Сильное желание
Обычно у нынешних людей сильное желание является одновременно и страстным, т.е. исходящим из низшего "я" человека. Такой человек действует в себялюбии и эгоизме, и его сильное желание направлено на их удовлетворение. Например, кто-то что-то хочет приобрести для себя, чтобы ощутить чувство удовлетворения от обладания этим чем-то. Гораздо хуже, когда вместо этого что-то оказывается кто-то. Тогда сильное желание толкает к проявлению навязчивости, независимо от желаний того, на кого она направлена. Сегодня артисты очень часто жалуются на такую навязчивость без учета их интересов.
Кто-то хочет занять какую-то высокую должность, которая в настоящее время занята кем-то другим. Такое страстное желание может толкнуть этого желающего к самым непорядочным поступкам — наговорам, подсидке, дискредитации, клевете, лукавству, лицемерию и т.п. Причем такой человек может не осознавать всю низость своих действий. И это происходит просто по той причине, что его страстное желание исходит из низшей, животной части его сознания. Одним из ярых качеств низшего "я" является самооправдание своих желаний, мыслей, слов и поступков.
Подобные примеры из прожитой жизни могут быть легко продолжены каждым человеком. Для нашего рассуждения важно другое — все эти примеры показывают, что сильное страстное желание, исходящее из низшего "я", действительно ослепляет человека и лишает его хоть каких-то проблесков разумности и порядочности. В результате человек превращается в раба своего низшего, животного "я", вместо того чтобы быть его хозяином и использовать как слугу.
Однако, свойство сильного желания чего-либо ослеплять человека по отношению к другим вещам, другим желаниям, другим намерениям может быть не только вредоносно для человека, но и полезно, если будет ПРАВИЛЬНО НАПРАВЛЕНО!!! Здесь имеется в виду, направлено в согласии с задачей эволюции человека. А Главная Задача каждого человека по эволюции — это дать жизнь Духу своему, радость Сердцу и светлость Мыслям!!! В этом случае ослепление других желаний, обычно исходящих из низшего "я", становится Истинным Благом для такого человека. Так как при этом сила желаний, исходящих из низшего, животного "я", существенно ослабляется, и человеку становится легче побеждать эти желания, отвлекающие от главного.
Сильное желание Восхождения к более Высоким Состояниям Сознания, к проявлению Силы, или Божественных энергий, Высшего Я или хотя бы Высшего Эго является исключительно ценным качеством любого ученика Философской школы и называется УСТРЕМЛЕННОСТЬ. Можно встретить, что Мудрецы Востока говорят: "Устремленность — это Радж-Агни", т.е. Царь-Огонь. Такая высокая оценка качества Устремленности обусловлена тем, что без Устремленности к Восхождению ученик практически не способен Восходить по Ступеням Великой Эволюционной Лестницы Познания Добра и зла, Истинного и ложного.
Конечно, чистота Устремленности может искажаться самостными, эгоистичными примесями, например, самовозвеличиванием, честолюбием, тщеславием. И эту борьбу с попытками низшего "я" исказить или даже подменить Устремленность каждый человек, желающий Восходить к более Совершенной жизни, должен выдержать. Для этого сначала надо уделить как можно больше внимания искоренению себялюбия и эгоизма через освоение действительно Добродетельной Жизни.
Это значит, что сначала надо сформировать, а затем развить Устремленность к Добродетельной Жизни, или, по-другому, Устремленность к Неэгоистичной Жизни. Не следует человеку, желающему Восходить по Ступеням Познания, пытаться сразу перепрыгнуть через Первую Ступень Златой Лестницы, которая и называется Добродетельная Жизнь. Пытаться сразу перепрыгнуть — это обычная ловушка, исходящая от низшего "я" человека.
К сожалению, сегодня очень многие направления, претендующие на владение Высшими Знаниями относительно того, что надо делать для духовного развития, сидят в этой ловушке, и все их методы и практики, основанные на медитациях, мантрах или молитвах, ни к какому Истинно Духовному Развитию не ведут, а могут привести к развитию медиумизма и даже одержания.
Устремленность к Неэгоистичной Жизни наиболее трудно извратить или подменить низшему, животному "я" человека. Ценность такой жизни еще и в том, что она развивает Силу Воли служения Добру и одновременно требует постоянного исследования своих проявлений на Добро и зло. Для других полезное что-то делается — добро! Для себя — может быть зло себялюбия!!! В результате такой Жизни проявляются и развиваются исключительно ценные для будущего Восхождения качества Высшего Ума — Пытливость и Непредубежденность. ДЕРЗАЙТЕ ПРАВИЛЬНО развивать Устремлённость, или Радж-Агни!!!
С.К. Колубай, руководитель Энергетической
философской и психологической школы
Тот, кто не победит этой низшей страсти, не сможет победить и все другие
Свт. Лука Крымский: Тот, кто не победит этой низшей страсти, не сможет победить и все другие«Постившись, братие, телесне, постимся и духовне». Вникнем в эти слова, ибо они разъясняют цель и важность поста.
Для чего учреждены посты? Для того, чтобы приучать нас к воздержанию. К какому воздержанию? Непосредственно – к воздержанию от сытной и вкусной пищи, но этим важность поста не исчерпывается: это только телесный пост, а он должен быть для нас училищем поста духовного. Что же такое духовный пост? Это воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов. Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти.
