Щедрин, Родион Константинович

 

Как в молодости любит он жену,
Она свою любовь даёт ему.
 
Дата рождения 16 декабря 1932[1][2][…] (87 лет)
Место рождения
Москва, СССР[1]
Страна СССР
 Германия
 Литва
 Россия
Профессии
композитор, кинокомпозитор, пианист, музыкальный педагог
Инструменты фортепиано
Жанры симфония, опера, балет
Награды
Orden for Service II.png Orden for Service III.png Orden for Service IV.png
Орден Почёта — 2017 Орден Ленина — 1982 Орден Трудового Красного Знамени — 1971 Орден «Знак Почёта»  — 1967
Орден Святой Анны III степени Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова».png
Народный артист СССР — 1981 Народный артист РСФСР— 1976 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1970 Ленинская премия — 1984 Государственная премия СССР — 1972 Государственная премия Российской Федерации — 1992 Государственная премия Российской Федерации — 2018
Golden Mask Award.png Премия города Москвы Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения — 2008
shchedrin.de
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Родио;н Константи;нович Щедри;н (род. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и российский композитор, пианист, музыкальный педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и двух Государственных премий РФ (1992, 2018).

Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

 
Биография
Родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыкантов.

Первым учителем музыки стал его отец Константин Михайлович, который был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. "У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Все, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась… Уж на что у меня память вроде бы неплохая, но рядом с отцом я — ноль" (Родион Щедрин). Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Реально же заниматься игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.

Во время войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. Д. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

Продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства имени В. С. Попова) (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым.

В 1950—1955 годах учился в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (руководитель Ю. А. Шапорин).

Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист.

В 1965—1969 годах — преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1968 году отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.


Скрипач и дирижёр Иегуди Менухин и композитор Родион Щедрин, 1979 год
С 1962 года — секретарь правления Cоюза композиторов СССР. В 1973 году был избран председателем правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя Союза композиторов России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Член Советского комитета защиты мира с 1962 года. Депутат Верховного Совета СССР, член Межрегиональной Депутатской группы (1989—1991). Депутат Верховного Совета РСФСР 6, 9, 10 и 11-го созывов.

Имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели. Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта[4].

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией[5].

Семья
Отец — Константин Михайлович Щедрин (1894—1955), родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине под Тулой. Выпускник Московской консерватории (1917 г., в 1935—1941 гг. в нац. студии консерватории вёл курс истории музыки), композитор и педагог.
Мать — Конкордия Ивановна Щедрина (дев. Иванова) (1908—1999), экономист, любитель музыки.
Супруга — Майя Михайловна Плисецкая (1925—2015), балерина, балетмейстер, хореограф. Прима-балерина Большого театра, Народная артистка СССР (1959). С 1990-х годов жили в Мюнхене (Германия). Как Щедрин рассказал в декабре 2012 года интервью Владимиру Познеру в его авторской программе, детей у него и Плисецкой нет. ,,Вот станцуем премьеру, не зря же столько репетировали, а потом и подумаем о детях’’, — говорил Родион.
Супруги были одними из немногих, оба имевшие почётное звание Народный артист СССР.

Награды и звания

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, 29 апреля 2008 года
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970)
Народный артист РСФСР (1976)
Народный артист СССР (1981) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства[6]
Государственная премия СССР (1972) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция)
Ленинская премия (1984) — за оперу «Мёртвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1992) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову[7]
Государственная премия Российской Федерации (2018) — за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности[8].
Орден Ленина (1982) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения[9]
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден «Знак Почёта» (1967) — за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры[10]
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[11]
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) — за большой вклад в развитие музыкального искусства[12]
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность[13]
Орден Почёта (2017) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность[14]
Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992)
Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997)
Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002)
Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008)
Премия «Овация» (2008)
Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008)[15]
Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009)
Номинант на премию «Грэмми» в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009)
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010)[16]
Орден Святой Анны 3-й степени (2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством[17].
Премия города Москвы в области литературы и искусства — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012)
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»[18].
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)[19]
Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976)
Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979)
Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982)
Почётный член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО (1985)
Член Берлинской академии искусств (1989)
Почётный профессор Московской консерватории (1997)
Почётный профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (2005)
Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007)
Почётный профессор Пекинской консерватории (2008)
Другое
В честь Родиона Щедрина астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 года астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.
Именем Р. К. Щедрина названа музыкальная школа № 68 в Москве[20].
Именем Р. К. Щедрина с его согласия в августе 2014 года назван Тольяттинский музыкальный колледж[21].
Творчество
Сценические произведения

