О времени и тщете

 

                1
Как мучительно ощущение бренности и тщеты нашего человеческого бытия. Как кратковременно проявление индивидуального бытия в отдельной личности, как коротка эта земная жизнь. Все преходяще.
Мы смотрим на окружающий нас мир со всеми его феноменами и вещами, людьми и предметами одушевленными и неодушевленными и видим их тление. Тление и распад всего сущего. Как мучителен этот процесс, как мучительно наблюдение и осознание этого распада. Смотря на, на то, что вне нас, мы видим, как оно энтропируя разлагается, мы испытываем жуткую душевную боль во всем своем существе, как будто мир разлагается в тебе, как будто все, что окружает нас, есть наша неотъемлемая часть. И каждый день мы наблюдаем, как какая - то из частей разрушается сопровождаемая страданиями, прежде чем уйти в небытие.
Вся наша экзистенциальная сущность приходит в волнение и содрогается от нестерпимой боли, из – за всего этого распада.
Бесконечный Абсолют выталкивает вещи посредством проявления их в видимом и чувственно постигаемом эмпирическом мире, а затем поглощает их, втягивая в себя все. Все, что было и, что будет, все, в конце концов, будет поглощено им. Нас охватывает ужас от виденья этой картины и еще больший ужас сопровождаемый страданиями, вызывает осмысление устройство всего тварного, а значит временного. Этого огромного и величественного Бытия, которое на самом, то деле, в сути своей является прахом. Он беспомощен и пуст. Пустота отторгает его и проявляет и она же растворяет его всего целиком. «Сольво»-«растворять».
Мы были ни кем и ничто и станем такими же, ни кем и ничто после смерти нашей. Мы чувствуем постоянное давление Рока, мы ощущаем эту несвободу, мы знаем, что будем стерты им. Он беспощаден и безальтернативен, он неумолим. Как хорошо понимаются теперь трагедии героев Эллады, драма конечности и беспомощности перед всестирающим, Хроносом - временем.
Герои Эллады бросали вызов Року, но изначально были обречены на проигрыш, но они не могли иначе, ибо только в этом вызове абсолютно безальтернативного проигрыша, они находили подлинный смысл жизни здесь и теперь присутствия, только в этом вызове они чувствовали драму и насыщенность своего существования. Как антитеза бессмысленности и пустоты существования всего остального человечества, тех, кто не задумывается о своем положении, кто не ищет возможности выхода из этой фатальной колесницы Рока. Удел таковых людей инертность и пассивность. Вызовы пугают их, драма и смысл ввергает их в шоковый ужас, от которого они всем своим существом пытаются дистанцироваться на протяжении всей жизни. Удел их материальный мир и субстанция, их главнейшая ценность это их жизнь. Эти люди делятся на две группы. Первые, это те, кто имеет отношения к касте жрецов и которые работают с тонкими и чистыми энергиями с благодатью и духовностью. Вторая группа, это торговцы и ремесленники, удел которых материальный вещественный мир грубых энергий. Но все эти люди, в независимости от рода деятельности, кастового или сословного происхождения, как и герои, которые противопоставлены остальным, из за своего отрицания мира и отрицания ценностей этого мира, так же уничтожатся этим колесом Рока.
Единственный, у кого есть власть над роком и, который является его победителем, это Всевышний Аллах, Он наша цель, в Нем смысл нашего существования. Да мы будем уничтожены этим самым Роком. Да мы исчезнем, но Всевышний воскресит нас и всему, что было безвозвратно уничтожено, будет предан смысл и не будет тщеты и не будет больше власти времени над Бытием. Мы исчезнем, но будем возвращены, а Рок будет повержен.

