Занятие 28. Из записной книжки писателя
- Убрать из текста лишние слова и слова-паразиты "мой, мои, свой, своя, свои…" "был, были…" , «видимо», действительно», «однако», «очень».
- Убрать концеляризмы и бюрократический жаргон.
- Убрать профессиональную терминологию: денежные средства, атмосферные осадки (можно сказать проще «деньги», «дождь»).
2. Избегайте словосочетаний:
- наречий при глаголе («Дом сгорел дотла»). Напишите просто: «дом сгорел». Есть разница?
- качественных прилагательных. Они почти не несут смысловой нагрузки. (Высокая башня», «богатый человек». Насколько «высокая» и «богатый»?) Выходит, что мы не оцениваем, а измеряем.
- отглагольных существительных с окончанием «-ние»: «делание», «рисование», «движение». Читается очень некрасиво. Их можно заменить на глаголы (пример: завершение – завершил).
- присоединенных глаголов типа «Принять участие», «сделать заявление», «вынести решение». Замените их на «участвовать», «заявить», «решить».
- чрезмерного использования прилагательных и наречий; доверяйте точности ваших существительных и глаголов. Глагольная форма: чем короче, тем лучше. Избегайте пассивной формы, клише и избитых фраз.
3. При чтении рукописи проверьте, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце.
4. Корректируйте, исправляйте свой текст. Вы никогда не получите хороший результат с первой попытки.
5. Будьте осторожны со словом. Одно слово, как крупинка марганца в литре воды, может изменить цвет вашего произведения.
6. Будьте внимательны к каждому предложению. Будьте лаконичными. Первый редактор Хемингуэя в Kansas City Star дал ему следующие правила: “Используйте короткие предложения. Используйте короткие абзацы. Будьте позитивными”. Позже Хемингуэй об этих советах сказал: “Это лучшие правила писательского мастерства, которые я когда-либо знал”.
7. Исправить предложения, в которые прокрались - «гусеницы». («Гусеница» - одно подлежащее + несколько сказуемых).
ЗАПОМНИТЕ
1.Текст не должен быть назидательным, вы пишете рассказ (поэму, повесть, роман), но не проповедь. Для чтения морали есть родители и воспитатели. Одна из задач литературы - заставить героя и читателя задуматься и сделать выводы самому, а подтолкнуть его к этому должны события в вымышленном мире, а не унылые нравоучения. Лучшая позиция для автора: «равный читателю».
2. Не забывайте, что описание начинается в писательском воображении, а заканчивается — в читательском.
3. Первая обязанность писателя - развлекать. Читатели теряют интерес с описаниями и абстрактной философией. Они хотят развлечений. Но они чувствуют себя обманутыми, если развлекаясь, ничему не научились.
4. Задача писателя показывать, а не рассказывать или тенденциозно излагать факты. Он должен писать не информативно, а образно.
5. К концу рассказа (повести, поэмы, романа), конфликт должен достичь некоего разрешения. И конец не обязательно должен быть счастливым.
6. Бойтесь «хвалильщиков», которые говорят, что у вас все гениально, замечательно, красиво, классно! Скажут, глядя прямо в глаза честным таким, светлым взором. Никому не хочется терять друга из-за такой мелочи! И почему не сделать другу приятное? Хочешь услышать похвалу, на, получи...
7. Завершая свою первую рукопись, всякий уважающий себя молодой автор убежден, что мир стоит на пороге литературного события. Восторг редактора, стремительная публикация, читательский ажиотаж. Это не так. Приготовьтесь к долгому хождению по издательствам и к упорной борьбе за «место под солнцем». Каждый день в мире выходят сотни книг. И все это ваши конкуренты. Ваши друзья и ровесники, рвущиеся в литературу, - тоже конкуренты. А самые опасные конкуренты - классики, занявшие в библиотеках наиболее престижные полки. Ведь это у них, у Флобера и Чехова, хотите вы отнять дефицитное читательское время.
8. Ключевое слово ставится всегда в конце фразы.
9. Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется – вычеркните. Если без предложения абзац не теряет смысл – вычеркните. Точно так же и в стихах. Уберите из стихотворения один куплет и прочитайте. Если смысл произведения сохраняется – куплет можно убрать.