Святые отцы, глубоко исследовавшие все то, что происходило в их сердцах, изучившие те пути, по которым грех развивается в сердце человека, учили, что все эти страсти связаны одна с другой непосредственной преемственностью, то есть страсть низшего порядка, если не победить ее, рождает в сердце другую страсть, более изощренную. А эти две, в свою очередь, вызывают третью – и так далее. Эту неразрывную взаимосвязанность страстей можно сравнить с тяжелой цепью, которой все мы крепко опутаны, и начинать разрывать ее надо не с середины, не с конца, а с начала. Пост установлен именно потому, что чревоугодие есть начало этой цепи, первооснова всех прочих наших страстей.
Если человек всегда объедается, всегда чрезмерно сыт, всегда насыщается вкусными и сладкими яствами, в особенности, если пьет много вина, то это чревоугодие повлечет за собой блуд. А блуд – это страсть низменная и столь гнусная, что не должна даже именоваться среди христиан, как об этом сказал св. апостол Павел в Послании к ефесянам (см. Еф. 5:3).
Но что будет, если чревоугодник впадет в блуд? Ему понадобятся деньги для содержания любовниц, притом большие деньги. Душа его будет гореть стремлением к приобретению все больших и больших благ земных, привлекающих к нему развратных женщин. Иными словами, он будет объят страстью сребролюбия. Сребролюбие же, как писал св. апостол Павел в Послании к Тимофею, корень всех зол (1Тим. 6:10).
А если человек с пресыщенным чревом, живущий блудной жизнью, поставит себе целью стяжать богатства, то неизбежно впадает и в страсть гнева. Он станет раздражаться, гневаться, ругаться, проклинать, ненавидеть всех, кто мешает достижению его низких целей.
Но часто для того, чтобы остановить такого человека на греховном пути, Господь посылает тяжкие болезни или разорение, заставляет испытать глубокое уничижение или смерть близких. И тогда входит в свои права следующая страсть – печаль. Печаль – это крайний упадок духа, который следует за всякого рода крушениями в жизни. И если человек в печали своей не вспомнит о любви, о добрых делах, о Боге, то неизбежно впадет и в следующую страсть – уныние.
Тяжелую печать кладет уныние на душу. Человека уже ничто не интересует, ему кажется, что он напрасно трудится, он опускает руки, он перестает молиться, отходит от Церкви. Глубокое уныние нередко приводит даже к самоубийству.
Мы видим, что все эти страсти связаны с нашей плотью, с похотями ее и имеют своим корнем первую и основную страсть – чревоугодие. Остаются еще две страсти, самые гибельные и самые страшные, которые уже не связаны непосредственно с похотями плоти, но овладевают душой и сердцем даже великих подвижников, если они возомнят о себе, что уже достигли верха добродетелей и вершины святости. Это – тщеславие и приходящая вслед за ним гордость. Даже имея добродетели, человек не должен думать, что заслужил их своим трудом, но видеть в этом благодать Божию.
Но что говорить о подвижниках! Страсть тщеславия бесконечно многообразна. Мы все тщеславимся: одни своей телесной красотой, богатством и пышностью одежд, великолепием домов, физической силой; другие тщеславятся глубиной своего ума, разносторонним образованием и талантами. Тщеславный неизбежно становится гордым: он превозносится над всеми, ему кажется, что все хуже, ниже его, недостойны его. Он превозносится над всеми, как над ничтожными, ничего не знающими, ничего не стоящими.
Сам же он, несчастный, не видит того, что объят смертным грехом гордости, самой страшной из всех страстей, ибо она составляет духовную сущность диавола и ненавистна Богу. Мерзок пред Господом всякий гордый человек. При чтении Послания апостола Иакова вы не раз слышали, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Гордый человек никогда не сможет угодить Богу, даже если бы он всю жизнь провел в подвижничестве. Вот насколько гибельна страсть гордости.
Закройте же глаза, опустите голову, и направьте умственный взор в сердце ваше, и поищите, какие страсти, какие змеи гнездятся там. Всех их найдите и только тогда дерзайте приступать к исповеди. Ничего не скрывайте.
Пред вами пост, время покаяния и спасения. Многие не понимают важности постов и не соблюдают их. Однако именно пост телесный помогает нам каяться и спасаться, потому что, как мы уже видели, чревоугодие есть мать всех прочих страстей и в то же время самая простая из них для преодоления. Если исполним эту посильную и легкую для нас заповедь – обуздаем свое чрево, – то получим власть и над более сложными страстями.
Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.
Вот почему так важен пост, а этого многие не понимают, и сами не соблюдают постов, и детей не учат соблюдать; и не только не учат, но и подают тлетворный пример попрания поста. На Страстной неделе, даже в Страстную Пятницу мать кормит своих детей мясом и приговаривает: «Кушайте, кушайте, детки! Ничего, что пост. Бог видит, что мы всегда плохо питаемся. Бог простит, Бог не взыщет за это…»
О нет, взыщет, если будешь развращать своих детей! Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты.
Не принижайте же значения поста, приучайте детей к посту с самого раннего возраста, не обращая внимания на насмешки кощунников. Пусть они смеются, погрязая в своих похотях, а вы благословляйте Бога, через Церковь Свою научающего вас борьбе со страстями. Следуйте во всем велениям Церкви, ибо она мать ваша, добрая, чистая, святая, которая учит только спасительному. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви. И управит вас Господь туда, куда стремится сердце ваше, в царство света, в царство благодати. Аминь.
Свидетельство о публикации №120013100723