Дом который построил Джек

Фильм Ларса фон Триера, " Дом который построил Джек" можно разделить на две основные составляющие.
Первая - это внутренняя, можно так сказать субъективная, или же индивидуальная, а вторая внешняя, объективная или общественная. Субъективная связанная с глубинными психическими импульсами, несет в себе мощный взрывной процесс, связанный с внутренним глубоким беспокойством и экзистенциальным напряжением. Душевный дискомфорт, который является неотъемлемой составляющей всей жизни героя фильма проявляет себя в виде непрестанного поиска выхода из сжатого вакуумного пространства в которой по воле судьбы оказался Джек. Иррациональные порывы из недр психики начавшиеся еще с раннего возраста влекущие за собой прорывы инфернального по нарастающей усиливаются с возрастом. Но, как сам о себе говорит Джек он не является психопатом, он не обычный маньяк, которые возникают в связи с тягой иррационального прорыва за пределы повседневной обессмысленной и пустой реальности, бессознательно жаждущий соприкосновение с подлинным и запредельным обыденного существования, движимый врожденным инстинктом насилия, как над собой так и над другими, присущей в той или иной степени любому человеку.Джек имеет холодный сознательный расчет, держа свои чудовищной силы инфернальные порывы до поры до времени в узде и в добавок умея использовать их для своей заранее с конструируемой модели жизни и ее цели. Это он доказывает даже спустившись в низший адский мир и движимый той же жаждой к преодолению себя и человеческого в себе, когда не соглашается с участью уготованной ему, пытается пролезть по отвесной скале к выходу идущему на верх. Здесь конечно адский мир есть лишь то дно, которое присутствует в каждом индивидууме, в темных слоях его подсознательной психической сфере. И которое на своем дне уже далеко не является, чем то индивидуальным, а оказывается выходом в демонические и инфернальные миры, потенциальное присутствие которых мы несем в себе. Путь выбранный им в виде темного, деструктивного протеста, через преодоление ограниченного обывательского сознания, в сторону убийства всех виновных. Да именно виновных, а виновных потому что представляют собой составную неотъемлемую часть современного общества, ибо пусть и в пассивной форме, но все эти так называемые "невинные" несут на себе ответственность за все преступления против духа и тела, учиненные современным мировым порядком. Но, так как способ прорыва за грань выбранный Джеком исходит из темных, иррациональных глубин и не несет в себе истинного светлого импульса или Божественного начала, то те силы которые он выпустил на поверхность нашего физического мира уволокли его в место их присутствия, в низших мирах. Поэтому и последняя отчаянная попытка прорваться на верх, к свету, потерпела фиаско и кармический груз уволок его на самое дно преисподней.
Я полагаю Ларс фон Триер попытался донести до зрителей тупиковость пути, тех кто выбрал преодоление человеческого слишком человеческого, говоря языком Ницше, без трансцендентного, не материально - стихийного импульса. Попытка «соскочить с крючка» и решить проблему с окружающей бездушной и бессмысленной реальностью, которая как паразит еще и опустошает самого индивида переводя его в категорию банального и стандартного, без божественного вторжения без результативно.
Конечно нельзя упускать из виду гениальность главного героя и его творческую душу посредством которой он творит свои произведения искусства. Власть над жизнью и смертью людей, каждое новое убийство шедевр в который Джек вкладывает всю душу и через это убийство выражает себя и пытается донести до людей проблемы поглощающие современного человека. Ибо истинное предназначение искусства это доносить правду и раскрывать истинное лицо вещей.
Искусство деструктивно по сути своей, если конечно оно не пропущено через призму дешевого гуманизма и либерализма, и если его не окультурили, после чего оно правда перестает быть искусством в принципе. Истинное искусство это власть отменяющая и разрушающее старое, изжившее себя во всех его культурных, социальных и иных формах, которое утратило небесный первоисток, дающий жизнь наполненную присутствием Духа.
С момента, как духовное начало покидает человеческое пространство , оно поэтапно превращается в разлагающийся труп и чтобы снова пробудить мертвое тело и остановить распад клеток, духовное начало должно вторгнутся в мир человеческого существования и уничтожив подверженное распаду тело возродить его, так, как только через присутствие физического, органического человека возможна реализация и решение Божественной задачи, неотъемлемой частью которой и выступает искусство. Исходя из этого, любое созидание истинным искусством, чего то нового, в принципе своем есть воплощение и возвращение к первоначальному и исконному. Например Ренессанс, в истории искусства, в Европе, Так называемое возрождение античной культуры, но только Ренессанс, во первых не был подлинным возрождением, лишь имитацией без содержания и понимания проблематики внутренней сущности античного мира., а во вторых возрождал он не первоначальный Гомеровский, героический период господства Духа над телом, а упадочный завершающий период поздней античности, где все было полярно противоположно.
Поэтому подлинное искусство разрушая старое возвращает нас к еще более старому, но подлинному и светлому, несмотря на то, что оно порой бывает не узнано в силу определенных предпосылок эпохи и с внешней стороны соответственно для непосвященного ока, может выглядеть как, что то абсолютно новое и иное.
Джек имитирует в первую очередь великое искусство властных, героических элит прошлого и разрушая тела, открывает зияющие дыры нашего общества, но в отличии от светлых деятелей прошлого Джек не может даже на время изменить окружающий его порядок. Он оголяет действительность и находясь на грани предельных возможностей человека, через нарушение общепризнанных и установленных человеческих норм, пытается открыть сверхъестественное, которое остается таинственным и недоступным для него, но не смотря на это ему удается создать, в той или иной степени подлинные произведения искусства.
Джек пребывает взаперти своего обусловленного существования, идя по кругу он лишь соприкасается в определенные моменты жизни с бездной, в которой он видит, то абсолютно иное и подлинное, запредельное человеческому. Но он, не в состоянии выйти из отведенной для него траектории хождения по кругу, поэтому и не может быть поглощен ее непостижимой тьмой при жизни, в своем физическом теле, для этого ему нужно было открыть ту потайную дверь в его сознании, которая была не доступна ему до самого последнего момента. Дверь, которая была выходом из обусловленного мира онтоса, с одной стороны, преодоление онтологического человека, так и прорыв из искусственно спроектированного мира людей.

