Реформы ваши - всё пустое

РЕФОРМЫ ВАШИ – ВСЁ ПУСТОЕ

Реформы ваши – всё пустое,
Жизнь не наладится в стране.
Верните право крепостное,
И деревеньку дайте мне!
 
Возьму китайцами, пожалуй,
Четыреста здоровых (?) душ.
И над языческой державой
Прольётся благодатный душ.

И будем царствовать с любовью
(И будет каждому – почёт!),
Договорившись меж собою –
Кому и сколько, и почём.

17 января 2020 г.


Рецензии
И какой же русский не любит быстрой езды?
Н. В. Гоголь

Нина Павлова, быль (в сокращении)

Это было время становления демократии. Колхозы разваливались, и лошадей сдавали на мясо или бросали на произвол судьбы. Жуткое было зрелище – бредущие вдоль шоссе бесхозные кони…

Словом, жеребёнка-доходягу охотно отдали монастырю. И вырос конь-красавец, могучий тяжеловес и общий баловень Коська. Чего только не вытворял хитрюга Коська, когда Трофим объезжал жеребца. Коська валился на спину, пытаясь сбросить седло, и угрожающе вставал на дыбы, но инок сидел на коне как влитой…

Бывало, летит Трофим на коне через луг, а мы заворожённо смотрим вслед летящему над землёй иноходцу.



Словом, Коська был конём иконописной красы и мог бы, наверно, отличиться в битвах. Но всем нам выпала иная участь – трудиться, чтобы восстала из руин разорённая Оптина. Ведь в годы гонений разрушили не только храмы, но и монастырское землепашество с его тонкой системой ирригации. Лишь старики ещё помнили, как тянулись вдоль Жиздры знаменитые монастырские огороды, где помидоры вызревали в таком изобилии, что их раздавали всем желающим. Теперь на месте былых огородов было дурно пахнущее полуболото. На костромском диалекте такую землю называют «обидище» – от обиды на то, что ни к чему не пригодна эта земля: и не пашня, и не пастбище, и даже не болото, на котором хоть клюкву можно собирать.

Трактор по «обидищу» не пройдёт – топко. Даже пахарь полуболото не осилит, если это не пахарь-богатырь Трофим и не конь-богатырь Коська.

Много лет прошло после убийства новомученика Трофима, а ярко помнится и поныне, как стоят на ветру инок и Коська…



Трофим долго молится, повернувшись лицом к востоку, а ветер треплет его светлые волосы и взвивает гриву коня. Потом, перекрестившись, он берётся за плуг. А земля такая тяжёлая, что издали кажется – конь и пахарь уже ползком ползут по земле.

Коська припадает на колени и сильно тянет шею вперёд, а инок Трофим лежит грудью на плуге, упираясь в землю носками сапог.

Теперь здесь снова растут помидоры, розы, капуста и огурцы.

О розах надо сказать особо. Как только в монастыре появилась первая клумба, то обнаружилось: Коська, как барышня, любит цветы. Нет, он их не ел – нюхал. С шумом понюхает одну розу, другую, да и в восторге вытопчет всё…




Была у Коськи и другая особенность, из-за которой его запрещалось выпускать в город. Что за особенность, я не знала, пока не испытала её на себе. А дело было так. В ответ на горбачёвский сухой закон, когда из магазинов исчезло спиртное, механизаторы ответили своим законом, установив таксу за вспашку огорода – две бутылки водки. Весенняя вспашка превращалась теперь в оргию…



И тогда в Оптиной пустыни благословили православных не брать греха на душу, расплачиваясь спиртным. Но нет водки – нет вспашки. И мой огород остался не только невспаханным, но и запертым со всех сторон пахотой на огородах соседей. На тракторе теперь к нему было не подъехать, а 25 соток под лопату не поднять.

И тогда в Оптиной пустыни благословили инока Иоанна вспахать на лошади мой огород. Погрузили мы в телегу плуг и борону, но только выехали на шоссе, как Коська обиделся на обогнавший его «Мерседес». Рванул вперёд и обогнал «мерина». Тут уже оскорбился хозяин «мерса»: как это деревенский коняшка смеет обогнать его?

И началась гонка со сменой лидеров – то Коська вырвется вперёд, то «Мерседес». Азарт был такой, что в гонку тут же включились другие машины – и огромный «Икарус», и букашка «Ока». Коська мчался как вихрь, а нас швыряло по телеге, ударяя о зубья бороны и плуг. На крутом вираже едва не опрокинулись – натерпелись страху сполна.

Победа в гонке досталась, увы, «Мерседесу».

Зато старики в нашей деревне признали безусловное преимущество коня. Что техника с её бензиновой гарью? После тракторов мертвеет земля – они калечат и плющат почву, а в ней живёт свой полезный народ. Вон дождевых червей почти не стало, а от них плодоносит и дышит земля. Нет, после лошадки урожай богаче! И мне понравилось под лошадь картошку сажать. Это быстро и весело – стоим шеренгой вдоль поля с вёдрами картошки, а Коська прокладывает борозду. Теперь не зевай – успевай выкладывать картошку, ибо Коська шагает резво.


