше РУНОПОЭМЫ — то же самое, что «Илиада» для греков, «Шах-наме» для персов, «Слово о полку Игореве» для славян! Невозможно переоценить их нравственное и художественное значение для всей МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ! К сожалению, в отличие от вышеперечисленных шедевров, тюркские творения так и не дошли еще до массового читателя. Даже в монументальной «Библиотеке Всемирной Литературы» (СССР) нет ни единой строки о древнетюркских рунических поэмах!
     Я, как исследователь и переводчик древнетюркской рунической поэзии, выражаю благодарность журналу «AMANAT» за возможность представить эту уникальную и разнообразную литературу под одной обложкой.

     Арон АТАБЕК.               
          31.10.2005 г.


Рецензии