Это то, что касается субъективного мира героя кинокартины Объективный же мир, как никогда наглядно представлен режиссером, со всеми его пороками, эгоизмом, цинизмом, лицемерием и равнодушием. Конечно же трудно говорить о каком то реальном, дуальном противостоянии индивидуальной субъективности и внешней объективности в современном западном обществе, где как первое так и второе являются пережитками прошлой эпохи. Границы стерты и реальность стала относительной для основной массы населения Запада. Но Джек посредством своих чудовищных преступлений, антигуманистического характера, становится более или менее реальным субъектом, посредством радикальных форм выхода за грани человеческого. Он раскрывает лживость общественного мифа гуманизма, порядка и обывательского счастья, в котором само Общество является главным злом.
Уже давно гуманизм в западном мире остался в прошлом, как и порядок с иллюзией счастья, всего лишь по инерции воспроизводимые модели предыдущего века. Надвигающаяся эпоха, это эпоха трансгуманизма, в которой от классического гуманизма, какого ни будь 18-19 вв. не осталось и следа. Эпоха безумного людоедства во всех аспектах человеческого существа. Высший Духовный план умер еще за долго до Ницшеанского мертвого бога. Умер для земного человека т.е. оторвался от земли и вернулся в обители горнии. Теперь завершается агония физического человека, за ним уйдет и человек инфернальный, с темным, психическим потусторонним началом. Остается только биоорганизм с программированной установкой, ходячий зомби из творчества Стивена Кинга, только с внешней безупречной эстетической составляющей. Поэтому жалость к этому биопродукту системы, как минимум непонятна. С таким же успехом можно жалеть пылесос, компьютер, таракана и другие объекты органического и неорганического мира. Джек превосходно доказывает свою безжалостность к этому человеческому суррогату.
Здесь необходимо упомянуть в частности о роли мужской природы, в этом убогом мире, где слово мужской, уже звучит, как вызов и пережиток минувших эпох с одной стороны, а с другой, в его сатанинском, карикатурном представлении, домашнего хомячка, задача которого с детства и до самой смерти угождать женскому полу, потерявшему все возможные ориентиры и обезумевшему в своем доминирующем неистовстве. « Мужчина всегда виновен» говорит главный герой, поэтому жертвы Джека преимущественно женщины, они как воплощение этого женского современного мира, где во всех аспектах цивилизации проявляются только ценности женской сущности, это и культура, политика, экономика, социальные отношения, методы ведения войн и причины их развязывания, СМИ и т.д.
Борьба за равные права с мужчиной, что уже по сути своей является абсурдом, так как женская и мужская природа имеет каждая свое пространство для действий, в прошлом веке, в итоге привела ни к равноправию, а к явному преобладанию женского над мужским, с дискриминацией и травлей последнего.
Такой гинекократии без границ, наш человеческий цикл еще не знал. Да по большему счету все это объяснимо ведь мы живем в самом конце Кали – юги, максимальный предел господства черной танцующей богини Кали, господство низшего женского афродитического начала. Этот демонический танец испытал на себе в той или иной степени каждый мужчина, но мало тех избранных, кто устоит и не дрогнет перед ее жестокими чарами. Джек попытался своим путем решить это феминистическое безумие, как у него получилось судить зрителю.

2019г


Рецензии