Философ Чжуан-цзы

Чжуан-цзы жил,
Между 369-ом и 286-ом годом,
До нашй эры,
И около 83-х лет прожил,
Родился он в городе Мэн,
Царства Сун,
На территории современного
Уезда Мэнчэн,
Провинции Аньхой,
И получил имя Чжоу,
Его называли также,
Мэн-ши,
Или чиновник Мэн,
Мэн Чжуан,
Или Мэн-Старший,
Чжуан Чжоу,
И так его называли,
Учеником  Лао-цэы,
Он был,
Учение которого,
Он излагал,
В поэтической форме,
У Лао-цзы,
Заимствовал,
Учение о дао,
Дополнив его,
Положением о том,
Что достичь дао можно,
Только путем,
Своих переживаний,
А не теоретических,
Спекулятивных рассуждений,
Дао обнаруживает себя,
В ритме всей Вселенной,
Человек должен,
Стойко и мужественно,
Опираясь на свою свободу,
Переносить страдания,
А также обуздывать страсти,
Его идеал – «истинный человек»,
Такой, который,
Следуя дао,
Деятелен и независим,
Философия Чжуан-цзы,
Является скептической,
И рассматривает жизнь,
Ограниченной,
А знание безграничным,
Чжуан-цзы считал,
Что преследовать,
Безграничное,
Имея только,
Ограниченное,
Глупо,
Наш язык и познание,
Уже предполагает,
Дао,
С которым каждый из нас,
Прошлыми путями связан,
Поэтому, мы должны понимать,
Что даже наши,
Обдуманные выводы,
Могут оказаться ошибкой,
Так нет у нас,
Прошлого опыта,
Чжуан-цзы считал,
Что наши,
Естественные склонности,
Смешиваются,
С приобретенными,
А выводы и выбор,
Следующего шага,
Обусловлен,
Этим уникальным набором,
Естественных,
И свойств приобретенных;
Трактат "Чжуан-цзы",
В форме
Притч написан,
Коротких новелл,
И диалогов,
Полемический,
Характер носящих,
Направленных против,
Конфуцианства и моизма,
Вскрывающих ограниченности,
И относительности категорий,
Которыми учения,
Эти оперируют,
Чао-цзы,
Критику распостраняет,
На все человеческие понятия,
Чувства и представления,
Так, жизнь,
Согласно Чао цзы,
Не что иное,
Как сновидение,
А великое пробуждение,
Приходит,
Лишь в результате,
Слияния с дао,
С некоей цельностью,
Присутствующей во всем,
Но ничем конкретным,
Не исчерпывающейся,
Не познаваемой разумом,
И не выражаемой в словах,
Даосское философствование,
Чао-цзы выражается,
В форме,
Диалектической игры,
Выявляющей,
Принципиальную идентичность,
Казалось бы,
Противоположных понятий,
И показывающей,
Их переход друг в друга,
В процессе всеобъемлющих,
Природных круговращений,
Природа,
В которой находит,
Воплощение дао,
Противопоставляется,
Чао-цзы,
Как нечто естественное человеку,
Как существу искусственному,
Чао-цзы,
Человека осуждает,
За его, на насилии,
Построенным государством,
С культурой,
И нравственностью,
Оторвавшегося от природы,
И погрязшего,
В никчемном умствовании,
Но, в отличие от Лао-цзы,
Чао-цзы не верит в то,
Что какая-либо деятельность,
Способствовать может,
Возвращению,
"Золотого века",
Из тупика,
Изолгавшейся цивилизации,
Он видит два выхода:
Либо бегство от нее,
Либо разгром,
И насильственное уничтожение,
В апокалиптическом,
Взрыве общества,
И его культуры,
И мыслит Чао-цзы,
О желательности тотального,
Истребления культуры;
Философский трактат,
Названный по имени,
Главного представителя,
Даосизма Чжуан Чжоу,
«Чао-цзы»,
Состоит из трех частей:
«Внутренней»,
Первые семь глав,
Предположительно написанной,
Самим Чжуан-цзы,
«Внешней»,
Следующие 15-ть глав,
И «смешанной»,
Остальные 11-ть глав,
Написанных учениками,
И последователями,
Отличается,
Художественностью стилистики,
В передаче,
Философских идей,
Превращая,
Мифологический образ,
В понятия,
А обыденную сценку,
В философскую притчу,
«Чао-цзы»,
Завершает второй,
Этап эволюции,
Даоской философии:
Первый — «Хуан-Лао чжи сюэ»,
«Учение Хуан(ди) и Лао(-цзы)»),
Процесс становления отражает,
Второй — «Лао-Чжуан чжи сюэ»,
«Учение Лао (-цзы),
И Чжуан(-цзы)»,
Степень ее развития выражает,
Детализирует и совершенствует,
Философию дао—дэ,
«Дао дэ цзина»,
Трактата достоинством,
Является раскрытие,
Даоского,
Философского мышления,
Спроецированного на космос,
Эта модель состоит,
Из «диалектического»,
Небесного круга,
И «формальнологического»,
Земного квадрата,
Соединенных,
Мировой осью дао,
Такие пять категорий,
В ранге великих,
И неизрекаемых,
В отношении тождества,
Располагаются,
На небесном круге,
Пять их аналогов,
В отношении,
Нетождества,
На земном квадрате,
А совершенномудрый человек,
Располагается,
В центре оси дао,
И в порядке протекания,
Космических циклов,
Осуществляет,
Операцию тождества,
И нетождества,
Тождества небесных,
И земных категорий,
При этом, находясь,
В пределах стран света,
Совершенномудрый человек,
«Суждения не выносит»,
О противоположностях,
А находясь вне стран света,
«Не рассуждает»,
И предпочтение отдает,
«Невидимому (тождеству)»,
В заключительной главе,
«Чао-цзы» дает,
Развернутую критику,
Положений конфуцианства,
Моизма,
И школы имен (мин цзя),
Проявляя,
Одним из первых,
Зрелость,
Историко-философского,
Сознания даосистов.


Рецензии