Дождливые мысли Виктора Пашкова
Указатель стихов.
1. Дождь твердит. http://www.stihi.ru/2013/06/28/194
2. Долгий дождь говорит не смолкая. http://www.stihi.ru/2018/07/20/6550
3. За окном, за занавеской. http://www.stihi.ru/2013/06/19/1884
4. Земля спит. Испарения августа.
http://www.stihi.ru/2018/06/29/653
5. Ленивы, тяжелы сегодня облака.
http://www.stihi.ru/2018/06/22/4161
6. Накрапывает дождь
http://www.stihi.ru/2015/05/17/2929
7. Начало дня, а солнца нет.http://www.stihi.ru/2016/02/13/7967
8. Слякоть приморского севера.
http://www.stihi.ru/2014/01/26/31
9. Осень в ночь в тишине прокурлыкала.
http://www.stihi.ru/2015/10/19/8647
10. Отвесный дождь. Идём. Молчим. http://www.stihi.ru/2015/12/26/2346
11. Сомнения прошли. Холодный день бодрит. http://www.stihi.ru/2018/09/21/6984
12. Проходит ночь.
http://www.stihi.ru/2015/10/16/10119
13. Сонный дождь потревожен ветрами.
http://www.stihi.ru/2018/06/15/5192
14. Сплошной стеной. http://www.stihi.ru/2016/07/20/2659
15. Ты ждала меня долгую осень. http://www.stihi.ru/2016/10/30/3469
16. Тучи надменно сгущаются над Петербургом.
http://www.stihi.ru/2014/03/25/10389
17. Я люблю Петербургские улицы. http://www.stihi.ru/2014/04/21/10357
Я люблю Петербургские улицы
Я люблю Петербургские улицы:
Когда дождь проливной или снег,
Когда зонтики с небом целуются,
И сутулится выпуклость рек.
Я люблю шум притихшего города,
Свет ночных фонарей под мостом,
И вечерние, грустные проводы
Со случайным, родным кораблём.
Когда звёзды, купаясь, качаются
На бугристой, холодной воде -
Блики в волны, как в косы, вплетаются
У русалок Невы на спине.
Когда шум затихает к полуночи,
Свет зовёт под мостом пробежать,
И не хочется думать и умничать,
А русалки зовут ночевать.
Восхищение!
С этого слова я начну разговор о стихах, которые объединила одним названием «Дождливые мысли Виктора Пашкова» Целиком, не желая «резать» на цитаты, поместила стихотворение «Я люблю Петербургские улицы». Назову его одним из лучших стихотворений этого цикла.
Казалось бы, неяркий сюжет. Обыкновенная прогулка Автора перед сном по набережной любимого города. Идёт дождь.
Надо знать Автора, надо знать его творчество, чтобы верно посмотреть на это стихотворение.
В нём, как ни в каком другом стихотворении, проявилась сущность самого Поэта.
Восторг и жизнелюбие, прекрасное настроение, любовь к городу: всё это в стихотворении. Нет, даже не в стихотворении. Автор ввёл всего одну строку, которая как яркая радуга расцветила засыпающий город, смогла выразить радость, нежность и даже желание забыться, похулиганить, а не «умничать".
Вот эта строка «КОГДА ЗОНТИКИ С НЕБОМ ЦЕЛУЮТСЯ"
Начинается волшебная сказка под радугой разноцветных зонтиков:
«звёзды купаются», «русалки зовут ночевать», распустив свои волны – косы.
Не такое редкое природное явление – дождь. Может быть, поэтому он «просочился» в произведения Поэта.
Дождь – поэтический образ.
Он нужен Поэту для того, чтобы раскрыть сюжет произведения, характеры героев стихов, черты характера самого Поэта.
Любимое время года – осень. Частые прогулки под дождём помогают разобраться с мыслями, успокаивают.
«пытаюсь в дождь понять наверняка
насколько жизнь лояльна и жестока»
Так говорит Автор о своих прогулках в стихотворении «Ленивы, тяжелы сегодня облака», дополняя:
«В открытом поле, на дороге я один, -
нет, не тоскливо
и не одиноко,
с рождения и ветер, и простор сродни
а дождь – подспорье для бесед глубоких…»
Неповторим и неоднозначен образ дождя в произведении Поэта «Земля спит. Испарения августа»
Не просто дождь льётся с неба, а
«Льётся исповедь вечного Фауста
из сплошных переполненных туч»
Как «вечный Фауст» - страдающая натура, Автор пытается познать истину, смысл жизни, пересмотреть смысл своего существования на земле. Всего пара строк, а в них настроение, взгляд в себя.