С Майей Плисецкой и Владимиром Путиным на открытии новой сцены Мариинского театра,
2 мая 2013 года
Балеты
«Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке П. П. Ершова, 1960)
«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен», 1967)
«Анна Каренина» (лирические сцены по «одноимённому роману» Л. Н. Толстого, 1972)
«Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова, 1980)
«Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, 1985)

Оперы
«Не только любовь», лирическая опера в 3-х действиях с эпилогом (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна, 1961)
«Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977)
«Лолита» (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина, 1992)
«Очарованный странник» (по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002)
«Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006)
«Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р. Щедрина, 2013)
«Рождественская сказка» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки Б. Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина, 2015)
Другое
«Нина и 12 месяцев», мюзикл (на японском языке по сказке С. Я. Маршака, 1988)
Сочинения для оркестра
Симфонии
Симфония № 1. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958)
Симфония № 2 (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965)
Симфония № 3 «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000)
Концерты для оркестра
«Озорные частушки» (1963)
«Звоны» (1968)
«Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989)
«Хороводы» (1989)
«Четыре русских песни» (1998)
Концерты для солирующих инструментов с оркестром
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трёх частях «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты» (1966)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973)
Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в двух частях (1991)
Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трёх частях (1999)
Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003)
Концерт для трубы с оркестром. В трёх частях (1993)
Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994)
Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001)
Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трёх частях (1997)
Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997)
Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004)
Концерт для гобоя с оркестром (2009)
Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010)
Другое
«Конёк-Горбунок». Две сюиты для оркестра (1955, 1965)
«Не только любовь». Симфоническая сюита для большого симфонического оркестра и меццо-сопрано (1964)
«Симфонические фанфары». Праздничная увертюра для оркестра (1967)
Камерная сюита. Для двадцати скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961)
«Кармен-сюита». Для струнных и ударных инструментов (1967)
«Анна Каренина». Романтическая музыка для оркестра (1972)
«Торжественная увертюра». Для большого симфонического оркестра (1982)
«Автопортрет». Вариации для оркестра (1984)
«Музыка для города Кётена». Для камерного оркестра (1984)
«Геометрия звука». Для камерного оркестра (1987)
«Чайка». Сюита из балета для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1984)
Музыка для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты (1985)
«Стихира к тысячелетию Крещения Руси». Для симфонического оркестра (1988)
«Хрустальные гусли». Для симфонического оркестра (1994)
«Российские фотографии». Для струнного оркестра (1994)
«Вологодские свирели» (в честь Б. Бартока). Для гобоя, английского рожка, валторны и струнных инструментов (1995)
«Величание». Для струнного оркестра (1995)
«Два танго Альбениса». Для симфонического оркестра (1996)
«Slava, Slava!». Для симфонического оркестра. К 70-летию Мстислава Ростроповича (1997)
«Preludium к девятой симфонии Бетховена». Для симфонического оркестра (1999)
«Лолита-серенада». Симфонические фрагменты из оперы «Лолита» (2001)
«Диалоги с Шостаковичем». Симфонические этюды для оркестра (2001)
«Гейлигенштадтское завещание Бетховена». Симфонический фрагмент для оркестра (2008)
«Симфонический диптих». По мотивам оперы «Очарованный странник». Для большого оркестра (2008)
«Vivat!». Санкт-Петербургская увертюра. Для симфонического оркестра (2008)
«Литовская сага». Симфоническая фреска для оркестра (2009)
Вокальные сочинения
Для солистов, хора и оркестра
«Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961)
«Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963)
«Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968)
«Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969)
«М. Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964)
«Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова И. Менухина (1991)
«Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991)
Для голоса
«Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965)
«Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении В. Бокова (1965)
«Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002)
«Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002)
«Век мой, зверь мой!». Вокальный цикл на слова О. Мандельштама для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003)
«Клеопатра и Змея». Драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Б. Пастернака (2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале; солистка — М. Эрдманн, оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева. Российская премьера прошла в Мариинском театре 23 декабря 2012 года (солистка — Екатерина Гончарова).
Хоры a cappella
Два хора на стихи А. Пушкина. Для смешанного хора (1950)
«Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954)
Четыре хора на стихи А. Твардовского. Для смешанного хора (1968)
