Слушая Патетическую...

"Восьмая" - Людвиг ван Бетховен.
Соната повела рассказ
Противоборства. Без прикрас
Он драматичен и неровен.
Не кружева клавесинистов,
А тотчас узнаваем стиль,
В нём ураган сметает штиль,
Всегда стремителен, неистов.

Финал - аллегрово монисто,
Рояль, гремящий как оркестр,
На до минора страстный крест
Полки сходилися регистров.
Аккордов взрывы клокотали,
Терзая оголённый нерв,
(Долой изысканность манер),
Как будто душу бичевали.

Сражался венской школы гений,
Летел божественный посыл,
Взывая из последних сил.
Плыла нарезка света, тени,
И насыщались кровью звуки,
Ритмобиением тревог
Того, кто в двадцать девять глох,
В грядущем видя скорбь и муки.
-----------------





Музыку Бетховена узнаёшь сразу: он смело противопоставлял крайние регистры,(в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней обращались редко), использовал массивные аккордовые созвучия. Бетховен, по сути, создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов. Это видно на примере моей любимой "Патетической" (соната для фортепиано № 8 до минор).
Три части как три сценических картины. Начало первой напряжённое, аккорды будто хлещут, с трудом разрешаясь, затем постепенный переход к  Allegro di molto e con brio, стремительный темп нарастает, олицетворяя борьбу человека с судьбой. Вспомним, что сонату писал молодой композитор, но уже начавший глохнуть. Вторая часть (Adagio cantabile) певучестью начальных тактов напоминает умиротворённую мелодию виолончели. Зато финал в форме Rondo пульсирует и бьётся как оголённый нерв, до минор переливается раскатами всех регистров, куда стройно вплетаются отголоски ранее звучавших мелодий. Обожаю этот непокой, ритмобиение, каскады звуков и лабиринты, по которым льются мотивы - ручейки. 


Рецензии
Эту сонату я пытался разучивать, но, разумеется, не осилил. Высшее моё достижение это 7-й вальс Шопена. Играл я его достаточно виртуозно. А вот на Скрябина у меня пальцы не растягивались. Но это всё в далёком прошлом, тогда я ещё очень молодым был. Сейчас пальцы совершенно навык утратили, но зато я на компьютере музыку делаю )) На компьютере всё можно. Но есть и исключения. Крейцерова соната неимоверно трудна. Я попробовал, но с первых нот понял, что ничего хорошего не выйдет.И только в новой программе можно будет попробовать ещё раз. И тоже, если удастся звук скрипки усовершенствовать в плане управления им. Сама по себе компьютерная скрипка звучит неплохо http://youtu.be/ubNmvFydjtk проблема состоит в удобном управлении этим звуком.

Геннадий Маков   23.07.2024 00:26     Заявить о нарушении
Нет, скажу честно, компьютерная музыка - это не мой желанный остров, мне с синтетическим звуком не комфортно. Всё же предпочитаю живой звук.

Ирина Губанова   23.07.2024 06:30   Заявить о нарушении
Дело в том, что звук в компьютерной музыке постепенно совершенствуется. Звук хороших синтезаторов мало чем отличается от фортепьянного, и даже композиторы профессионалы творят на синтезаторах, а уж о музыке к кинофильмам и говорить нечего, окончательная причёска делается на компьютере.

Геннадий Маков   23.07.2024 06:44   Заявить о нарушении
Да, Вы правы.

Ирина Губанова   23.07.2024 11:24   Заявить о нарушении
Живая музыка хороша в концертном зале. Там действительно, это нечто. Знакомый внучки, Никита, говорил, что когда играешь на сцене, посредине оркестра (он альтист), то впечатления от звука непередаваемые.

Геннадий Маков   23.07.2024 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.