Философ Мо-цзы
Об его времени и датах,
Не сохранилось,
Но все сходятся на том,
Что жил он и творил,
Не позднее V века,
До нашей эры,
По утверждению,
Историка Сыма Цяня,
Мо-цзы после Конфуция жил,
И период деятельности ограничен был,
С 60-х годов V века,
До рубежа V–IV веков,
До нашей эры,
То есть примерно,
60-ю годами,
И можно утверждать,
Что основатель школы мо-цзя,
Долгую жизнь прожил,
Около 80 лет;
Место рождения Мо-цзы,
Не известно,
По одним источникам,
Родился он в царстве Лу,
По другим - в царстве Сун,
Третьи же утверждают,
Что мудрец появился,
В Чжэн на свет,
И даже в Чу,
Но многие считают,
Местом его рождения,
Царство Лу,
Один из центров культуры,
И ремесел древнего Китая,
Мо-цзы происходил,
Из семьи ремесленников,
И хорошо образован был,
Ученики называли его,
«Учителем учителей Мо»,
Цзы Мо-цзы,
Или просто Мо-цзы,
Или «Учитель Мо»,
Философ Ди утверждал,
Что он знаком был,
С достижениями культуры,
Своего народа,
Народные песни знал,
И придворные оды,
Составившие потом,
«Книгу песен» («Шицзин»),
А также содержание,
Исторических анналов,
«Шаншу»,
Ссылки на трактат,
«Мо-цзы»,
Об этом говорят,
Как сообщается,
В трактате «Хуай Нань- цзы»,
«Мо-цзы дело служилых,
Изучал,
И шесть искусств,
Конфуцианцев знал,
Но их учение об обрядах,
Счел,
Напыщенным и ненужным,
От принципов династии Чжоу,
Он отошел,
И почитать принципы Ся»,
Начал когда,
Классовое общество,
Только складывалось;
В книге «Хуай Нань-цзы»,
Говорится,
Что Мо-цзы «недоволен был,
Учением Конфуция,
Ведь конфуцианцы требовали,
Трехгодичного траура,
И пышных похорон,
И это приводило,
К разорению,
Уничтожало созданные руками,
Ремесленников и землепашцев,
Богатства,
И делало их нищими,
В главе «Яо люе»,
Этой книги,
Показана причина того,
Почему Мо-цзы идеализировал,
Династию Ся,
(примерно 2033–1562 годы),
До нашей эры,
И порядки династии Чжоу,
(1066–771 годы до нашей эры),
Отвергал,
«Во времена Юя в Поднебесной,
Сильное наводнение было,
И Юй сам с мотыгой шел,
Впереди всех,
Очищая русла рек,
И много протоков делал,
В борьбе с силами природы,
Много людей погибало,
И их погребали тут же,
Без торжеств и церемоний,
Эти скромные похороны,
Соответствовали принципу,
«За экономию при захоронениях»,
В котором воплощались,
Мо-цзыские идеалы,
Скромности и целесообразности,
А легендарный правитель Юй,
Спасший Поднебесную от бедствия,
Для Мо-цзы и его последователей стал,
Примером величия человека,
Боровшегося за всеобщие интересы,
Образцом для подражания;
Мо-цзы сам из низов был,
И хорошо их жизнь знал,
И его стиль высказывания,
Отличался некоторой грубостью,
А сам Мо-цзы известен был,
Как мастер плотницкого дела,
И механики,
Не исключено, что нападки Мо-цзы,
На ритуализм и расточительство,
Свойственные знати,
Отражением стали,
Его жизненного уклада,
Чуждого роскоши,
«Зачем нужны дома?
