Три сестры
России — Белоруссия, Украина (Малороссия) и Россия, потерявшие свой высокий смысл
богоизбранничества и видящие его только в материальных иллюзиях?
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов
России, помогает раскрыть загадку чеховской пьесы. Предлагаю ниже сокращенный текст его духовного исследования.
(Адриан Роум)
***
Многие литературоведы, а вслед за ними и читатели, считают пьесу «Три сестры» самым загадочным произведением А. Чехова.
«Три сестры» - это печальный реквием, написанный гениальным пером.
Герои чеховской пьесы постоянно задают себе и другим важные злободневные вопросы. Андрей Сергеевич Прозоров, умный незаурядный человек, хочет, как и его сестры, понять, что же происходит с ним и с его окружением. «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны? – недоумевает он. - Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других, ни одного подвижника ни в прошлом, ни в настоящем, ни одного ученого, ни одного художника, ни мало-мальски заметного человека, который возбуждал бы зависть или страстное желание подражать ему… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жены обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат, и неотразимо пошлое влияние гнетет детей, и искра Божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери…»
Рассуждает он правильно, здраво, более того, ясно видит, что вокруг него одни мертвецы; он мог бы смело сказать: в городе мертвец на мертвеце сидит и мертвецом погоняет.
(Иисус сказал как-то о таких одному из Своих учеников: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22)).
Итак, если взглянуть на чеховское произведение не светскими, а духовными очами, то все становится ясным, от загадок не остается и следа. Жизнь без Христа – вот главная мысль «Трех сестер», вот ключ, которым открывается это произведение.
Пьеса А. Чехова - это громовой набат, который русский народ, к сожалению, не услышал. Она написана в 1900-м году, в то время, когда безбожие, как проказа, поразило русское общество; вольнодумство, праздность, лицемерие, богохульство царят везде и всюду. До первой русской революции осталось всего пять лет, до второй – семнадцать. Зоркий писатель, который прекрасно видит язвы общества, говорит громко, во весь голос, без лицеприятия, но его голос – это голос вопиющего в пустыни.
После разрушительной революционной смуты прошло сто лет. Что-нибудь изменилось в России за это время? Прозрел ли русский народ? Проснулся ли от греховного сна? Понял ли причину всех зол, бед и несчастий, которые обрушились на него и которые множатся, как снежный ком, катящийся с горы? К большому сожалению, на все эти вопросы придется дать отрицательный ответ. Верность Богу сохранило только «малое стадо», а основная масса русского народа по-прежнему остается «в стране далече».
Так что же нам ждать? Что мы пожнем завтра и послезавтра? Новые беды и новые несчастья, еще более грозные и разрушительные, чем прежние. Ныне русские люди страдают от безбожия еще сильнее, чем чеховские герои. Но, как и чеховские герои, пребывают в бесовском расслаблении.
Три сестры: Ольга, Маша, Ирина. Но есть другие три сестры: святые мученицы Вера, Надежда, Любовь, которые пламенели любовью к Богу и которые остались верны Ему до конца; они принесли Ему в жертву свои юные жизни - как некое чудное и невыразимо прекрасное благоухание. А. П. Чехов сознательно не дал своим героиням этих имен, потому что они их недостойны.
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России; член Союза журналистов России
Свидетельство о публикации №120020106934