Художественное оформление спектакля. 1. Костюм
Одним из активнейших участников любого театрального зрелища всегда был и остаётся художник.
Все мы знаем, как важно первое впечатление зрителя, когда открывается занавес перед началом действия. Нередко бывает так, что актёры ещё не успели произнести первых реплик, а зритель, увидев декорации, яркие красочные пятна костюмов, эффект освещения, начинает аплодировать. Это заслуженный успех художника, продумавшего до самых мелочей созидательный, творческий процесс спектакля.
К.С.Станиславский говорил:" Сила театра в том, что он коллективный художник... Театр пользуется творчеством всех без исключения искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца, которые он собирает под своим кровом."
Широк круг задач и обязанностей художника сцены. В декорационном оформлении он должен воссоздать эпоху, среду, обстановку действия, отразить настроение спектакля и тем самым способствовать воплощению режиссёрского замысла и раскрытию содержания пьесы.В когнечном итоге с помощью декораций, костюмов, освещения, движения актёров возникает целостный зрительный образ спектакля.
Учитывая специфику молодёжного театра, необходимо помнить о задачах, поставленных перед педагогом-оформителем.
Коллектив нашего ТЮЗа был создан в сентябре 2001 года. И в первый же год работы к коллективу пришёл настоящий успех.
Спектакль "Горе от ума" принёс коллективу звание Лауреата. К этому спектаклю мною были разработаны костюмы и музыка. Классика есть классика. И педагогика есть педагогика. Поэтому необходимо было спроектировать и обеспечить целенаправленный образовательный процесс на основе организации различных видов занятий детей и подростков по интересам.
Кто-то из них уже умел рисовать, кто-то моделировать, кто-то - шить, вязать, вышивать, проектировать. С точки зрения методической, подключение интересов детей к жизни театра - одна из составляющих успеха. Но важно не только желание сделать один эскиз, изучить историю костюма, сделать какую-либо выкройку и прочее, но надо ещё и многих научить многому.Смоделировать, придумать, подобрать цвет, оформить кружевом или лентой, да ещё и что откуда взять, чтобы получились минимальные затраты. Поистине, труд творческий и в то же время нуждающийся в глубоком знании, владении ремёслами, - ведь от педагога зависит, чему он научит учащегося.
Для этого надо было узнать уровень владения вопросом, ведь многие ребята пришли из различных кружков и секций, да и тогда мы ещё не были так самостоятельны, а относились к школе искусств.
Начали мы с разговора об историческом периоде жизни героев - Чацкого, Софьи, Молчалина и др.
КОСТЮМ.
И тогда ребята с интересом включились в работу над костюмом, уже теоретически зная время действия, привычки людей того времени, основы силуэта, материалы по качеству, цветА тканей, фурнитуру. Для проработки вариантов костюма важно было знать о том, что платья бывали визитные, для прогулок, для дома . Обращалось внимание на сезонную одежду ( летнюю,зимнюю и др.).А уж о том, как сделать турнюр, палантин, кринолин, т.е. то, что в настоящее время не применяется в шитье костюма,- приходилось заботиться педагогу и перелопачивать кучу специальной литературы.
Какая обувь, аксессуары, картузы, цилиндры, воротнички, шарфы, фраки, котелки, куда нашить кант, где кружевная окантовка, а где расширенный рукав или пояс - поди, разберись! древний журнал "Панч" Джона Лича рассказывает, как сделать красивую муфту. А как узнать, что такое перекрещенная фишю? А это - длинный шарф, который надевали вокруг шеи и перекрещивали под поясом. А шемизетка - это, оказывается, женская манишка!
Берта - большой кружевной воротник. Как сшить болеро или фишю? перекрёстные фалды и окантовка тамбуром, фишю с поясом, плащ с пелериной, фестоны для приклейки - для цилиндра... А ведь всё так просто! Сапоги Скалозуба? - Это искусственная кожа от рукавов старой куртки, нашитая на чёрные ботинки.Плащ с пелериной - старое одеяло или плед, клетка на плаще - фломастером или краситель из пульверизатора. Фрак - длинные фалды (пОлы) к пиджаку. матерчатые сапоги, сапоги для верховой езды, шёлковые, матерчатые туфли.Тесьма чёрная, бахрома синяя, плиссе, гофрэ и прочее.
Фото:
Свидетельство о публикации №120013103982