Чтобы защищать нас,
От зимнего холода и ветра,
От летней жары и дождя,
И от грабителей и воров,
Если эти цели достигнуты,
То большего не надо,
Все, что выходит,
За рамки этих целей,
Следует устранить»,
Мо-цзы всегда готов был,
Пойти туда,
Где требовалась помощь,
И его отличала готовность,
К самопожертвованию,
Конфуцианец Мэн-цзы был,
Вынужден признать:
«Мо-цзы сторонник всеобщей любви,
Если бы во имя пользы Поднебесной,
Потребовалось стереть себя в порошок,
То он бы это сделал»,
По свидетельству древних книг,
Мо-цзы искусен был,
В строительстве,
Оборонительных сооружений,
И защиты городских стен,
Подвижническую жизнь он вел,
Ханьский историк Бань Гу говорил,
Что «дымоход в доме,
Где останавливался Мо-цзы,
Никогда от дыма не чернел»,
За свою долгую жизнь,
Он во многих царствах побывал:
Лу, Ци, Сун, Чжэн, Чу, Юэ,
И других,
Встречался с разными,
Государственными деятелями,
И учеными своего времени,
Чаще всего он посещал,
Царства Лу, Ци и Чу,
А будучи главой школы моистов,
Он в середине V века приобрел,
Огромную известность,
И авторитет,
Это позволяло ему в беседах,
С правителями и знатью,
Независимо держаться,
И с большим достоинством,
В книге «Мо-цзы»,
Приведено немало фактов,
О том, что он принимать,
Дары отказывался,
И даже большие,
Земельные наделы,
От правителей,
Которые отказывались,
Следовать его учению,
Предания гласят:
Когда Мо-цзы подъезжал,
Ко дворцу какого-нибудь правителя,
И доносящиеся оттуда звуки слушал,
Ритуальной музыки,
И празднества,
Он свою повозку поворачивал,
И во дворец не заезжал,
Он своих последователей,
Заставлял,
Постоянно учиться,
Их в духе преданности,
Воспитывал,
И к принципам самоотверженности,
И служения справедливости,
Призывал,
Мо-цзы путешествовал,
Из одного,
Враждующего государства в другое,
Чтобы убедить правителей,
В губительности войн,
И найти правителя,
Который может сделать,
Своим советником его,
И он сможет,
Своих учеников,
На высокие должности,
Рекомендовать,
А нравственные,
И религиозные идеи Мо-цзы,
Нашли отражение,
В одноименном труде,
Составленном его учениками,
А самому Мо-цзы считают,
Составленным только,
Его «ядро»,
Предполагается,
Что деление трактата,
На три раздела,
Отразило три течения Я,
На которые раскололась,
Школа Мо-цзы,
После его смерти,
Основные темы,
Его следующие:
Всеобщая любовь друг к другу,
Необходимость отказа,
От завоевательных войн,
Восхваление добродетели,
Экономия в тратах,
Сдержанность при похоронах,
Соблюдение воли небес,
Бессмысленность,
Занятий музыкой,
И критика фатализма,
А причиной всех бед,
И беспорядков,
Своего времени,
Мо-цзы эгоизм считал,
И пристрастность людей,
Лекарство состоит в том,
Чтобы заботу о себе,
И своих родных заменить,
Заботой обо всех,
За несколько,
Веков до христианства,
Он сформулировал,
«Золотое правило»:
«Если каждый,
Будет относиться к чужим странам,
И городам так,
Как относится к своему,
Он не станет нападать,
На чужую страну,
Или город»,
Этот принцип он применял,
К частной и семейной жизни:
«В чем та небесная воля,
Которой следует подчиниться?
