Откровение, ч. 2
- Да хотя бы нормальной технике
руления и чувству... Чувству машины.
- А я между прочим чемпион в гонках на
симуляторе...
- Да?!.. Круто! Я таким не могу
похвастать. Только вот ни разу не
видел героически погибшего экипажа
тренажёра...
...Усаживаясь в водительское кресло, многие воспринимают то, что им предстоит сделать в ближайшее время, очень даже по-разному. Одни воспринимают это как необходимость, ибо это является их работой, другие просто пытаются показать остальным свою удаль или статусность, хвастая своим авто, причем нередко - довольно неудачно, поскольку их не заботит нулевой, порою, уровень собственной водительской подготовки, они надеются на груду электроники, которой нафарширована их карета, как я уже упоминал в первой части моего рассказа. Третьи рассматривают факт поездки как перемещение их бренного тела из пункта А в пункт Б, применяя в основном заученные когда-то скудные клише движений за рулем, и после преодоления необходимого отрезка пути, с облегчением вздыхают, выбираясь из салона. И есть еще те, кто пилотирует, получая заряд бодрости и кайфа от каждой пройденной за рулем сотни метров…
Вне зависимости от характера, практически никто из вышеперечисленных не думает попасть на трассе в нехорошую ситуацию. Никто не желает смерти никому. И сам не хочет даже думать, что может погибнуть или получить увечье. Большинство, за редким исключением, даже не допускает мысли, не задумывается, что может произойти нечто…
Большинство, за исключением тех, кто как никто другой знает цену скорости и мгновений, так недостающих для спасительных решений…
Наблюдать приходится массу досадных случаев, когда отсутствие элементарного чувства машины, её характера, приводит к губительным последствиям.
Вот кто-то, хорошо разогнавшись, не сумел совладать с резонансом, в который вошел его авто, а кто-то, соскочив с края асфальта на обочину, испугался и, резко сбросив скорость, нажал на тормоз или решил вернуться обратно, резко дернув руль, и навсегда отрезал себе путь к спасению, уходя в боковой кульбит через крышу. А вот на зимнем обледенелом полотне дороги один решил сразу после обгона резко вернуться на свою полосу, да еще и сбросил газ, обеспечив себе головокружительное вращение и кувырок….
Как порой обидно бывает!… Такая, кажется мелочь, буквально капелька, сантиметрик или доли секунды – и можно было бы обойтись без слез и боли.… Но…
Многие забывают об одной вещи, которую не устаю повторять: напичканный электроникой ваш дорожный корабль еще не гарант вашей безопасности, и, к сожалению, в некоторых случаях, ничем не сможет помочь его наивному хозяину.
Многие аварии можно предотвратить.
Как я могу передать вам то, что чувствую я, или как я и подобные мне, оцениваем опасность и чувствуем машину?.. Думая каждый раз об этом, когда приходилось анализировать и разбираться в том или ином происшествии, ловил себя на мысли, что может быть, попытаться на примере какого-то отрезка поездки, тренировки, изложить свои мысли, ощущения и действия?... А что? Почему нет? Эксперимент?... Да.
Приглашаю!.. Давайте попробуем со мной пройти для сравнения один и тот же отрезок трассы в разных условиях. Первое - чистый асфальт, второе - лёд и микст (гололед, сдобренный подчас небольшими но частыми ледяными сталагмитами и множеством неглубоких колеек, смешанный с проталинами из асфальта).
Итак, занимайте пассажирское кресло и пристегните ремень. Поверьте, пригодится.… Начинаем движение, выбираем место, где можно хотя бы немного прогреть резину. Да-да, вы не ослышались. Делаем движения подобные небольшим броскам из стороны в сторону, качаем рулем влево-вправо…. Такое поведение на первой сотне метров позволяет хотя бы немного прогреть шины и повысить их сцепление с дорогой. Зимой можно применить еще один метод. При движении по прямой, дайте газ резче, чем обычно и спровоцируйте пробуксовку колес. Только будьте внимательны и аккуратны: задний привод из-за чрезмерной прогазовки может уйти в занос и разворот, а полный привод – в боковое скольжение. Поэтому такой прием наиболее приемлем для переднего привода.
