Дело было в Рамасухе...
А ещё есть Крещение Руси, а ещё племён, людей...
А ещё есть одна примета: Аист приносит детей.
- А как это? - Вы спросите, а я отвечу Вам:
- А просто. Надо просто любить свою землю.
...Вот посмотрите на этот колодец что на фото. Обычный русский колодец коих много заброшено, детали рассыхаются, дно не чистят... Обычно пишут только об этом. Пишут и не дают главного ответа, а что это за рычаг и кто его придумал? Основные детали механизма: жОров (Брянский говор), он же журавль или жердь. На одном конце - бадья или цепье (чем цеплять, ведро), на другом - груз противовесом поднимаемому весу воды, который рассчитывается по глубине колодца и ёмкости бадьи... Один литр равен одному килограмму, то есть вода эталон веса. А ещё есть такая вода - эталоном воде! То есть очень чистая вода и даже голубая на цвет. Синин Колодец - старое название городища Брянщины, Колодезьки (в России и в Украине), а рядом Голубая Криница в Беларуси - в ней крестили племя радимичей. Эти термины будут встречаться по тексту, поэтому лучше узнать сразу. Жоров опирается на рассоху, видите вертикальную раму из дерева в два стола - такие часто встречаются в лесу, растёт дерево одним стволом, а потом смотришь - уже два... Очень крепкое получается и такое не сломать, а ещё рассоху зовут - баба. Не потому что она высохла, а просто наш язык претерпел изменения. Правильно: рамасуха, что со временем упрощено в звучании, а письменностью превращается в рассоха, и даже рек с таким именем Рассоха по России много, ниже есть примеры, после стихотворения. Но есть и одна река Рамасуха... На её берегах жили красивые девушки и сильные юноши, умелые рукодельницы и землепашцы, они чтили обычаи своих предков и все вещи называли ласково и с любовью. Колодец дошёл до нас в образе счастья. Имя его изменилось. Частое явление, это сегодня Дебрянск стал Брянском и Бранском (Беларусь), а тогда девушку величали дебрянка. И стали потомки называть колодец по одной всего детали - журавль. Журавль в небе очень красивое название. Колодец передал реке название, река дальше понесла свои воды. Сколько лет рекам никто не помнит, многие и многие тысячи. И всё это время они так и называются, как назвали их наши предки (за редким исключением), а всё потому, что названия рекам изменить очень сложно - они протекают по разным государствам. А механизм подъёма воды на берег стали применять по всей Европе и Азии. В засушливой Испании садовники поливали розы (журавль: ciconia - аисты), египтяне с помощью рычага из Нила брали воду для полива полей. И даже в библии описан случай, как одна девушка шла с водоносом... На территории современной России к воде, к источникам и родникам приписывали селения. А всё потому, что народ уже там жил. Тысячи лет, ещё при мамонтах жил себе и никогда не думал, что его будут делить как пирог... Так вот, течёт, например, река Иордань и слобода тебе - с тем же именем, а если Туросна, то и деревня - Туросна. Тур - это воин по-русски, помните: Буй-Тур был такой князь и брат его Игорь, а невестка Свобода... Он из этих мест родом. А потом пришло другое время и стала Туросна Казённой Туросной, а Иордань - Ардонью, род - Туровских остался, княжество исчезло, землю поделили на границы. И людей заодно разделили, и стали люди одного племени с разными национальностями и перестали понимать родичей. Конечно же это чепуха. Не изменилась вода за тысячи лет и колодец. Вода - это жизнь (крылатая фраза), из воды состоит человек, водой поливали, и пошло оно, и поехало: полив, поля и т.д. Кто прочитает сказку внимательно, тот сразу отгадает загадку, в чём было дело...
Дело было в Рамасухе,
пару тысяч лет тому,
у деревни, на холму
до умов ещё разрухе,
как на праздник Маковей,
говорят ещё, Медовый,
поползли такие слухи,
что от тех от сыновей,
с бодуна и медовухи
случай был один бедовый.
Может и, от дочерей,
от старухи до старухи,
за их случай непростой,
за их встречу у колодца,
чай не просто словно мухи,
или люди счастью глухи,
А живёт в народе песня.
Как-то раз с восходом солнца
мимо парень холостой,
и красавец хоть ты тресни!
Все подробности известны:
Мало, пить - она ему…
Потому как во все ухи…
Почему - по качану!
То свекруха до невестки,
то кума куме на чай,
то на праздник повсеместно,
нет и вспомнят за случай.