У кого ещё я встречу такой цельный образ дождя, такое глубокомыслие в произведении Поэта!
При этом. Автор стихов очень критичен к себе «Пахнет вечер листвой и сомненьем -
запах горький, задумчивый, строгий.
Я сегодня, в июне, осенний:
неугоден, наверное, Богу»
(Сонный дождь потревожен ветрами)
Строка «Я СЕГОДНЯ В ИЮНЕ ОСЕННИЙ» является ключевой строкой ко всем стихам Поэта,где существует образ дождя.
Грусть часто посещает Автора стихов. Причин для этого более чем достаточно.
Иногда грустные темы переходят в трагические.
И опять осень, и опять дождь…
« Опасаясь
остаться
непонятой
и неузнанной там,
впереди,
попросила на поздние проводы
плакать горьким сомненьем дожди.
Пронесутся осенние месяцы
по наезженной трассе без чувств -
моё сердце
захочет повеситься
от осенних тоскливых безумств»
(Осень в ночь в тишине прокурлыкала)
Поражает глубина переживаний на фоне великолепного описания осеннего пейзажа.
В любовной лирике дождь играет свою незавидную роль.
Может быть, поссорились, а может даже разлучаются мужчина и женщина. «Отвесный дождь.
Идём.
Молчим.
Шаг вразнобой,
а с виду - рядом.
Обрывки слов –
не различить –
в обрыв уносит водопадом»
(Отвесный дождь. Идём. Молчим)
Дождливая осенняя погода, даже человеку любящему осень, надоедает иногда до такой степени, что пропадает желание встречаться с любимой женщиной. «Ты ждала меня долгую осень,
упрекала разладом дождей,
и стелила на вздорное
простынь снежной грусти просроченных дней.
Знал, что ждёшь,
но идти не хотелось:
канителилась
прошлая грусть,
затаилась
за пазухой смелость, -
придавил
неразобранный груз.
( Ты ждала меня долгую осень)
В безнадёжность и невозможность отыскать счастье в жизни, погружает стихотворение «Дождь твердит», написанное от лица женщины.
«Дождь твердит,
Что осталась одна я на свете.
Что осенняя хмарь
Мне подруга теперь.
Позолота сошла
С лика бабьего лета,
И случайность стучит
Одиночеству в дверь.»
В основной массе стихов, дождь печалит, оттеняя настроение Автора.
Невозможно не сказать, как талантливо перо Мастера во всех стихах, не повторяясь, описывает равноправного участника всех происходящих событий - дождь.
Дождь –СИМВОЛ.
Он является символом не только осени, но и весны. «Гранёным контуром
рождается природа:
зелёный лист,
прозрачный изумруд.
Смотрю на жизнь,
на мелкий дождь по ходу:
кипит
взлохмаченный весной
ленивый пруд»
(Накрапывает дождь)
Он символ разлада. Об этом в уже упомянутом стихотворении «Отвесный дождь, Идём. Молчим»
Что, как не дождь может выразить сомнение и неуверенность, плохой настрой: « Начало дня,
а солнца нет -
висит сомненьем зыбкость:
и дождь, и снег -
смешенье сред, -
распущенность и липкость.
…………………………….
Родился -
приходилось жить;
так осень надоела,
что ненавидеть и любить
весной не сможет тело»
(Начало дня, а солнца нет»
Дождь «помогает» Автору не только размышлять, но и вспоминать давнее, прошедшее:
«Тучи надменно сгущаются над Петербургом.
Улицы прячут в улыбке рассвета печаль.
Еду на первом трамвае по старым проулкам,
Пересекая в пути не одну магистраль.
Спят Петербуржцы за окнами старого города,
Тот, кто не спит - это те, кто ещё не заснул.
Вижу, как в жмурки играют время и молодость.
Каждый из них, не боясь результата, рискнул»
(Тучи надменно сгущаются над Петербургом)
Талант Автора, Мастера поэтического слога, передаёт образ дождя совершенно невообразимо - яркими красками.