Но вот подготовительные процедуры пройдены, и мы выбрались на трассу. Мы на чистом асфальте. Начинаю тренировочный заезд. Я пока отвлекусь от вас, хорошо?...
Набираю скорость…. Вас немного вдавливает в сиденье. Девяносто…Сто… Сто двадцать… Сто тридцать пять… Сто сорок… Можно, в принципе на этом уровне остаться, поскольку для нормального восприятия того, что будет выполняться, большая скорость не нужна. И вообще надо начинать с небольшой совсем величины. Но эта тренировка моя, а не начинающего...
Подходим к повороту… Мозг автоматически старается распознать его «имя, отчество и фамилию», то есть, характеристики…На это есть три секунды. Целых три!!!.. Итак, левый, закрытый, четвертой категории, с нулевым уклоном в апексе.… И такая оценка происходит в мозгу перед каждым виражом. Поясню: закрытый – значит, слева есть помеха рельефа местности, закрывающая обзор, четвертая категория – это порядка семидесяти градусов, нулевой уклон – отсутствие наклона дорожного полотна к внутреннему радиусу, либо внешнему. Апекс – на гражданском языке это центр, пик траектории, критическая переломная точка. Скорость прохождения – до ста шестидесяти пяти… Можно.… Но грубить не будем, поскольку он закрытый, слева холм на обочине, и он прочно скрывает за собой серую ленту трассы, а при ста шестидесяти пяти, мне придется занять для его прохождения почти всю ширину полотна. Поэтому остаемся на ста сорока, вам кажется это многовато, но поверьте, это самое то!. Держим «нулевой газ», а нулевой газ – это такое положение вашей педали акселератора, при котором машина и не рвет вперед, и в то же время, не тормозит двигателем как при сбросе газа, не «наталкивается» на него.
Итак, держим нулевой, принимаем чуть правее к краю перед началом дуги, вкатываемся на нее, поворачивая руль влево методом «медленно-быстро», на начальной фазе закладывая угол немного круче, чем нужно, прицеливаясь в центр поворота, но чтобы не пересечь встречную полосу…. Немного ощутимо смещение центра масс вправо, вы чувствуете это по тому, как ваше тело хочет спрыгнуть с сиденья вправо, но это лишь доли секунды, едва заметно!.… И тут же начинаем распрямлять траекторию, как бы уступая машине в ее стремлении выровнять колеса, но не резко, а сопротивляясь немного руками.… Таким образом, мы не даем соскользнуть нашим передним повернутым влево колесам, давая возможность машине опереться на внешнее нагруженное её весом колесо, и проходим траекторию. И в финальной части траектории, на выходе, добавляем газ…
При отработанных до автоматизма движениях, складывается впечатление, что автомобиль пролетает поворот как по рельсам...
Руки, кстати, изначально, на прямой, да и при небольших углах поворота, лучше держать на девять часов левую и на три часа правую, если смотреть по циферблату часов.
И вот, мы прошли этот вираж, вы немного выдохнули, но расслабляться ещё рано. Впереди – "биатлон"!...
Так я люблю говорить о колонне из трех и более машин подряд. Хорошо, когда они идут не плотным строем, и между ними достаточно места.
Приближаемся…. Снижаем скорость до их уровня…. Обходим крайнего, при этом с разделениями, а именно: убедились в отсутствии встречных, вышли на встречную полосу, выровняли машину, после обгона проходим ближе к следующему, и уходим вправо, плавно, на свою сторону, выравнивая положение штурвала, но до упора не прячемся за этого очередного. Нам же необходимо обойти и его!..
