Плисецкая, Майя Михайловна

 

В веках не меркнет замысел творца,
Богиня танца, Мариинского дворца…
 
 
Дата рождения 20 ноября 1925[1][2][…]
Место рождения
Москва, СССР[1]
Дата смерти 2 мая 2015[2][4][5] (89 лет)
Место смерти
Мюнхен, Германия
Гражданство СССР ;  Россия
 Германия
 Литва
 Испания
Профессия
артистка балета, балетмейстер, балетный педагог, актриса, мемуарист
Годы активности 1943—2015
Театр Большой театр
Награды
Герой Социалистического Труда — 1985
Orden for Service I.png
Orden for Service II.png Orden for Service III.png Orden for Service IV.png
Орден Ленина — 1967 Орден Ленина — 1976 Орден Ленина — 1985 Орден Трудового Красного Знамени — 1981
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова».png
Офицер ордена Почётного легиона Кавалер ордена Почётного легиона — 1986 Командор ордена Искусств и литературы (Франция)
Кавалер ордена Изабеллы Католички (Испания) Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Литвой» Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
Орден Восходящего солнца 3 класса Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» Кавалер ордена Льва Финляндии
Народный артист СССР — 1959 Народный артист РСФСР— 1956 Заслуженный артист РСФСР — 1951 Ленинская премия — 1964 Премия принца Астурийского
IMDb ID 0687334
Сайт plisetskaya.de
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Ма;йя Миха;йловна Плисе;цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса. Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985). Народная артистка СССР (1959)[6]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Лауреат Ленинской премии (1964)[;]. Три Ордена Ленина (1967, 1976, 1985). Считается одной из величайших балерин XX века[7].

Биография

Маленькая Майя
Родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого (1899 — 1938)[8] и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902 — 1993)[8]. Была старшей из трёх детей.

С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года он был арестован и 8 января 1938 года расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели)[8]. Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины[8] (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер (брата Александра забрал к себе дядя Асаф Мессерер).

Суламифь Мессерер познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал: вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей[9]. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор[9][10]. По существующим правилам, ребёнку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс, однако тётя убедила членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных[9].

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь[11]. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике[9].

В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая обучалась у Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой[6], была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

С большим успехом выступала в Англии (1950,1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки против реабилитации Иосифа Сталина[12].

В 1990 году Юрий Григорович уволил её из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами, что вызвало значительный общественный резонанс.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжая в Москву и Санкт-Петербург. Также имела литовское гражданство (она и её муж Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта[13]) и посещала дачу неподалёку от Тракайского замка.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда[14]. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией[15].

Личная жизнь

Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2009 год
Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), хозяйственный деятель, дипломат.
Мать — Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая (1902—1993), актриса немого кино.
Брат — Александр Михайлович Плисецкий (1931—1985), балетмейстер, солист балета Большого театра.
Брат — Азарий Михайлович Плисецкий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.
Тётя — Суламифь Михайловна Мессерер (1908—2004), советская балерина и балетмейстер.
Дядя — Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992), советский артист балета, балетмейстер и хореограф.
В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани[16].

В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись[16].

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было[17]. Семья Щедрина и Плисецкой была одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.

28 января 1999 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой», где утверждалось, что у Плисецкой имеется незаконнорожденная дочь Юлия Глаговская от связи с агентом КГБ Борисом Глаговским[18]. Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет[18]. В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе[19]. 3 декабря 2002 года за подписью главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Гусева вышло опровержение опубликованной ранее статьи, где говорится, что «сотрудник газеты не обратил внимания на зыбкость, юридическую и биологическую безграмотность доказательств»[20].

Творчество

Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год
Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом[21]. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии[6]. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием[21].

Партии в репертуаре Большого театра[;]: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.

В 1967 году сыграла роль Бетси Тверской в фильме «Анна Каренина» режиссёра Александра Зархи. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли.


«Кармен», 1974 год
Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967), миниатюры «Прелюдия» (1967) и «Гибель розы» (1973), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, Париж). Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне)[22], «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же) и «Болеро» (начиная с 1978 года), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо)[23] и номер «Ave Maya» (1995)[24]. Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро[es] «Астурия» (1991) и «Мария Стюарт».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».


Майя Плисецкая на площади Киевского вокзала после гастролей,
2000 год
В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990), где возобновила балет «Тщетная предосторожность», выступала в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт». В Риме в Оперном театре в Термах Каракаллы осуществила постановку классического балета Александра Глазунова «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906)[25].

После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром[24].

Начиная с 1994 года была председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

Репертуар
(*) — первая исполнительница партии.
(**) — первая исполнительница партии в Большом театре.

