Гоген Поль

 
На веки с Полем его Таити,
Пиршество красок, не хуже граффити.

Гоген, Поль
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гоген (значения).
Эжен Анри Поль Гоген
Paul Gauguin
Изображение
Имя при рождении фр. Eug;ne Henri Paul Gauguin
Дата рождения 7 июня 1848[1][2][…]
Место рождения Париж, Вторая французская республика
Дата смерти 9 мая 1903[3] (54 года) или 8 мая 1903[4] (54 года)
Место смерти Атуона, о. Хива-Оа, Маркизские острова, Французская Полинезия
Страна
Flag of France.svg Франция[5][6]
Учёба
lyc;e Pothier[d]
Стиль Постимпрессионизм
Подпись Paul Gauguin signature.png
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Эже;н Анри; Поль Гоге;н (фр. Eug;ne Henri Paul Gauguin [;;;;n ;;;i ;pol ;o;;;;]; 7 июня 1848 — 8 мая 1903) — французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден[7]. Картина Гогена «Когда свадьба?» — одна из самых дорогих проданных картин.


Содержание
1 Биография и творчество
2 Известность и влияние
3 Галерея
4 Поль Гоген в кино
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Биография и творчество
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 марта 2019 года.
Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825—1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803—1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьёй он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Но по пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открыла швейную мастерскую в Париже, а Поль готовился к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдержал конкурса и в декабре 1865 года нанялся в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно находился в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнал о смерти матери, которая в своём завещании рекомендовала ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получил поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получил должность биржевого брокера.

В 1873 году Гоген женился на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. В 1874 году родился сын Эмиль, в 1877 — дочь Алина, в 1879 — сын Кловис, в 1881 — сын Жан-Рене, в 1883 — сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимала все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделялось мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционировал» картины, особенно импрессионистов, и понемногу писал их сам.

В 1873—1874 годах стали появляться его первые пейзажи, один из них выставлен в Салоне 1876 года. Гоген познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874 года, но их дружеские отношения завязались с 1878 года. Гоген был приглашён участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно стали воспринимать всерьёз и как художника. Он проводил лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где писал сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро познакомил Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега стал владельцем около десяти полотен Гогена, в том числе «Прекрасной Анжелы», «Женщины с плодом манго», или «Хина тефатоу».

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, оставляет жену и пятерых детей в Дании и вернулся в Париж в 1885 году.

В 1886—1890 годах Гоген почти всё время проводил в Понт-Авене (Бретань), где общался с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле[8]

Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния[8].

В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.

Испытывая с детства, проведённого в Перу, тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уехал на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году написал целых 80 полотен. После кратковременного (1893—1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уехал в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где взял себе в жены молодую таитянку и работал в полную силу: писал пейзажи, рассказы, работал журналистом. Там же и умер. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.

Известность и влияние
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

В честь Гогена назван кратер на Меркурии[9].

О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли — «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.

Галерея

Шьющая женщина (1880)

 

Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом (1888)

 

Кафе в Арле (1888)

 

Жёлтый Христос (1889)

 

Женщина с цветком (1891)

 

Дух мёртвых не дремлет (1892)

 

А, ты ревнуешь? (1892)

 

Женщина, держащая плод (1893)

 

Её звали Вайраумати (1893)

 

Забава злого духа (1894)

 

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? (1897—1898)

 

Больше никогда (1897)

 

Сбор плодов (1899)

 

Натюрморт с попугаями (1902)

Поль Гоген в кино
Ван Гог. На пороге вечности (реж. Джулиан Шнабель), в роли Гогена — Оскар Айзек
Дикарь / Гоген. В поисках рая (реж. Эдуард Делюк, 2017)
Жёлтый дом (реж. Крис Дурлахер, 2007)
Найденный рай (реж. Марио Андриччион, 2003), в главной роли — Кифер Сазерленд
Волк на пороге / Овири / Гоген, нищета у порога (реж. Хеннинг Карлсен, 1986) в главной роли — Дональд Сазерленд
Гоген: дикарь и гений (реж. Филдер Кук, 1980)
Жажда жизни (реж. Винсенте Миннелли, 1956)


Рецензии