Смотрим на встречную полосу, оцениваем. Никого… В зеркало заднего вида смотрим – никого… Вперед! Так же как и в предыдущем случае, обходим еще одного… Но впереди, как успевает заметить и оценить наш "головной бортовой компьютер" , нас поджидает правый закрытый поворот, обратный, второй категории – это значит на языке гражданских обычных водителей правый плавный, уходящий вниз… А потому, до конца снова не прячемся, но идем в колонне, ждем… Кажущаяся простота таких "подарков" коварна. Большинство аварий на таких плавных, вроде бы, виражах именно и происходит!
Когда кажется, что дорога уже вся раскрылась, и до встречного потока относительно далеко, но еще не совсем видно продолжение своей полосы.…
И здесь сколько уж раз у некоторых срабатывало его Величество Нетерпение... Ай, ладно – вроде чисто, а там уже видно будет!.. И пошел!... А ТУТ – СЮРПРИЗ!!! При выходе на встречную и поравнявшись с попутным, он видит, что ему в лоб летит такой же собрат, так же чуть не дождавшийся этих маленьких мгновений, но только при подъёме в гору.…
И время, как в замедленном кино, растягивается в такую жутко длинную резиновую нить… Звуки уходят на второй план…. Бросает в жар….Ладони потеют... Во рту появляется кисловато-медный привкус…. Звон в ушах…. Руки и ноги ватные, тяжелые….
Я представляю как ему страшно!.. А вдруг – ей ?.. Избави Бог!.... Крик застревает в горле!… Ступор!...
Всегда корил себя, если кто-то из знакомых попадал в аварию, что не успел до мелочей объяснить все нюансы! …
И тут два выхода: первый – оттормаживаться до одури, корректируя рулем начавшую рыскать мордой машину…. Только обязательно, несмотря на нервы и весь ужас, не блокировать колеса. А услышав все же визг резины, немного отпустить педаль тормоза и снова нажать до порога блокировки…. Импульсами!!!.. И уходить за спину попутного. Второй вариант, хоть и рискованный, особенно если замешкался вначале – газ в пол!!!.. И постепенно смещаться вправо, даже если приходится оказаться близко своей кормой к переднему бамперу того, кого обогнали.… Только не резко дергая рулем, иначе - уход в занос! И не метаться по дороге! Тот, ваш двойник на встречной, будет исполнять те же фокусы…. Он тоже будет уходить , и он до боли в глазах всматривается в реакции вашей машины, пытаясь угадать, куда вас понесёт…
Как ощущения, мои вы хорошие?..
Вот, чтобы такое не повторять, ждём…. Дорога открывается, смотрим, чтобы на плавно уходящей вниз ленте асфальта, не появилась из-за пригорка на встречной полосе чья-то крыша.… Убедились, что путь свободен, и, показав левый поворот, выходим на встречную, отрываемся от биатлона, набираем скорость, уходим в ложбину, вниз…
Вот и всё... Всего лишь несколько секунд... Какие-то несколько секунд!.. А как часто, порой, их не оставляют ни себе, ни тем, кто на встречной!.. И тогда....
Последнее, что видят в такие моменты - это стремительно влетающий автоснаряд в лоб их авто... Крик!.. Предсмертный, с надрывом связок, такой, что до боли в перепонках!!!.. Удар!!!... Куски бамперов словно осколки гранат!!.. Брызги мельчайших крошек фар и габаритов.... Треск пластика, стекла и в мгновение ока сминающегося и рвущегося под неимоверным прессом металла... Всё, что находится в салоне незакреплённое, лежащее на различных поверхностях, подрывается в воздух неимоверно чудовищной силой и пулей устремляется вперед, через разбитое лобовое стекло, навстречу искореженному железу и кипящему антифризу, вырвавшемуся под давлением из разорванных в клочья радиаторов!.. Не пристегнутые задние пассажиры в полете, под хруст собственных ребер, крушат телами спинки передних сидений, вминая в возможно сработавшие подушки безопасности и приборную панель их седоков, включая самого виновника торжества этого кровавого праздника девочки в чёрном....
"...Вечная, призрачная встречная... Сможет уберечь меня... Обыденный сюжет...."
