Конкурс 31 Лепестки сакуры Неповторимость в хайку
В предыдущем конкурсе мы обстоятельно потрудились над тем, чтобы искренне и правдиво передать чувства в своих лаконичных пейзажных зарисовках под названием хайку. Параллельно мы обращали внимание на присутствие, или наличие, человека. Но оценивая передаваемые чувства, вероятно, мы заметили, что некоторые хайку затрагивали нас больше, становились нашими "фаворитами", которые авторы куда-то сохраняли для себя, переживали, чтобы на конкурсе именно эта работа заняла достойное призовое место. А некоторые хайку, весьма правдивые, передающие знакомый многим пейзаж были оставлены без особого внимания, потому что не так сильно затрагивали, хотя, возможно, отступлений от жанра в них было не больше, чем в "фаворитах"... Давайте задумаемся, почему и как можно попытаться создать такое, что станет неповторимым и особенным, запоминающимся надолго!
Для этого внимательно прочитайте и поразмышляйте над приведённом ниже.
***
Хайку в классические времена всегда существовало как часть мира, в котором стихи вливаются в единый и сложный поток мироздания. Отсюда такое значение неожиданности, озарения, умения увидеть необычное в обычном, вечное в сиюминутном в поэзии хайку. Поиск озарения привёл к созданию традиций поэтических путешествий. Постоянная смена впечатлений, естественная и неизбежная в дороге, идеально подходит для того, чтобы увидеть, ощутить и выразить в стихах что-то новое. Ниже приводятся высказывания известных японских писателей об этом лаконичном жанре, распространяющемся в пространстве и во времени:
Ясунари Кавабата:
«Слова в хокку одни и те же, но жизнь безостановочна, и, стало быть, одни и те же слова не могут быть одними и теми же словами. Не может одно и то же слово прозвучать дважды, как не может дважды омыть ваши ноги одна и та же река, как не может дважды повториться одна и та же весна. Иначе эти стихи не удовлетворяли бы столь взыскательному вкусу читателей стольких поколений, не волновали бы сердца наших современников».
Цураюки:
«Люди, что живут в этом мире, опутаны густой зарослью мирских дел; и всё, что лежит у них на сердце, — всё это высказывают они в связи с тем, что они слышат и что они видят»
Сёё:
«Это та правда, которую можно увидеть и услышать».
Хуан Хименес:
«Чем же нас так привлекает это бессмертное искусство слагать стихи из нескольких строк, дошедшее к нам из глубины веков, эта магия немногословности: простотой слова, концентрацией мысли, глубиной воображения или своей душой?»
================
Итак, дорогие друзья, мы подошли, возможно, к самому интересному, к самой загадочной двери, которая может нам приоткрыть тайну успеха в этом непростом жанре! Дерзайте! У вас всё получится. Пусть каждое слово будет стоять не только на своём месте, но и сверкать как алмаз, а возможно и как бриллиант. Но не забываем о простоте. Всё истинное не бросается в глаза, и наоборот - фальшивое, блестит и в тоже время отталкивает, мешая размышлению, процессу созерцания, а значит, внутреннему ВОСХИЩЕНИЮ! И ещё... То, что вас сильно не впечатляет, не может побудить написать шедевр. Как можно передавать чувства, которые не испытываешь сам?
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора. Желаю успехов в этих поисках. Зимний пейзаж располагает к созерцанию и тихой отрешённости от дел насущных, давайте увидим нечто характерное для этого прекрасного сезона и передадим НЕПОВТОРИМО ОСОБЕННО, даже если за окошком не достаточно снега.
Итак, задание для конкурса «НЕПОВТОРИМОСТЬ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОЗДАТЬ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ НЕПОВТОРИМУЮ ЗАРИСОВКУ ПЕЙЗАЖА, ИМЕЮЩУЮ КАКУЮ-ТО ЗАМЕЧЕННУЮ ОСОБЕННОСТЬ, ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ И ЗАПОМИНАЕТСЯ. А для этого каждое слово в хайку должно быть безусловно на своём месте и незаменимо. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.
Для настроения рекомендуемая тема «Искристый снег», но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне личным сообщением на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 ФЕВРАЛЯ 2020 года, ПОНЕДЕЛЬНИК, или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 30 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №120012700450
Клуб Золотое Сечение 11.02.2020 00:14 Заявить о нарушении