 
                2
Салику привиделось во сне, как будто он покинул этот мир. Как будто его больше нет и не только его нет, но и тех, кто был с ним, кто был его современником. Он смотрел на настоящее и прошедшее из будущего, в котором нас нет. Он чувствовал, как всех нас постигла судьба всех наших предшественников живших до нас в предыдущих веках. В этом мире они были кем, то у них были цели и желания, достижения и возможности, способности и таланты. Они могли любить и ненавидеть. Он видел их молодость и рассвет их сил, достижения ими преклонных лет, старение и их смерть. А далее зияла пустота, там нет времени, там нет жизни. Все осталось позади, все кануло в лету, в прошлом осталось только ничто. Из всего того, что окружало их в этом мире, они ни когда не смогут этого вернуть. Они стали ни кем, они стали частью небытия. Салика ужаснуло отсутствие их, ужаснула тщета, постигшая ушедших из этого мира людей, отсутствие смысла существования, перед лицом Рока стирающего и поглотившего их. В чем смысл существования и пребывания на этой земле, если в итоге впереди ничто и позади ничто, если только Рок в итоге остается один, стерев и уничтожив все и в конце уничтожая самого себя, для того что бы в миллионный раз качнулся маятник и снова возродился он и снова будет проявлен мир и снова в конце цикла будет этот мир стерт. Но более того салика поразило и ввергло в ужасное состояние, то, что он видел себя и всех, кто жил в его эпоху и всех, кто окружал его. Всех, кто жил с ним, как и его самого не стало, все ушли в прошлое, все стали небытием. Это состояние тщеты, состояние беспомощности перед наступлением неминуемого конца нашего существования и нашего бренного бытия. Одновременно, будучи пустотой, не имея индивидуального Я, ни сознания, ни присутствия, он осознавал, каким то чудесным образом временность времени, бренность и преходящесть нашего мира. Он был в прошлом до своего рождения и переживал его преходящесть и исчезновение. Он был в настоящем, одновременно находясь в прошлом, переживая момент пребывания в этом мире и присутствие его здесь, от рождения до смерти. И третье состояние времени, точнее даже его отсутствие для него, он был в будущем, там, где салика нет. Мир жил своим чередом, но без прошлого салика, без него и его современников. Салик осознал, что в том мире будущего ему нет места и нет места другим, там ни кого не было. Все были, а точнее слово были здесь не применимо, всех просто не стало. Все стали пустотой, все были стерты временем и отстранены от этого же самого времени. Время шло для живущих, для новых поколений существующих и присутствующих, но не для тех, кто ушел из этой жизни.
Салик экзистенциально пережил, что все безвозвратно , что прошло никогда не вернется. Время необратимо, оно не повернет вспять и не будет возвращения одного и того же. Возможно, настанет следующий цикл, появятся новые люди, будет новый не похожий на наш, мир. Но нас уже не будет в этом новом мире. Впереди всех ждет барзах - преграда за, которой только небытие и невозможное, то чего нет в этом бытие, то, что за гранью этого бытия, потенциальный ноль. Да мы будем нулем и нет возврата назад, и не будет возможностей исправить . Барзах, то чего нет в возможностях, прожитое, пережитое и содеянное с отсутствием возможности исправления , то, что невозможно ни когда вернуть.
Это гигантское колесо времени, которое вращается своим беспощадным вращением, проявляет, выталкивает и затем стирает, уничтожает, так, что даже то что было проявлено не оставляет и следа своего прошедшего присутствия.
Тяжесть легла на душу салика, как мучительно было осознавать действие времени на себе и свою конечность, и свое отсутствие. Ведь увидев все это, он еще был живым, его сердце продолжало биться, отсчитывая секунды, создавая время. Он был и жив и мертв одновременно, он был отсутствующим и присутствующим в один миг. Одновременно для него шло время, как для живого мыслящего существа, и одновременно времени не было. Он находился в трех временных промежутках в один момент. Прошедшее, настоящее и будущее, слились в одно, не потеряв в тоже время своих временных свойств.
Салик испугался, что сойдет с ума, от осознания происходящего с ним. Его сознание было напряженно до предела. Он взмолился в сердце своем. Только не так! Как тяжело это бремя, какое страдание вызывает понимание бренности этого бытия. Он представил, как погибают и умирают люди привычным для него образом, как обычно представляют себе смерть большинство живущих, пытаясь рисовать иллюзию смерти, воображать переход и продолжение жизни, только несколько иной, с какой - то потусторонней жизнедеятельностью и всеми остальными атрибутами этой земной жизни. Да, таким воображением утешает себя человек еще живущий и невежественный, страшащийся, того неизведанного, что ждет его там за чертой жизни. Он хочет заглушить тот прорывающийся страх, из глубин души идущий, что смерть ни на, что ни похожа и невообразима. Человек пытается заглушить этот страх представлением о смерти, всовывая туда, то, что он способен был пережить и представить, будучи еще живым, что имеет он в опыте своем. Но, это лишь фантазии тех, кто боится заглянуть в истинное лицо смерти, там нас всех ждет совсем другое, ни на что не похожее, чтобы мы не подумали, чтобы мы не представили, там после смерти нас ждет все совсем иное, то, чего нет в нашем прижизненном опыте, невообразимое небытие. Мы больше не сущие и не живущие. Мы мертвы.
« Поистине, всякая душа вкусит смерть»

2016г.


Рецензии