Дождь разный в стихах.
Прежде всего, покоряет строка "ДОЖДЬ НАЧАЛСЯ НА РАССВЕТЕ СЕРЫМ ПО СИНЕМУ» из стихотворения «Тучи надменно сгущаются над Петербургом».
Богатейшее воображение Поэта позволяет ему написать, а читателю любоваться этой непревзойдённой метафорой.
Подбор ЭПИТЕТОВ великолепен:
«дождь проливной» - «Я люблю Петербургские улицы»,
он льёт «белым серебром» - «За окном, за занавеской»,
«отвесный» - «Отвесный дождь. Идём. Молчим»,
«мелкий дождь, только сеет» - «Проходит ночь»,
«пузырчатый внезапный тёплый поздний» - «Сплошной стеной»
.
Своеобразно отношение Автора к дождю, он даёт своё видение природного явления.
Большую роль в описании дождя Поэт отводит ГЛАГОЛАМ, которые оживляют дождь.
Дождь «говорит не смолкая» - «Долгий дождь говорит не смолкая»,
«хлынет дождь» - «Ленивы, тяжелы сегодня облака»,
«косо бьёт по растёкшимся лужам…говорит, рассуждает и дружит»= «Сонный дождь потревожен ветрами»,
«рухнул дождь» = «Сплошной стеной»,
«Льёт который день» - «Начало дня, а солнца нет»,
«Просеял дождь года сквозь сито» - «Отвесный дождь. Идём. Молчим»,
«Плакать горьким сомненьем дожди» - «Осень в ночь в тишине прокурлыкала»,
«Накрапывает дождь» - в одноимённом стихотворении,
«Дождиком мочит» - «Слякоть приморского севера»,
«Дождь твердит» - Одноимённое стихотворение,
«Дождь ограды омывая,
Плачет день за днём» = «За окном, за занавеской».
МЕТАФОРЫ И СРАВНЕНИЯ удаются Автору как никому другому.
Повторюсь. Настолько они прекрасны:
«Льётся исповедь вечного Фауста», «Дождь начался на рассвете серым по синему»,
«И дождь, и снег –
смешенье сред, -
распущенность и липкость»…
Перечислять богатый набор средств художественной выразительности, которыми Поэт так умело оперирует, можно очень долго, повторив почти целиком его стихи.
Не вызывает сомнения СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Поэта, тщательно проработавшего употребление каждого слова по теме.
Произведения ПСИХОЛОГИЧЕСКИ наполнены. Действия конкретны. Восторженность или грусть соответствуют заявленному сюжету.
В стихах присутствует АНТИТЕЗА, когда описанный в начале стихотворения восторг, переходит в печальный финал. (Накрапывает дождь)
ЭЛЕГИЧЕСКАЯ ОКРАСКА, присущая произведениям Автора, за исключением двух стихов, оказывает ощутимое эмоциональное воздействие.
Исключением является стихотворение «Я люблю Петербургские улицы», в котором разноцветные зонтики «прогоняют» вечерний сумрак и «заставляют Поэта фантазировать, вдохновляют.
В стихотворении Сплошной стеной» искрит ирония, которую Автор часто «прячет», проявляя своё умение иронизировать и буквально «фонтанировать» юмором ещё и в своих прозаических стихотворениях.
ТОЧНОСТЬ РИФМ задаёт мелодику стихам:
бодрит – кредит
виновато – тяжеловато
счёт – течёт…
Этой же цели служит приём, которым пользуется Поэт, - СЦЕПЛЕНИЕ СОГЛАСНЫХ :
лгуТ – Трибун (Долгий дождь говорит не смолкая),
достаёТ – Трёхголосая грусть (Земля спит. Испарения августа),
не сможеТ – Тело (Начало дня, а солнца нет),
и мостТ - Туманом памяти объят (Проходит ночь).
В стихах о Петербурге Поэт использует МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ.
« Сырость на площадь…,
Где Пушкина
Дождиком мочит весь год,
Я в ожидании нужного
Слова стою у ворот.
Холодно в воздухе взвешенном,
Лепится снег на лицо...