Подведут до журавля…
Вот и песня, люди, вся…
Он стоит живым укором:
Посмотрите ж на меня!
На виду, не за забором.
Вот такая вот… фигня.
Полюбуйтесь механизму!
Порадеют за отчизну,
да напишут на заметку.
Что б сказала ей соседка…
Приезжал учёных рой,
собрались они гурьбой,
подивились бабьей силе.
Пол села не опросили…
А что толку от науки,
чем заняться им от скуки?
С той поры стоит заброшен.
Один я был не опрошен…
Я не просто расскажу,
Вам примером о колодце…
Кто! - всю правду доложу,
Первым был землепроходцем.
…Однажды утром самарянка,
решила по воду сходить…
У ней скатёрка самобранка,
и бочка с дуба, чтоб налить,
и печка есть у самарянки,
и всяко разные горшки…
Трудилась дева спозаранку,
сушила травы, корешки.
Ходила на гору молиться,
что на излучине реки.
Вода холодная в Кринице!
А чуть пониже по теченью,
ведь предки ей не дураки,
чтобы по случаю жениться,
и золотому там сеченью,
да по велению руки,
омыть в душе свои грехи.
А и вообще, если за душу,
зачем же стыд туда мочить?
Да раз в году, кого ни слушай,
чтоб тело - чистить научить.
Повыше жили, не сорили,
в сухих песчаных берегах,
да рыбу вялили, сушили,
пахали землю на быках,
и на кобылах, всяко было.
Коптили мясо, пили взвар,
да молочко там от бурёнки,
а если надо на базар, -
то были струги и долблёнки,
на зиму сани с кошевой,
на лето всё… Да, боже мой!
Вся жизнь кипела на воде,
вокруг - леса, себе представить.
А в чугуне - на печку ставить,
и нет замков у них нигде.
Не в смысле зАмков, а запоров,
а потому и нету воров.
Замок на ключ и ключик в воду!
В какую б не было погоду
из родников черпали в дом,
на том устой стоял домашний,
да сруб на береге крутом…
И минул счастья день вчерашний,
И новый день сулит забот,
пошла девица, значит, наша
в раздумьях поиска хлопот…
Пошла дорожкой до Криницы,
колодец был недалеко,
не абы в руки вам Синицу,
а с журавлём совсем легко.
Берёшь за жоров на рассохе,
такая жердь, чего ж умней,
конец под небо и высокий,
на том конце - с бадьёй-цепней,
на этом - груз подвешен (вага),
и получается рычаг
(и от него пошла отвага),
а поднимаешь воду так,
она сама идёт как будто,
не надо ворота крутить.
Цепня - ведро и сразу пить,
если жара в башке-то мутно…
Чего мудрить, святое дело!
Туда-сюда и сотни раз,
без них деревня б овдовела,
пейзаж не радовал бы глаз…
Журавль на аиста похож,
что ходит-бродит по болоту
Лягушку вынь, да и положь,
детишкам тоже жрать охота.
И египтянин - для полива
на своём Ниле сделал так.
Садовник розу осчастливил.
Кому ж не нравится рычаг?
Такой рычаг любому нужен.
Но мы немножко отвлеклись.
Вода закончилась на ужин,
и мы за свежей собрались,
чтоб по утру и спозаранку,
сварить себе или скоту,
да мало ли на что дебрянке?
А солнце встало на жару.
Вела простую жизнь крестьянки,
Сама себе и бог, и царь.
А случай выпал самарянке,
а хоть абзац пиши в букварь.
Как предки, было, год от года
поводья лошади к столбу,
и вот идёт она по воду…
Качает вёдра на ходу…
Какая стать, какие бёдра!
Таких уж нет с того числа,
и коромысла не упомню,
и на каком плече несла…
Однако точно помню время,
Она молилась той Горе.
Не то что нынешнее племя,
и без числа в календаре…
Идёт и видит, прислонившись,
сидит у сруба человек,
в рубахе белой и вовек,
Вам не подумать, не напившись.
А помолившись, вопрошала:
"Если б подвинулись, о нет!
Совсем я Вам не возражала".
Перстом чела, ища ответ:
"Я вижу, путник издалёка,
а этот ладный механизм,
мне позволял со дна глубока…
О сударь, что Вы не каприз,
рычаг мне силы дарит кратно,
как наберу в бадью водицы.
Да мне б водицы и обратно,
ещё на гору преклониться…"
"…Чего срамиться, всё успеть,
подайте ж мне воды напиться.
