Высоцкий, баловень судьбы

РУССКИЙ САМОРОДОК

Его рождала подворотня,
Гитара и московский двор,
А для подростка там добротней
Блатной баллады разговор.

Высоцкий! А росточком мал.
Кому понравится контраст?
Он — безотцовский и без мамы,
Нахален в меру, коренаст.

Искал друзей, искал признанья.
Он — Водолей, упорный Бык.
Рассказывать свои послания
С гитарой семи струн привык.

В десятом классе посещает
Вдруг драматический кружок...
В ночь Новогоднюю решает —
В актёры совершить прыжок:

Страна теряет инженера,
Он поступает в школу МХАТ.
Его актёрская манера
Здесь обретает "аромат".

И вдруг, — Он никому не нужен:
Лишь редкий эпизод в кино,
В театре вовсе не заслужен,
И начал пить уже давно!..

К тому ведёт Его гитара:
Услышать каждый норовить,
Что рифмы в песенках — не стары,
И как Он в песнях говорлив.

И подливают, выпивая,
И наливают ещё раз...
Ай ты, компания блатная:
Он общепризнан! В первый раз!

Но вот удача: На Таганке
Находит он Театр свой,
И завертелось, как цыганке:
Взетели годы огнево!

Он — Гамлет! Галилей!
Он — Свидригайлов
И Пугачёв он, наконец,
И публика уже — рыдает,
Что удостоил их Творец
Воочию такое видеть!
И возлюбить, и ненавидеть!..

В кино чудесная удача —
Поёт он в фильме "Вертикаль"!
И тут же сразу незадача:
Блатной, известен Он тем паче,
Хоть популярен так, а жаль!..

В кино — певец, в стихах — актёром
Он воплощается – в творенья,
Творец палитру распростёр его,
Играя роль в стихотвореньях.

От первого поёт лица —
И про Коней, и про Волков,
И Истребитель — до конца,
И микрофон, лишённый слов.

Блатные песни достоверны,
Сатирик едкий и Эзоп!
Баллады про любовь так верны,
Коль Кони, слышится галоп,
Он пишет про Войну — отменно,
Про Баньку, Слухи, Две судьбы...
А точно как! и так всё верно:
Есть ощущения борьбы...

А в фильмах — Он себя играет:
Мужчин, которые поют!
И популярность обретает:
В сердцах миллионов свой приют.

Везёт ему на фронте личном:
Людмила родила двоих
Чудесных сыновей отличных,
Татьяна — Настеньку! Но стих,

Ведь бесподобная любовь,
Которая так душу грела! —
Марину вспоминаю вновь:
О, как она Его жалела,

Какою Музою была,
Как продвигала Его верно,
Но только — не уберегла,
И не смогла б сберечь, наверно!

Ещё удача: Он — Жеглов
И Дон Гуан в последней роли,
Шемякин, друг и острослов,
Записывает Его на ролик,

Казанский с чудною гитарой
Аккомпанирует Ему.
И Он ещё совсем не старый,
И помирать бы ни к чему,

Но очень хочет — быть поэтом,
Который в юности убит,
И жить так хочется при этом,
И Он дилемою разбит!

Владимир сам себя убил
Наркотиковой мерзкой страстью
И сердце сам своё сгубил —
Всем нам на горе и несчастье!



ДЛЯ НАС ВЫСОЦКИЙ И НЕ УХОДИЛ!

Для нас Высоцкий — и не уходил,
Просто остался — вечно молод:
Поёт всё искреннее — на пределе сил,
Всё той же силы и энергии полон.



РОЛИ

Высоцкий
примерял роли,
как театральные платья.

Он стойко
боялся юдоли
и пел, кем не сможет статься.

Реальность
боялся, как плена,
бежал в мир ужасных иллюзий.

И слог,
как морская пена,
плескался в закрытом шлюзе.

Но только
живым был голос —
задавленный, с хрипотцою.

Высоцкий,
как хлебный колос,
уже созревал над нивою...





ЧЕМ ПРИВЛЕКАЛ? ДА ЯРКОЮ ХАРИЗМОЙ!


                «Не из пятой колонны Высоцкий!» (Клара Горячева)


Ему так нравилось быть знаменитым,
И начинал он с песенок блатных,
И слушала страна подпитого пиита
В компаниях, дыханье затаив.

С нестройною гитарой, голос хриплый,
Но темы... темы были очень хороши:
В них смелость да и откровенья скрипкой,
И юмор! Пел он громко, от души!

Чем привлекал? Да яркою харизмой!
Был груб, мужиковат да с хитрецой.
И горло рвал всегда, до самой тризны,
И сердце надорвал он жизнью небольшой.



ЖИТЬ ДОЛГО-МУДРО ИЛИ ЯРКО И СГОРАЯ?

Жить долго-мудро,
или ярко и сгорая?
Он верил в то,
что истинный поэт.
И чтил мгновения,
в которых стих рождая
и голос свой
у плёночного рая
мог зафиксировать
на много-много лет!

Хорош собою.
Голос с хрипотцою.
Друзей любимец.
Баловень судьбы...
В театре
говорил он сам с собою:
себя-то
всё равно не вскроешь,
когда
не достаёт любви!

Но и любовь —
ниспослана судьбою!
Какое чудо это,
посмотри,
как раскрывается
душа сама собою:
и в слове — свет,
и радости до боли,
и горести
прощальный блеск зари.

Любовь при жизни,
слава и фанфары,
и искушение
гордыни медных труб!
И фанфаронство
тех, кто слева, справа,
и пиянство горькое,
и тяжкая расправа
за все измены!..
Оборвался звук!





КАК ВОЛК, ПОЮЩИЙ НА ОБОЧИНЕ!

                «Не рви ты душу мне...» (Наталия Пегас)


Была послушною гитара
В его руках, не очень стройная,
И нескончаемого жара,
Чуть плача, душу выражала —
Такую душу неспокойную,
И рвал он лиру семиструнную
И был лиричен, и не очень,
Тактичен был и нетактичен,
Но всё ж чертовски симпатичен,
Как волк, поющий на обочине...





ЖИТЬ ИЛЬ НЕ ЖИТЬ?

                «Слово о Высоцком» (Вадим Константинов 2)


Жить иль не жить —
вот в чём вопрос!

А если жить,
живи, как я?!

Высоцкий
явственно дорос

до пониманья
бытия!



НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!

                Кто кончил жизнь трагически — тот истинный поэт,
                А если в точный срок — так в полной мере...
                В.Высоцкий


Были, слава Богу, чудные исключения:
Фёдор Тютчев, Арсений Тарковский...




СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ

Высоцкий —
Вовсе не герой,
Володя многим — в доску свой!


Рецензии