Тайна Эдвина Друда 1980 - лучшая экранизация
Так начинается четырёхсерийный телеспектакль по одноимённому роману Чарльза Диккенса «Тайна Эдвина Друда», снятый в 1980-ом году Александром Орловым.
Конечно, в словах ведущего, предваряющих показ, есть неточность – «Тайну Эдвина Друда» экранизировали несколько раз. Но сути это не меняет и роман, действительно самый загадочный, поскольку дописан чуть до половины, и чем хотел его закончить автор никто не знает.
Именно поэтому экранизировать его было особенно сложно, но получилось.
Я посмотрела спектакль первый раз в начале двух тысячных годов и с тех пор заболела проблемой, получившей даже собственную аббревиатуру - "ТЭД" - Тайна Эдвина Друда. То есть разгадка произведения, написанного в девятнадцатом веке Чарльзом Диккенсом, разгадка окончания его. Лучшие умы бились,бьются и будут продолжать биться над попыткой решения данной задачи, но, увы, пока результатов мало.
Впрочем, я не о том хотела написать. Я хотела поделится своей любовью ни только к роману "Тайна Эдвина Друда", но и к экранизации Александра Орлова, которую в своё время похвалил Александр Аникст - замечательный советский литературовед и Шекспировед, назвав "бесспорной удачей" отечественного телевидения. И пусть в телефильме есть огрехи: и возраст артистов, и отсутствие некоторых сюжетных линий, но фильм настолько притягателен, настолько атмосферен, да и просто красив, что о таких мелочах не думаешь,их попросту не замечаешь.
А существует только, почти обволакивающая тебя сгущающаяся напряженность надвигающейся беды, и ожидание, постоянное ожидание чего-то нехорошего и непонятного.
Тебя постоянно преследует "призрак вопля", он меняется после исчезновения Эдвина, превращаясь в настоящий человеческий крик.
А ещё существует музыка Эдуарда Артемьева, щемящая и печальная, как жизнь, как невозможность вернуть невозвратимое, как Тайна Эдвина Друда.
И, конечно, артисты. Не столько играющие, сколько живущие, потому что о театре забываешь сразу же. А видишь живые реальные лица. Со своими страхами и сомнениями, радостями и горестями. Они обаятельны, даже "злодеи". По-Диккенсовски ли, по Орловски? Кто его знает, главное они симпатичны.
И одна из невероятно сильных сцен, которая буквально "застревает" в памяти - это объяснение Джона Джаспера с Розой. Здесь и страсть, и боль, и страх, предательство, разрывающееся сердце - всё есть. Невольно жалеешь этого странного и страшного очень талантливого и "люто одинокого" человека - он несчастен и выхода из несчастья нет, как нет и надежды для него не в любви, ни у нас зрителей надежды на оправдание.
А есть только совершённое страшное, есть одиночество и Роза - хрупкая, маленькая, почти девчонка, которая вдруг проявляет такой характер, такую силу духа, что невольно любуешься ею - восхищаешься безмерной смелостью и преданностью своему пропавшему другу, своему Эдвину.
И только финальные титры заставляют очнуться - это всего лишь фильм, как жаль, что это всего лишь фильм и мы должны проститься.
А герои снимают парики, превращаясь в таких же, как и мы с вами людей, словом возвращаются в обыденность и сливаются в общий поток на одной дороге под названием жизнь, наверное и не помня, что дали нам окунуться, хоть на мгновение в мечту и тайну, так похоже и не похожую на реальность, как только может быть похож вымысел и сказка......"The Rest Is Silence "
*ссылка на материал с фотографиями и видео находится в разделе ссылок на авторской странице
Свидетельство о публикации №120012307960