В том, чтобы любить,
Всех людей на свете»,
Учение Мо-цзы,
Еще при его жизни,
Завоевало немало,
Приверженцев из народа,
Он многочисленных учеников,
Воспитал,
В главе «Гун Шу»,
Мыслитель говорил,
Что 300 его учеников,
Во главе с Цинь Хуали,
Направились в Сун,
И многие другие свидетельства,
Также подтверждают,
Распространение учения Мо-цзы,
Так, Мэн-цзы утверждает,
Что «учения Ян Чжу и Мо Ди,
Заполнили Поднебесную»,
Хань Фэй-цзы называл,
Моцзя наряду с жуцзя,
Или конфуцианством,
«Знаменитым учением»,
В книге «Люй-ши Чуньцю» говорится,
О популярности идей Мо-цзы
И приводятся данные о передаче,
Учения, Цинь Хуали,
Который учился у Мо Ди,
А Сюй Фань - у Цинь Хуали,,
Тянь Цзи - у Сюй Фаня,
«Последователи Конфуция,
И Мо-цзы,
Прославлялись среди,
Масс Поднебесной»;
В период Чжаньго,
Школа мо-цзя,
Очень влиятельной была,
Слава Мо-цзы о 300-от,
Его учениках,
Не было преувеличением,
Позже число учеников,
И последователей Мо Ди,
Значительно выросло,
Но конкретные свидетельства,
Сохранились лишь,
О пятнадцати учениках,
Известны также имена,
Трех учеников,
Второго поколения,
Из учеников,
Третьего поколения,
Известно только одно имя,
Чтобы успешно бороться,
За претворение в жизнь,
Своих принципов,
Монеты создали организацию,
Со строгой иерархией,
И железной дисциплиной,
Целью их «ордена»,
Борьба была,
За соблюдение,
Чистоты «учения Мо»,
И распространение его,
В Поднебесной,
Главным средством достижения,
Своей цели монеты,
Как и последователи,
Других идейных течений,
Считали убеждение,
«Сильных мира сего»,
Членам организации,
Предписывался,
Аскетический образ жизни,
Дабы они служили примером,
Принципов «учителя Мо»,
Приверженцы мо-цзя,
Подчинялись строгой дисциплине,
Основанной на сознании,
Своего долга перед «орденом»,
И задач по осуществлению,
Моистских идеалов,
Среди них,
Дух самопожертвования царил,
Во имя справедливости,
О самоотречении,
И способности последователей,
Мо Ди на любые жертвы,
Говорит и самоубийство,
Цзюй-цзы Мэн Шэна,
Который счел,
Что он не может выполнять,
Стоявшую перед ним задачу,
Но не мог и запятнать,
Имя монета,
Вместе с ним тогда покончили,
С собой 180-ть членов «ордена»,
Эти поступки,
Должны были служить,
По мнению моистов,
Примером бескорыстного,
Служения их интересам,
Всей Поднебесной,
Жертвования личными,
Во имя общих интересов,
По приказу «ордена»,
Члены его организации,
Обязаны были,
Отправляться на службу,
В различные царства,
Для претворения в жизнь,
Принципов учения Мо-цзы,
А часть жалованья их,
Поровну делилась,
Между соратниками,
Об этом мы,
Находим свидетельства,
В книге «Мо-цзы»,
Если правитель не претворял,
В жизнь рекомендации,
Советников-моистов,
Они его покидали,
А если состоявший на службе,
Член «ордена» отступал,
От принципов своей школы,
Его отзывали,
Незыблемым для моистов был,
Закон братства и взаимопомощи,
Вытекающий из принципов,
«Всеобщей любви»,
И «взаимной выгоды»,
Согласно этому требованию,
«Имеющий избыток,
Делится с другими»,
«Сильный помогает слабым»,
«Знающий учит незнающих»,
Предписывались полное,
Взаимное доверие,
И безграничная,
Преданность организации,
Взгляды Мо-цзы изложены,
В «Трактате учителя Мо»,
«Мо-цзы,
Передают, что,
В ранние годы Мо-цзы,
«Занимался изучением науки,
Служилых людей,
И учение Конфуция воспринял»,
Но затем, презирая чжоуские,
Правила поведения,
Со «школой служилых»,
Он порвал,
И новое создал,
Противоположное ей,
Научное направление,
Моизм,
Мо-цзы провозглашал,
«Всеобщую любовь»,
«Отрицание нападений»,
«Почитание единства»,
«Почитание мудрости»,
«Экономию в расходах»,
«Экономию при захоронениях»,
«Отрицание музыки и увеселений»,
«Отрицание воли Неба»,
«Желания неба»,
И «духовидение»,
Главная его цель,
Это принцип «всеобщей любви»,
Всеобщая любовь понимается,
Как любовь всех ко всем,
Эта любовь,
По мнению Мо-цзы,
Может разрешить любые конфликты,
И в экономической,
И в политической сферах,
Он в осуществлении,
Этого принципа видел,
Выход из политического,