Я расскажу, что делать впредь,
какой горе и как молиться…"
Стоял уж полдень в Божий дар.
Кто говорит: "Дай Мне испить,
то у Него б, - самой спросить!
и Он бы дал тебе живую,
освободил на век от жажды…"
Её ж из холода и в жар:
"Но как же ты её достанешь? "
Он дальше речь повёл такую:
"Не будешь жаждать ты вовек!
Сама источником предстанешь,
Воды святой текущей в вечность,
и всякий, пьющий воду сию,
то будь хоть скот, хоть человек,
а хоть звезда пути на млечном,
оценит сразу - кто миссия…"
В уме девицы промелькнуло,
А есть ли чем ему черпать?
И в сердце бедное кольнуло.
Самой бы легче мне достать…
Колодезь тёмен и глубок,
а у него… Вода?.. Живая?..
Пошёл по телу холодок,
как развязать клубок не зная…
…Перевела немного дух.
Рукой оправила косынку,
и пряди сбившихся волос,
налипший юбке белый пух,
чуть покосившись на тропинку…
А с виду вряд ли, водонос…
…Сверкнул на солнце журавель.
Как потрясли его слова…
С каких, откуда он земель?!
И кругом, кругом голова…
Он столько знает, много видел.
О сколько мыслей пронеслось!
И неожиданных событий,
увидеть деве довелось…
Он пил взахлёб не отрываясь,
Вода сочилась по устам,
по бороде и, окропляясь,
стекала в землю по усам…
Сводило зубы от студёной,
а он, к бадье припав - сырой,
питал свой мозг разгорячённый.
Бывает с нами так порой.
…Ужель, сама не цепенея,
в привычных девичьих руках,
цепню на свет явить не смея,
без разрешенья в облаках…
Взмолилась дева, как же можно?
Уже не молвив супротив.
Шептали губы осторожно,
Великий град Ерусалим…
Была взволнована до края,
и мысли разные вразнос…
Не знать о том… ещё вчера я…
Вся жизнь катилась под откос!
Рыжеволос, красив собою…
Он весть безумную принёс.
От баб бы не было отбою…
"А как зовут тебя? "
"Христос"
…Обсохли губы, в жар бросая,
из клети вырвалась душа,
сердечко стонет вопрошая,
с душою в пятках… хороша…
Как донесли до дому ноги,
поди не помнит и сама…
О всемогущие вы, боги!
Как чуть остыла голова:
"Ну это ж надо облениться!
Быть у воды и не напиться...
Сидеть и ждать пока нальют,
как в том еврейском анекдоте…"
…А журавля-то, раз качнут,
и раз там плюнуть, всей работе.
***
…Какой чудесный механизм!
Я у села Колодец Синин.
Мне греет душу аскетизм
изобретения в России…
…Уж этим рекам тыщи лет,
ни грек какой, ни египтянин,
когда бы щи хлебать лаптями
претендовали в белый свет,
тогда б они в тайге пожили,
скормили б жир на северах,
при мошкаре и комарах
в Сибирь бы тропы проложили…
К чему пишу, чего неволить.
Россоха - русская река,
от Красноярска ближе боле,
через столицы и века,
через предания глубокой,
седой и Брянской старины:
Одна река у русской доли.
Течёт себе в сосновый бор,
зачем нам "греческих" юдолий?
В картишки - явный перебор.
Если колодцы помним мы,
и имя речке - Рамасуха!
Давайте ближе ваше ушки,
читайте: Рама, дальше… суха?
Ну вот и сказ, о чём старушки,
как соберутся у стола,
все эти кумушки - за цепню…
Одной повязаны все цепью,
из одного росли ствола!
Зачем мы пО кругу толчёмся?
Уже и ступой не попасть.
Под лавкой кот лежит учёный,
мурлычет, так оно и есть.
Лакать и лаять - вся и честь.
А замуж выйти - не напасть.
Один прожорливый и слабый.
А где два дерева - там баба.
…Опоры точка! На рассохе,
и сам рычаг, что хобот жОров,
за будь здоров, такой усохнет,
девичьих сколько нежил взоров…
…О дайте, дайте мне опору!
Рассоху - бабу - механизм…
Соединю бадью и гору:
явлю Руси - эвдемонизм.
И как Вы тотчас догадались,
что Рамасуха… на Руси!
Мы в ней детишками купались,
а жОров - Севск кого спроси.
Росли прожорливы и чутки,
Руси источник сберегли.