Большой театр
1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
21 ноября 1945 — Фея Осени*, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике**, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)
1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 [уточнить] — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
30 марта 1965 — Мехменэ Бану**, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
20 апреля 1967 — Кармен*, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
13 июня 1972 — Анна Каренина*, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
20 ноября 1985 — Анна Сергеевна*, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)
На других сценах
1973 — Роза, «Гибель розы»* на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
28 декабря 1976 — Айседора, «Айседора»* на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
19 декабря 1978 — Леда, «Леда»* (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро[es]
1992 — главная партия, «Безумная из Шайо»* на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну[fr], театр «Эспас-Карден[fr]», Париж
1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)[23]
Фильмография
Роли
1951 — Большой концерт — Одетта (из балета «Лебединое озеро»)
1953 — Мастера русского балета (фильм-балет) — Зарема (сцены из балета"Бахчисарайский фонтан", Мария — Г. Уланова, хан Гирей — П. Гусев)
1957 — Лебединое озеро (фильм-балет) — Одетта-Одилия[26]
1959 — Хованщина (фильм-опера) — пленная персиянка
1961 — Сказка о Коньке-Горбунке (фильм-балет) — Царь-девица
1964 — Голубой огонёк-1963 (фильм-концерт)
1964 — Соберите Венеру (музыкальный фильм)
1965 — Новогодний календарь (музыкальный фильм)
1967 — Анна Каренина, режиссёр А. Зархи — Бетси Тверская
1969 — Самая высокая… (музыкальный фильм)
1969 — Балерина (фильм-спектакль) — главная роль
1969 — Новогоднее похищение (фильм-концерт) — балерина Плисецкая
1969 — Чайковский, сценарист и режиссёр И. Таланкин — Дезире Арто
1974 — Анна Каренина (фильм-балет) — Анна Каренина
1976 — Фантазия (фильм-балет), режиссёр А. Эфрос — Полозова (Санин — А. Бердышев)
1977 — Поэзия танца («Болеро», «Айседора» М. Бежара) (фильм-балет) — главная роль
1978 — Кармен-сюита (фильм-балет), режиссёр Ф. Слидовкер — Кармен
1980 — Большой балет (фильм-концерт)
1982 — Чайка (фильм-спектакль) — главная роль
1985 — Зодиак (телефильм) — Муза
1986 — Дама с собачкой (фильм-спектакль) — Анна Сергеевна
Участие в фильмах
1959 — Балет Большого театра в Америке (документальный)
1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 — Майя Плисецкая (документальный) (режиссёр В. Катанян)
1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
1985 — Урок тьмы (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
1986 — Агриппина Ваганова (документальный)
1987 — Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая (документальный) (режиссёр Б. Галантер)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1999 — Майя Плисецкая. Танцуя музыку (документальный)
2000 — Maйя (документальный фильм, режиссёр Д. Делуш)
2002 — Майя Плисецкая (из цикла «Портреты эпохи») (документальный)
2005 — Александр Годунов. Побег в никуда (документальный)
2007 — Нериюс (Литва, документальный)
2008 — Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)
2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 — Екатерина III (документальный)
2011 — Аристократ балета (Литва, документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)
Архивные кадры
1971 — Адажио (документальный)
2005 — Ave Майя (документальный фильм) (режиссёр Н. Тихонов)
2005 — Стихия по имени Майя (документальный) (режиссёр Н. Тихонов)
2012 — Отражения Юрия Роста (документальный)
2016 — Большой
Мемуары
Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров:

Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.
Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.[27]
Плисецкая М. Читая жизнь свою.... — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.
Звания и награды
Герой Социалистического Труда (1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
Заслуженный артист РСФСР (1951)
Народный артист РСФСР (1956)
Народный артист СССР (1959)
Ленинская премия (1964) — за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с И. Антоновой, Г. Вишневской, Г. Волчек, В. Матвиенко и Л. Вербицкой)
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[28]
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства[29]
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности[30]
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[31][32]
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Золотая медаль Парижа (1977)
Орден Почётного легиона (Франция)
кавалер ордена (1986)
офицер ордена (2012)[33]
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва)
Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005)
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (по другим источникам — Орден Льва Финляндии[34]) (1968)
Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО[en] (2005)[35]
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
Премия «Триумф» (2000)
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
Премия «Национальная гордость России» (2003)
Премия принцессы Астурийской (2005, Испания)
Международная Императорская премия Японии (2006)
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010)[36]
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»[37]
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)[38]
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Доктор Сорбонны (1985)
Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)[39]
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)[40]
Почётный гражданин Испании[41]
Память
Названы в честь Плисецкой

Пионы сорта «Майя Плисецкая»
Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Л. Карачкиной[42] (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин[43]).
С 2000 года хореографическая школа в Тольятти носит имя Майи Плисецкой.
В октябре 2013 года бразильские художники Э. Кобра (Eduardo Kobra (порт.)) и А. Брито (Agnaldo Brito) посвятили балерине одну из своих работ. Граффити высотой 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1[44][45].

4 мая 2015 года труппа Мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой[46]. Продолжают посвящаться памяти балерины театральные вечера[47] и симфонические концерты[48] в разных городах.

15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале «Цауберзее — Дни русской музыки» в Люцерне состоялся вечер-посвящение Плисецкой[49][50].

20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт — вечер памяти Плисецкой в Большом театре[51]. В тот же день имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити художников Эдуардо Кобра и Агенальдо Брито[52]. 20 ноября 2016 года в сквере состоялось открытие памятника балерине[53][54].


Рецензии