Совсем иной смысл оказывается у песни, не правда ли?...
Если рассмотреть ту же ситуацию зимой, то будут уже некоторые коррективы.
Во-первых, все движения штурвалом плавные, во-вторых, скорость немного ниже, на льду обычно я держу до ста двадцати на прямых. Приближаемся к повороту, снижаем до сотни или даже девяносто, если лед. При визуально чистом асфальте заходим на ста двадцати или ста двадцати пяти. Держим «нулевой газ», принимаем плавно правее к краю перед началом дуги, вкатываемся на нее, поворачивая руль влево методом «медленно-быстро», на начальной фазе закладывая угол немного круче, чем нужно, прицеливаясь в центр поворота, но чтобы не пересечь встречную полосу…. Оцениваем реакцию руля.… Если он становится «легким», если почти не чувствуем сопротивления – под колесами гарантированный лед! Неважно, какой толщины!..
Не трогаем тормоз!!! Готовимся к тому, что скорее всего почувствуем, как сносит перед машины на внешнюю сторону виража, она идет прямо, хотя мы повернули…. Физику не обманешь – масса авто и плохое сцепление шин с дорогой делают свое дело.… Без паники! Сбрасываем газ, и если передний привод, ощущаем, как начинается занос задней оси, машину постепенно разворачивает и она идет по траектории полубоком.
Задний привод ведет себя иначе, и если вы заходите на траекторию с нужной, своевременно погашенной скоростью, плавно сбросите газ, и останетесь на "нулевом", то ваша машина пройдет этот вираж без особых проблем и останется только корректировать движение рулем. Иначе вам придется прибегать к управляемому заносу, чтобы за счет повышенных оборотов двигателя удерживать машину на траектории, умышленно заставляя заднюю ось несколько "забегать вперед", чтобы не дать уйти с трассы передней оси. Не думаю, что среди вас, через одного, все упражнялись в дрифтовых дисциплинах....
А вот передний привод, чтобы не дать ему уйти в критический занос, требует "добавки" газа, увеличиваем обороты двигателя на пятьсот единиц, хотя это может быть сугубо индивидуально.
Управляя полноприводным авто, вам придется вначале сбросить газ, также, как и на переднем, а затем тут же но плавно снова нажать педаль акселератора... Главное – в реакции!.. Не опоздайте! И помните, что полный привод при излишней прогазовке сносит боком с дороги! Возможен вариант, когда придется два-три раза сбрасывать и снова давать газ, чтобы с помощью управляемого заноса пройти обледенелый поворот…. И в финальной части траектории, на выходе, плавно добавляем газ….
Первый раз, возможно, у вас вспотеет спина...
Ничего страшного в этом нет. Начинать надо с небольших скоростей, и всё получится. Не боги горшки обжигали...
Я старался как можно более простым языком пояснить все действия, не утомляя вас различными слэнговыми фразами и другими специфическими понятиями. Моя цель всего лишь дать вам то чувство и ощущение автомобиля, которое испытываю я, чтобы хоть как-то предупредить различные и повторяющиеся, к сожалению, ситуации, а иначе это не было бы откровением...
Такие вот тренировки у меня….
Никому не навязываю ничего. Вы просто прошли одну из них со мной...
И ещё одно... Тренировки и занятия за рулем, какие бы они ни были ( просто тренировка на автодроме или загородной дороге, картинг, ралли, дрифт,Формула-3,2,1, даже стритрейс или джимкана) - не дают абсолютной панацеи от аварий. Всегда есть Его Величество Случай. Но, обладая навыками, приобретенными в таких занятиях, вы уже получаете в руки оружие, которое вам может помочь в семидесяти процентах случаев и ситуаций на дорогах...
Свидетельство о публикации №120012607645
С восхищением к Вам и Вашему увлечению!
Вячеслав Сеньков 1 29.01.2024 09:45 Заявить о нарушении
Алексей Евченко Ангел 26.01.2024 15:29 Заявить о нарушении