Четыре хора на стихи А. Вознесенского. Для смешанного хора (1971): 1. Тбилисские базары; 2. Первый лёд; 3. Горный родничок; 4. Песня вечерняя.
«Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973)
«Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975)
«Строфы „Евгения Онегина“». Шесть хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981)
«Казнь Пугачёва». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачёва» (1981)
«Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982)
«Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Н. Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988)
«Алый парус». Для детского хора на слова А. Грина (1997)
«Серенада». Для смешанного хора (2003)
Диптих на стихи А. Вознесенского (2003)
Два русских хора (2008)
«Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»
Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора
«Месса поминовения». Для смешанного хора (2019)
Фортепианные сочинения
Пьесы
«Поэма» (1954)
«Токкатина» (1954)
«Юмореска» (1957)
«В подражание Альбенису» (1959)
«Тройка» (1959)
2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961)
2 сонаты (1962, 1996)
24 прелюдии и фуги (1964—1970)
Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972)
Тетрадь для юношества (1981)
«Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001)
«Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002)
«Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003)
Sonatine Concertante для фортепиано (2005)
Alla Pizzicato для фортепиано (2005)
Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005)
«Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007)
«Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009)
«Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010)
Камерно-инструментальные сочинения
Сюита для кларнета и фортепиано (1951)
«Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981)
«Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983)
«Эхо-соната». Для скрипки соло (1984)
«Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988)
«Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990)
«Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994)
Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995)
«Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995)
«Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996)
Соната для виолончели и фортепиано (1996)
«Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997)
«Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997)
«Вариации и тема». Для скрипки соло (1998)
«Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998)
«Дуэты». Для скрипки соло (1999)
«Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005)
«Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Н. А. Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006)
«Лирические сцены». Для струнного квартета (2006)
«Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006)
«На посошок». Памяти М. Л. Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007)
«Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007)
«Поездка в Эйзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009)
Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010)
Музыка для театра
«Они знали Маяковского». Пьеса В. Катаняна, постановка Н. Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954)
«Первая симфония». Комедия А. Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956)
«Мистерия-буфф». Пьеса В. Маяковского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1957)
«Дамоклов меч». Пьеса Н. Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959)
«Гроза». Пьеса А. Островского (Малый театр, 1961)
«Баня». Пьеса В. Маяковского (1962)
«Тёркин на том свете». Поэма А. Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965)
Музыка к фильмам
«Они знали Маяковского» (фильм-спектакль), режиссёр: Н. Петров (1955)
«Петушок — Золотой гребешок» (мультфильм), режиссёры: П. Носов, Д. Анпилов (1955)
«Колобок» (мультфильм), режиссёр: Р. Давыдов (1956)
«Высота», режиссёр: А. Зархи (1957)
«Коммунист», режиссёр: Ю. Райзман (1958)
«Люди на мосту», режиссёр: А. Зархи (1959)
«Нормандия — Неман», режиссёр: Ж. Древиль (1960)
«А если это любовь?», режиссёр: Ю. Райзман (1961)
«Сказка о Коньке-Горбунке» (фильм-балет), режиссёры: З. Тулубьева, А. Радунский (1961)
«Баня» (мультфильм), режиссёры: С. Юткевич, А. Каранович (1962)
«Анна Каренина», режиссёр: А. Зархи (1967)
«Балерина» (фильм-балет), режиссёр: В. Дербенёв (1969)
«Сюжет для небольшого рассказа», режиссёр: С. Юткевич (1969)
«Озорные частушки» (фильм-балет), режиссёры: В. Граве, В. Смирнов (1970)
«Самый главный» (мультфильм), режиссёр: В. Бордзиловский (используемая музыка, 1970)
«Озорные частушки» (музыкальная комедия) (короткометражный), режиссёр: В. Токарева (1973)
«Анна Каренина» (фильм-балет), режиссёр: М. Пилихина (1974)
«Чайка» (фильм-спектакль) (1982)
«Над нами не каплет» (мультфильм), режиссёр: А. Аляшев (используемая музыка, 1984)
«Дама с собачкой» (фильм-спектакль), режиссёр: Б. Галантер (1986)
«Прости, народ православный!» (фильм-балет), режиссёры: Б. Бланк, А. Шапорин (1990)
Участие в фильмах
1970 — Композитор Родион Щедрин (документальный)
2008 — Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2008 — Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный)
2012 — Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)
Архивные кадры
2002 — Майя Плисецкая (из документального цикла «Портреты эпохи»)
Литературные сочинения
Юрий Темирканов. Штрихи к портрету (Р. Щедрин, А. Петров, В. Степановская) (1998)
Монологи разных лет, сост. Я. Платек — М.: «Композитор», 2002. — 192 с., ил.
Автобиографические записи. — М.: АСТ, 2008. — 288 с., ил., ISBN 978-5-17-050466-4, 978-5-9713-9494-5