И экономического хаоса,
Критикуя конфуцианство,
Мо-цзы подчеркивал,
Важность уважения талантов,
Самоуважения, ненападения,
Он полагал,
Что все талантливые люди,
Должны иметь возможность,
Страной управлять,
Вне зависимости,
От происхождения,
Мыслитель называет,
Три основания,
Успешного правления:
«Если мудрых,
Не наделять высоким чином,
То народ не будет уважать их,
Если мудрым выдается,
Небольшое жалованье,
То народ не верит,
Что этот пост важен,
Если мудрым не давать,
В подчинение людей,
То народ не будет бояться их,
Мо-цзы против войн выступал,
И считал, что «нельзя нападать,
На соседние царства,
Народ убивать,
Захватывать скот,
И богатства грабить»,
Он также против,
Конфуцианского положения,
Выступал,
Что «воля небес»,
Судьбу человека определяет,
И считал, что люди перестанут,
Бороться за свое счастье,
Если поверят в судьбу,
Которая от них не зависит,
Мо-цзы не признавал,
Конфуцианское положение,
Что воспитание народа ,
Должно осуществляться,
Посредством музыки и ритуала,
В то же время Мо-цзы не отрицал
«Роли небес»,
В жизни человека,
И полагал,
Что Бог наказывает,
Или вознаграждает людей,
В той мере,
В какой они следуют,
Принципу всеобщей любви,
Мо-цзы говорил:
«Если говорить о делах,
Человеколюбивого человека,
То он обязательно,
Должен развивать,
В Поднебесной то,
Что приносит выгоду,
И уничтожать то,
Что причиняет,
Вред Поднебесной»,
Мо-цзы считал,
Что в основе происходящих,
В Поднебесной больших бедствий,
Лежит «взаимное разъединение»,
То есть разделение,
На родственников и чужих,
Близких и далеких,
И их различные интересы,
Это неизбежно порождает,
«Взаимную ненависть»,
Мо-цзы считал,
Что для того чтобы покончить,
Со свалившимися,
На Поднебесную бедствиями,
Нужно «изменить положение ,
С помощью всеобщей,
Взаимной любви,
И взаимной выгоды»,
Под «всеобщей взаимной любовью»,
Он в виду имел,
Требование,
«Смотреть на чужие владения,
Как на свои,
Смотреть на чужие дома,
Как на свои,
Смотреть на других,
Как на себя»,
Сделать так,
Чтобы взаимные интересы,
Были объединены,
И составляли одно целое,
В этом случае,
«Взгляд на других как на самого себя»,
Должен вызвать взаимную любовь,
Что в результате приведет,
К «взаимной выгоде»,
Если все люди в Поднебесной,
Будут взаимно,
Любить друг друга,
Сильный не будет,
Слабого обижать,
Богатые бедных,
Притеснять,
Знатные кичиться,
Перед незнатными,
Хитрые обманывать глупых,
В общем, если,
«В Поднебесной царит,
Всеобщая взаимная любовь,
В ней порядок,
А если царит,
Взаимная ненависть,
В ней беспорядки происходят»,
Таково содержание,
Выдвинутого Мо-цзы,
Понятия «объединения,
Для замены разъединения»,
Мо-цзы утверждал:
«Попытаться словами,
Других философских школ,
Опровергнуть мои рассуждения,
Это все равно, что яйцом,
Пытаться разбить камень,
Если даже перебьют,
До конца все яйца,
В Поднебесной,
То камень останется таким же,
Он не разрушится»,
Мо-цзы полагал,
Что прежде чем признать,
Что бы то ни было благом,
Следует установить,
Какую пользу оно принесет,
Всему народу,
Благами для страны признавал,
Рост народонаселения,
И его благосостояния,
Увеличения,
Устранение грозящих изнутри,
И извне опасностей и хаоса,
И согласно,
«Стэнфордской философской энциклопедии»,
Государственный консеквенциализм,
Мо-цзы 5-го века,
До нашей эры был,
«Первой в мире,
Формой консеквенциализма,
Удивительно развитой философией,
Принимающей во внимание,
Множество сущностных благ,
Основу составляющих,
Человеческого благополучия»;
Философию Мо-цзы ценили,
Лев Толстой, Бертольт Брехт,
Написавший как бы от его имени,
Философское сочинение «Ме-ти,
Книга перемен», Лу Синь;
В современной культуре,
В романе Лю Цысиня,
"Задача трех тел"
Персонаж компьютерной игры,
В образе Мо-Цзы иллюстрирует,
Определенный уровень развития,
Научных знаний,
Связанный с изобретением,
Аналоговых компьютеров;
Именем Мо-цзы,
Назван был,
Китайский экспериментальный спутник,
Для квантовых коммуникаций.
Свидетельство о публикации №120012507940