Книжная полка. 3 Е. Некрасова. Калечина-малечина
На проекте "Книжная полка" встречаются люди и книги, люди и размышления, но главное - общаются читатели и будущие читатели.
Зима- время для интересных книг.
Сегодня АНТОН ФЛАЙ поделится впечатлениями о прочитанной книге Евгении Некрасовой "Калечина-малечина".
«Калечина-малечина» - новый бестселлер, он ворвался в литературу, покорил читателей и критиков, попал в короткие списки премий “НОС”, “Национальный бестселлер” и “Большая книга”. Я никогда не был ханжой, но могу сказать однозначно, мне жаль и критиков и читателей, которые потратили свое время и часть души на эту книгу.
И меня жаль, вплоть до того, что хочется сшить куклу Вуду из заблудившегося носка и направить ее на расправу со своими врагами. Оказывается, такой метод — единственно правильный нынче, если роман так всем понравился.
Начну по порядку излагать свои аргументы.
Язык повествования витиеватый, необычный и вязкий. Зачем детей называть на протяжении всей книги «невыросшие», а взрослых «выросшие»? Я не нахожу в этом никакого умного, потайного авторского хода. Все герои — и взрослые, и дети, редкостные негодяи, потому можно было и не писать о них как о «невыросших» и «выросших», заставляя читателя спотыкаться.
Главная героиня — Катя, у нее проблемы аутического спектра, которые не видны родителям, учителям и одноклассникам, но видны нормальным читателям. Окружающие видят умственную отсталость ребенка, и только.
У Кати колтун в волосах, она не может делать элементарные мыслительные операции, варежку на уроке трудов вяжет месяц, не понимает смысла прочитанного в учебнике. Ничем не интересуется: не рисует, не читает, не слушает музыку, не играет в куклы, не смотрит телевизор. Она только качается на качелях во дворе, пока ее не прогонят. Ни кота, ни собаки, ни хомяка.
У нее есть родители, которые живут своей несчастливой жизнью, обеспечивая ребенку лишь питание и кров. Они ежедневно уезжают в город на заработки, оставляя полуголодного и не согретого любовью, запуганного ребенка в одиночестве.
Она живет в мире с хулиганами-одноклассниками, педофилами-взрослыми и садистами-учителями. Подруга ее предает, дети над ней издеваются.
Большую часть книги ты исследуешь унылый ужас ее жизни и понимаешь, что это страшно, но... не интересно. Вот «Чучело» - это интересно, это глубоко, это на многие десятилетия. И на каждой странице «Калечиной-малечиной» повторяется по три раза присказка героини «Катя катится-колошматится». Вспоминаю чернушный фильм «Волчок», в котором девочка положила ёжика на рельсы, его переехал поезд, а она идет домой и твердит: «И не нужны мне никакие ёжики даже», потому что на маму обиделась.
Я не хочу в девяностые, я не хочу чернухи! Дайте мне надежду, авторы Нацбестов! Нет, говорят они мне, и во второй части книги появляется Кикимора, живущая за плитой на кухне. Девочка сунула голову в плиту, чтобы покончить свою жизнь, на это ее ума хватило, но Кикимора говорит ей: «Будь спок, щас наладим всё». И варежка связалась, и подружка пожалела о своей подлости, и мальчика-хулигана машиной сбило, и дядьку-педофила кондратий хватил. Все умерли, ура!
Вообще, можно Кикимору и не придумывать, автомат Калашникова намного эффективнее действует с 1947 года и книгу не надо писать, достаточно будет уголовной хроники в три строки.
У Стивена Кинга есть «Кэрри», там тоже все умерли. Сначала издевались над подростком, а потом — перестали. Есть роман «Ярость», о том же. Что отличает от книги Некрасовой? Читать интересно, а не трупнину жевать, ни одной новой мысли в «Калечине -малечине» я не прочел. Откуда эти восторги? Классику жанра не читали? Печально все это.
Конец книги напоминает как раз саму уголовную хронику: все смято, скомкано, сухо перечисляются факты. Сказка закончилась, и автор, усталый от беспросветности бытия к концу книги закруглился.
В чем секрет успеха? Окончть сценарный факультет Московской школы нового кино (МШНК), издать книгу в известном издательстве «АСТ, редакция Елены Шубиной», наладить массовую рассылку баннеров на сайты, организовать пиар-компанию, кричать со страниц каждого издания об этой книге. Ура — известность обеспечена.
Можете меня бить, но я скажу в конце своего эссе вот о чем.
В № 9 за 2019 г. журнала «Сибирские огни» вышла повесть нашего Мышалета «Сами вы жертвы!» Так вот, книга примерно о тех же проблемах подростка, что в «Калечиной-малечиной». Только написана она живо, без чернухи, прекрасным языком, грустно и смешно. О девочке, которая не нужна неблагополучному отцу и благополучной матери, занявшейся устройством своей личной жизни.
О девочке, пережившей нападение педофила, уголовный процесс, переставшей верить взрослым, ставшей объектом ненормального внимания СМИ и жителей города. О том, как она возвращается в нормальную детскую жизнь благодаря любви и дружбе, бескорыстной помощи простых людей, важному делу, в котором находит себя. Светлая, добрая повесть, после которой хочется жить.
Но премии за такие книги не дают.
Свидетельство о публикации №120011903038
Книгу не читала и, спасибо Антону, теперь читать уж точно не буду, жалко тратить на такую, с позволения сказать, литературу своё время.
Остаётся только вопрос: какие такие умы возводят подобные книги в ранг бестселлеров и выдают им призы и гранты? То есть - "А судьи кто?"(c)
А вот повесть "Сами вы жертвы!" - это действительно настоящая литература!
Просто мечтаю, чтобы на ТАКИХ произведениях росли и воспитывались наши дети.
Антон, спасибо)))
Мари Полякова 20.01.2020 10:22 Заявить о нарушении