А у "Бродячей" и бешеной
В белом, на спуске, крыльцо»
(Слякоть приморского севера)
Поэту удаётся передать ЦВЕТ в своих стихах :
Видится СЕРОСТЬ в стихотворении «Дождь твердит», радужная окраска в стихотворении «Я люблю Петербургские улицы», СЕРЕБРИТСЯ в глазах от дождя в произведении «За окном, за занавеской».
Настолько объёмны стихи Поэта, что в них ЧУВСТВУЮТСЯ ЗАПАХИ.
Кружится голова от весеннего запаха тополей (Накрапывает дождь), вызывает восхищение «холодный запах света» (Начало дня, а солнца нет).
Кто не почувствует не совсем приятное прикосновение промокшей одежды к телу (Долгий дождь говорит не смолкая). ОЩУЩЕНИЕ передано.
Автор так передаёт свои ЧУВСТВА, что невольно начинаешь сопереживать, его боль принимаешь на себя (Осень в ночь в тишине прокурлыкала).
Пронесутся осенние месяцы
по наезженной трассе без чувств -
моё сердце
захочет повеситься
от осенних тоскливых безумств.
ЗВУКОПИСЬ не чужда Поэту. Находка Автора - фраза, к которой стоит прислушаться, и не только прислушаться, а с наслаждением повторять её, осмысливая: «БЕЗГОЛОСАЯ НАДРЫВНОСТЬ ФРАЗ».
Благодаря своему врождённому таланту, постоянной работе над каждым словом. Поэту удалось написать великолепные стихи. Они совершенно не похожи на стихи других Поэтов. Своеобразие, глубина и непридуманность сюжетов, их поэтическое воплощение, не оставляют равнодушными внимательных читателей.
Позволю себе краткое лирическое отступление.
Читала стихи о дождях неповторимого Сергея Есенина, внимательно - стихи Афанасия Фета.
Но ближе оказались «пашковские дожди». Милее, роднее…
В них «утонула», «захлебнулась», с ними погрустила…
Но хочется снова «тонуть», «захлёбываться» и даже грустить…
Вот и сейчас… февраль, но как странно, в моё окно бьются капельки дождя, медленно стекая по стеклу.
Заключить обзор произведений Поэта и Прозаика Виктора Пашкова с "дождливой " темой, мне хочется необыкновенно трогательным и нежным по своему содержанию отрывком из его рассказа "Несъедобное счастье".
Тонкое чувствование, чистота помыслов души Автора проявились в этом произведении:
"Рука внезапности показалась мягкой и прохладной, но сухой, несмотря на то, что появление женщины походило на весенний тёплый чистый дождь.
Зонтика у Виктора не было: на этот раз человек не готовился к случайности и в то же время жил, постоянно ожидая чего-то удивительного, а неожиданно дождавшись, вдруг понял, что мокнуть ему хотелось под этим дождём долго, так долго, сколько будет длиться жизнь."
Свидетельство о публикации №120020303314
Он полноправный - как осенний вождь,
Бывает летним - тоже свой сезон,
Дождь, как герой, и цели знает он,
Его найти мы можем и весной,
В иные дни дождь и зимой со мной!
СВЕТЛАНА, ВЫ ПРОВЕЛИ ПРЕКРАСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - ТАКУЮ ТЕМУ ОСВЕТИЛИ, ЧТО РАДОСТЬ БЕРЁТ. ХОТЬ, БЫВАЕТ, И СЕРДИМСЯ НА ДОЖДИ, НО И БЕЗ НИХ МИР БЫЛ БЫ НЕ ИНТЕРЕСЕН. КАК, ВПРОЧЕМ, И ПОЭЗИЯ! СТОЛЬКО СТИХОВ СВЯЗАНО С ДОЖДЛИВОЙ ПОГОДОЙ! СТОЛЬКО АВТОРОВ "ПОМОКЛИ" В СВОИХ СТРОЧКАХ!
ВЫЧЛЕНЕНИЕ СТИХОВ, ПОДРОБНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ИХ С САМЫХ РАЗНЫХ ПОЗИЦИЙ. ЭТО И УБЕДИТЕЛЬНО, И УВЛЕКАТЕЛЬНО! СПАСИ БОГ!
Николай Вершинин 2 13.10.2022 10:59 Заявить о нарушении
Вам погодки хорошей, без дождей.
Удачи!
Светлана Климашова Дерягина 13.10.2022 18:18 Заявить о нарушении