Проходят мимо гуси, утки,
а хоть и путник вдаль пылит…
И всем история понятна.
Она приятна ещё тем,
что не расти мы в нищете,
она бы не была так свята.
Ну вот, ребята, и конец.
С дебрянкой жаль мне расставаться,
Не перестану удивляться,
О сколько таинств у земли!
И вглубь уложенный венец,
и отражение звезды…
Вода хрустальной чистоты,
за просто так, не за рубли.
А если русским стал колодец,
то тут бы мысль не упустить!
Явись на свет землепроходец,
то сразу начал он и пить…
О сколько их, Рассох безвестных,
Великим рекам дали жизнь.
Вполне упомнить бы уместно,
И перечислить… Отзовись…
Со дна колодца гулким эхом,
Тебе откликнись по-испански,
Ох, этот аист, жди успеха!
Или шадоф, по-египтянски…
…И это верная примета:
Детишек - аист принесёт.
Садовник - розы тем же летом.
И только Бог тебя спасёт,
если ты сам не оплошаешь.
Всмотрись на самое на дно,
лицо увидишь там одно.
И отражение узнаешь.
Читаешь землю по слогам,
идёшь с сумой или котомкой:
Она - исписана потомкам,
от предков тысячами нам.
Умом - сегодня не объять,
что знали деды и старухи.
У журавля какая стать!
Какая грация рассухи…
*Колодезьки - Колодески - Колодезки - село Стародубского района Брянской области, Житомирской области...
*Синий Колодец (Синий Колодезь) – село Новозыбковского района Брянской области
* Примерно в 5 км от села Летяхи, Красногорский район Брянской области, в лесу, расположен почитаемый источник «Синий колодец»
* Голубая криница в Беларуси - рядом Красногорский район Брянской области России - самый большой родник на территории Беларуси. Вода этого источника считается эталоном чистоты подземных вод Беларуси. «Синий Колодец» был главным святилищем радимичей - славянского племени, которое жило на этой территории. Здесь стояли изваяния древних богов, здесь им поклонялись наши предки ( http://kraism.by/dostoyanie/14859-siniy-kolodec.html.). По преданиям, именно с Голубой криницей связано крещение радимичей. Случилось это после боя радимичей с войском князя Владимира в 984 году на легендарной реке Пищань (сейчас это река Песчанка, которая находится в нескольких километрах от Славгорода).
День памяти (в народе «Макаўе») празднуется 14 августа. В этот же день отмечается и «медовый» или «маковый» Спас, день памяти Крещения Руси.
*эвдемонизм - пик счастья или бред сивого мерина - учёного света, то есть…
*Колодец-журавль (колодезный журавль) — колодец с особой разновидностью подъёмного механизма, называемой журавлём. Представляет собой толстую жердь (журавль) на рассохе (бабе) у колодца, с бадьёй или цепней на одном конце и грузом на другом.
*До XVIII века было жеравль или жоравль, перешедшее в журавль, журавель... В русском языке имеет диалектальные формы: жОров (Севские говоры Брянщины), с ударением на первый слог…
*Испанские садовники использовали его в VI веке и называли ciconia: аисты (русск), щъркел(болг) - напоминает саркел (веха)
*Шадуф или шадоф - форма колодца-журавля, применяли древние египтяне для орошения полей.
*река Рамасуха и посёлок Рамасуха в Почепском районе Брянской области России.
*Рассоха — река в России, протекает в Волховском районе Ленинградской области. Правый приток реки Полона, бассейн Сяси.
*Рассо;ха — река в Рузском городском округе Московской области России. Исток — у деревни Подолы, на границе Истринского района и Рузского ...
*Рассоха — река в Красноярском крае на северо-западе Восточной Сибири.
*Рассоха — река в Якутии, левый приток реки Ясачная.
* Иисус и самарянка. Детская Библия.
…Был полдень. Одна самарянка пришла почерпнуть воды из колодезя. Иисус сказал ей:
"Дай Мне пить". Женщина удивилась и ответила: "Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?... Иисус сказал ей в ответ: ""Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую"". Женщина говорит Ему: ""Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?…"" Иисус сказал ей в ответ: ""Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную"". Иисус и самарянка
© Библия Онлайн, 2003-2020.
* вага - ваг/важ (увага, уважение, внимание), вес, мера веса - талан и пр.
Фото: Автор: Vmenkov - собственная работа.
19.01.2020 г. СПБ
Свидетельство о публикации №120011906273