10.«Территория слова» — принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
11. Точка – лучший знак препинания.
12. Если можешь не писать - не пиши, а если не можешь, то какие тут вопросы, всё уже и так решено. Писателями становятся тогда, когда тебе не то, чтобы хочется писать, а когда ты без этого не можешь. Это скорее диагноз, чем призвание.
13. Никогда не спорьте с критиками, ибо автор всегда находится в заведомо проигрышной позиции. Еще до начала спора. Всем понятно, что критиковать проще, чем что-то творить, создавать, изобретать, строить. Критика всегда поддержат тысячи сторонников, ибо каждому приятно, что еще одного взлетевшего или пытающегося взлететь опустили.
НАУЧИТЕСЬ
1. Ощущать яркость, красоту, звучание жизни. Для этого отлично подходят прогулки на природе, походы, туризм.
2. Быть обладателем пытливого разума. Изучайте языки, новые страны. Часто путешествуйте. Во время путешествий границы сознания автора расширяются.
3) Любить конструктивную критику и помните: критикуют не вас, а ваше произведение;
4) Верить в себя. Пишите от души не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас.
КАК НАЧАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. Надо твердо усвоить, что название книги, пьесы или статьи - это отдельное литературное произведение. Оно может иметь прямую связь с содержанием, но может и не иметь. Хорошее название похоже, скорее, на входной билет, который приходится полностью оплачивать. На треть одаренностью, на две трети трудом.
2. Открытие абзаца, предложения, строки, фразы, слова - есть начало важнейшей части вашей работы. Первая строка - камертон любого произведения. Особенно это относится к стихам.
3. Перед любым писателем всегда стоит вопрос: с чего начать? И, прежде всего, возникает проблема первой фразы. Дело в том, что у первой фразы есть одна важнейшая задача - заставить читателя прочесть как минимум вторую фразу. А еще лучше - всю первую страницу. Вы должны убедить читателя, что ваша статья или поэма по какой-то причине нужней ему, чем болтовня по телефону, партия в преферанс или три убийства в светящемся ящике. В середине повествования вялость еще могут простить. Но если вялость допущена в начале книги - прощения не будет. Ваше произведение сразу же равнодушно отбросят, как какую-нибудь рубашку на вещевом рынке: чего ее разглядывать, тратить время, когда сразу видно, что и цвет не годится, и фасон не тот.
4. Говоря цинично, первая фраза - это крючок, которым литератор, как рыбак зазевавшегося пескаря, цепляет читателя за губу. Но у нее есть и еще одна задача, достаточно деликатная: с ее помощью автор выбирает своего читателя.
5. Первым фразам стоит поучиться у великих лирических поэтов: они не тратили время на раскачку, разминку, потягивание и позевывание - читатель сразу же чувствовал глубокое и сильное течение стиха.
ИЗРЕЧЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ
То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия.
Джонсон
Чтобы написать хорошую книгу, нужно взять только перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу.
Берне
Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.
Дюма младший.
Если у вас нет времени на чтение хороших книг, то не стоит тратить его на сочинительство.
Стивен Кинг.
Задача литературы - превращать события в мысли.
Джордж Сантаяна.
Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи.
Толстой А.Н.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная - от грубости и пошлости.
Н. Г. Чернышевский
В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают.
Оскар Уайльд
Литература - это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.
Жюль Ренар
Литературный образ писателя не имеет ничего общего с его личным обликом.
Джордж Оруэлл
Гений – во всяком случае, литературный гений, – не может быть открыт своими близкими; они слишком близки к нему и поэтому видят его не в фокусе. Они не в состоянии верно оценить его пропорции, не могут заметить, насколько его размеры превышают их собственные.
Марк Твен
В основе искусства и литературы, как и в основе войны, лежат деньги.
Сэмюэль Батлер
Мы должны читать лучшее, что есть в литературе, а не повторять без конца ее азы и не сидеть всю жизнь в приготовительном классе.
Генри Дейвид Торо
Свидетельство о публикации №120020303674