Поэты и музыканты о Р. К. Щедрине

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты.
Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.
« Однажды Гия Канчели, композитор в бархатной темно-синей тужурке и с такими же бархатными глазами, после премьеры, на которую он приехал из Германии, говорил мне о Родионе Щедрине: „Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас“. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражен.
Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!

Ещё, Щедрин, ещё!
А. А. Вознесенский »
« Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса“.
М. Л. Ростропович »
« В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 1970-х, когда её впервые поставили. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. И тема христопродавцев, и пассаж о том, что «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Зрители смеются в этом месте, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось.[22]
В. А. Гергиев »
« Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма…
Л.Маазель »
« Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга.
С. Л. Доренский »
« Я могу сказать, что мой слух необыкновенно любовался его „Кармен-сюитой“. Это для меня прелестная совершенно вещь, потому что здесь как бы современное перенесение музыки не оскорбляет то, что всем известно. Наоборот, музыка целует музыку. Они находятся в нежном и неоскорбительном для слуха союзе.
Б. Ахмадулина »
« Сочетание блестящего остроумия и глубокого чувства драмы, тонкой мысли и мощной конструкции, смелого, подчас дерзкого эксперимента и неизменности русской национальной традиции, помноженное на высочайшую технику письма, — это всегда восхищало и восхищает меня в творчестве Родиона Щедрина.
М. В. Плетнев »
« Родион Щедрин подарил Нью-Йоркской филармонии шедевр, который войдет в небольшое число написанных за последнее время произведений, обогативших репертуар классической музыки. Сюжет оперы восхитителен. Материала в ней для театра предостаточно. Это и притча, это и страстная чувственная и платоническая любовь, и страшный грех убийства, расплата за него, татарский плен и пытки, белая горячка героя, которого преследует призрак запоротого им до смерти монаха, восхитительная цыганка и жестокий князь. Щедрин все эти сюжетные нити сводит в увлекательную музыкальную ткань…
Радостно видеть композитора, который пишет настоящую музыку, а не просто набор звуков, притягивающий внимание к их создателю только потому, что автор прославлен и знаменит… Сколько раз мне доводилось наблюдать, как некоторые надменные творцы с их риторическими претензиями на создание так называемой «музыки будущего» бесследно исчезали, несмотря на титанические усилия их неистовых адептов.

Радостно осознавать, что судьба даровала мне достаточно долгую жизнь и возможность быть участником случившегося.
Л.Маазель »
« Казнь Пугачёва» — одно из самых дорогих для меня сочинений Щедрина. Его язык, как всегда, у Родиона, правдив и ярок. Четкая архитектоника эпизодов, свободная техника письма, искусное сплетение голосов — все это делает музыку «Пугачева» совершенной. Здесь нет ничего лишнего, здесь каждая нота, каждый нюанс, каждый штрих используются с предельной силой и эффективностью. Для меня каждое исполнение поэмы «Казнь Пугачева» — это лично пережитое событие.
Требовательность Родиона хорошо известна, с годами он своих принципов не изменил: интерпретатор должен буквально до сотой доли выполнять все то, что написано в партитуре. Мастерство и совершенство складываются из нюансов, из деталей, из четкого выполнения указаний композитора. Общая линия, конечно, крайне важна, но художественное целое немыслимо без наличия всех слагаемых в интерпретации. И здесь нет главного и второстепенного: все важно, каждая мельчайшая деталь определяет высокий конечный результат.

За многие годы нашего общения я наверное уже могу позволить себе сказать, что проник в суть его творчества. Его музыку я уже просто чувствую, мне и слов особенных не нужно. Мировая премьера оперы «Боярыня Морозова», доверенная мне, это бесценный подарок судьбы. Ещё один шаг вперед в моей профессиональной жизни. Момент абсолютного творческого счастья, которое, я надеюсь, разделил с моим замечательным хором.
Б. Г. Тевлин »
Библиография
Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. — М.: «Советский композитор», 1978. — 192 с.
Тараканов М. Е. Творчество Родиона Щедрина. — М.: «Советский Композитор», 1980. — 328 с.
Паисов Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина: Исследование. — М.: «Сов. Композитор», 1992. — 240 с., ил.
Холопова В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. — М.: «Композитор», 2000. — 310 с., ил.
Прохорова И. Родион Щедрин. Начало пути. — М., 1989.
Родион Щедрин Материалы к творческой биографии Ред.-сост. Е. С. Власова М.:Композитор, 2007, 488 с.
Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество. Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями. Составитель Е. С. Власова. MPI. Челябинск, 2006, 140 с.
Синельникова О. В. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2007. — 291 с., ил.
Синельникова О. В. Родион Щедрин: константы и метаморфозы стиля. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2013. — 314 с., ил.
Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. Дис. на соискание степени доктора искусствоведения. Москва, 2013.
Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.,1977.
Gerlach H. Zum Schaffen von Rodion Schtschedrin. Berlin, 1982.
Михайлова Е. Н. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина. Дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2009.
Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины XX века: Родион Щедрин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке. Биографии. М., 2004.


Рецензии