Лионель Фейнингер... Забытые имена
Пусть реет парус над волнами,
Архипелаг с надеждой ждёт.
Разгул стихии непременно к
Успеху наш корабль ведёт.
Спокойно смотрим мы на море,
Надежда в нас всегда жива.
И мы найдём свой путь к причалу,
Когда покорна нам судьба!
Лионель Фейнингер (нем. Lyonel Feininger; 17 июля 1871, Нью-Йорк — 13 января 1956, там же) — немецко-американский художник, график и карикатурист.
Лионель Фейнингер происходил из немецкой семьи, проживающей в Нью-Йорке.
Его родители были музыкантами. Это оказало, по его собственному свидетельству,
большое влияние на всю дальнейшую жизнь. "Прежде всего Бах... Без музыки я не
представляю себя как художник". Увлечение живописью и музыкой развивалось одновременно - Фейнингер утверждал впоследствии, что уже в возрасте пяти лет делал хорошие рисунки по памяти.
В 1887 году он отправился в Германию учиться музыке и одновременно учился рисованию в художественной школе Гамбурга, а в 1889-1892 годах — в художественной академии в Берлине. Ещё во время обучения продемонстрировал талант рисовальщика и работал в газете «Юмористические страницы». В 1892 году Фейнингер учился в Париже у Филиппо Коларосси, в 1893 году он вернулся в Берлин.
Свою художественную деятельность Фейнингер начал как карикатурист. Скурпулез-
ная наблюдательность и точность деталей были с самого начала отличительными чертами его работ. Карикатурами художника свойственны меткость художественных
характеристик. Особую выразительность им придают гротесковые приёмы в духе модерна - прихотливого художественного стиля рубежа веков. Изображая фигуру человека высотой с дом, он высмеивал стремление буржуа к политической власти,
которую можно достичь через капитал и прессу: "Во Франции с 1 300 000 франков
я мог бы быть президентом республики". Склонность к фантазии раскрывается в иллюстрациях Фейнингера к сказкам. В 1906 году он делает иллюстрации к книге на темы английского детского фольклора "Мир крошки Вилли Винки". Художник
рисует дом, который ночью спит, потом просыпается, открывает глаза и, наконец,
зевает. Особенное впечатление производили на него небоскребы - художник связывал это с детскими воспоминаниями о Нью-Йорке. Композиционно картины
Фейнингера с изображениями высоких домов, уходящих в небо, построены на вертикалях и горизонталях, пронизанные четким ритмом, передающим ощущение
различных пространственных планов. Художник часто изображал также церкви как
символ стремления к духовному в жёсткой структуре "вертикалей-горизонталей"
современного города. В 1920-е годы Фейнингер сочинял фуги для органа и его
линеарная, лишенная материальности манера изображения кажется навеянной музы-
кальными мелодиями, жившими в его воображении.
После первой мировой войны творчество Фейнингера, проникнутое стремлением
выразить напряженное мироощущение современного городского человека, приобрета-
ет более созерцательной характер. Глаза художника часто привлекают морская
даль, корабль, плывущий по волнам ("Шхуна на западном море"*. 1925). Этим
пейзажем, часто выполненным акварелью, присущи тонкая декоративность и лири-
чешская ностальгия.
Как художник Фейнингер складывался во многом под влиянием кубистов. В 1907 году Фейнингер открыл для себя развитый Пикассо и Браком «аналитический кубизм», разлагающий предметы на геометрически плоские и стереометрически кубические элементы. От них он взял умение раскрывать структуру предметов
как строение многогранных призм, соблюдать плоскостность холста. Фейнингер
был дружен с художниками "Синего всадника"- объединения , включавшего В.Кандинского, П. Клее, А. Явленского. В отличие от этих художников он, однако, никогда не порывал с изобразительностью.
Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года (1911 — 1914). Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающие кистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционный альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.
С 1919 года деятельность Фейнингера была тесно связана с Баухаузом - находившемся в Веймаре художественном институте, который возглавлял архитектор
В. Гроппиус. До 1926 года он преподавал там, а затем, когда институт из Вей-
мара переехал в Дессау, Фейнингер входил в него как свободный художник.
С периодом 1910-1920-х годов связана лучшая пора творчества Фейнингера, мало изменившего свою творческую манеру впоследствии.
В 1938 году Фейнингер уехал в Нью-Йорк, где много занимался настенной живописью. После пятидесятилетнего «путешествия» в Европу, Фейнингер наконец-то обрел не только известность, но и возможность спокойно заниматься любимым делом.
Умер художник 13 января 1956 г. в Нью-Йорке.
Фейнингер видел мир как структуру; в нем чистые сущности, нет смазанных, смешанных тонов – только чистые цвета, которые занимают сегменты пространства; тут странным и причудливым образом видоизменяются предметы и строения, и люди кажутся мошками среди этого пространства, расчерченного нашим представлением; он очень живописен, и есть в его рисунке какая-то первозданная энергия, мощь; в ней можно увидеть и социально-политический смысл, ведь эти мощные цветовые структуры можно вполне противопоставить столь же силовым и мощным – серым идеям, которые тогда правили Европой.
@
Свидетельство о публикации №120012705922