Посадили картошку и сели обедать, привязав Коську за кол в саду. Возле яблонь на клумбе цвели тюльпаны, и Коська, выдернув кол, устремился к ним. Выхожу и вижу – пропала клумба. Коська катается на спине по цветнику и дрыгает ногами от избытка блаженства: весна, тюльпаны, восторг, красота! Обозвала я Коську скотиной, отругав заодно и себя: ну, кто же привязывает жеребца за колышек? Да он не то что кол – автомобиль сдёрнет с места, если его привязать к нему.


Жеребец был настолько могучий, что однажды любознательные паломники, возившие на ток зерно, решили испытать его. Погрузили на телегу пятьдесят мешков пшеницы, потом восемьдесят, а Коська легко и играючи везёт. Возможно, Коська и установил бы выдающийся рекорд, но тут появился отец наместник и затейники мигом прикинулись исихастами, погружёнными в безмолвие и молитву.



Долгие годы трудился Коська в монастыре, а потом состарился и стал болеть. Ветеринар, осмотрев Коську, вынес вердикт: надо сдать «старика» на мясо, тем более что для производства сервелата требуется конина.


– Я тоже старый, – сказал отец наместник. – И меня, выходит, на сервелат?


Коську отправили было на пенсию, но его выпросил у монастыря многодетный отец, пояснив, что работы для лошади в его хозяйстве немного, да вот сынишки мечтают о коне. Словом, Коська опять осёдлан, и мальчики XXI века подражают воинам Древней Руси.

Марина Сергеева-Новоскольцева   21.06.2023 03:02     Заявить о нарушении
Паломник с Востока, конюшня

В Оптиной пустыни несколько месяцев жил паломник казах, поражавший вот какой странностью. При виде любого священника он молниеносно бросался к нему и, распростёршись ниц на полу, припадал лицом к его ногам. Батюшки каждый раз поднимали его с пола и всячески урезонивали, но ничего не помогало. От встреч с казахом уже стали уклоняться. Во всяком случае, вспоминается такое. Молодой иеромонах вышел из храма и, опасливо оглядевшись, нет ли поблизости странного паломника, спокойно пошёл к себе в келью. И вдруг из-за дерева к нему метнулся казах и, распластавшись в пыли крестообразно, в каком-то священном ужасе припал к его ногам.

Почему он так делает, никто не знал, а понять хотелось.

– Может, у них на Востоке так принято? – говорили паломники из Рязани, незнакомые с нынешней цивилизованной Азией. – Восток – дело тонкое.

А смуглолицый казах идеально вписывался в этот псевдовосточный лубок. Послушание он нёс тогда на конюшне. И когда этот сын Востока как влитой сидел на коне, то оживали в памяти картины истории: бескрайняя степь, орда Чингисхана и кочевник, целующий туфлю повелителя. Словом, тут являло себя то лукавство человеческого разума, когда, не в силах объяснить необъяснимое, мы подгоняем ответ под вопрос.

Только позже стало известно: в монастырь приезжал по-европейски образованный казахский писатель.

А попал он в Оптину так. Писатель сильно осуждал их приходского священника, попавшего тогда в больницу, а там – на операционный стол.

Именно в тот день и час, когда оперировали священника, писателю в поликлинике удаляли зуб. Сделали ему обезболивающий укол, а дальше писатель ничего не помнил. Душа его отделилась от тела и попала в область адского ужаса. Здесь ему явился преподобный Амвросий Оптинский и грозно обличил за осуждение священства. Очнулся писатель уже в реанимации и объявил жене и детям, что душа его в аду, а это такая невыносимая пытка, что он уходит в монастырь навсегда.

Он действительно приехал в Оптину с решимостью остаться здесь навсегда, отмаливая свой грех в каком-то горячечном, безудержном покаянии. Но у писателя были дома малые дети, и после долгих уговоров его убедили вернуться в семью. Уезжал он из монастыря с неохотой.

Но вот вопрос, не оставляющий меня с той поры: какой же ужас переживает душа на мытарствах, если этот европейски образованный человек повергался в пыль и прах перед каждым иереем? Земным рассудком этот ужас не понять. А мы-то по бесстрашию осуждаем.

Марина Сергеева-Новоскольцева   21.06.2023 03:04   Заявить о нарушении
ВН, 2019

МОЙ ЛЮБИМЫЙ – АНГЕЛ!
  М.

Я помню свет небесный. В нём я жил
Всей полнотой и сам был частью света...

Ещё не благодать, но что-то
Похожее на благодать
Погладит душу – жить охота (!)
И Португалию догнать.

Да только – санкции и климат,
Дожди, вожди et cetera,
Последнее в бюджет изымут.
Но голь на выдумки хитра!

Оставив тех, в унынье ветхом,
Кто сам определил свой путь,
Я снова стану человеком,
А может ангелом. Чуть-чуть.
 

Валерий Новоскольцев   21.06.2023 03:29   Заявить о нарушении
М, в 19 лет

В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ ЖИВЁТ БОГ

В каждой женщине живёт Бог.
В неприкрытой наготе лет
У Божественных стою ног
И не смею целовать след.

В ненебесной чистоте черт
Годы годам не ведут счёт.
Двусвечовый огневой свет
Самый страшный зажигал чёрт.

– Берегитесь! – не вино, кровь!
К небесам взлетит шальной лес.
Сердце – птицей, а стрелой – бровь.
В каждой женщине живёт бес.

Только волку не всегда – выть,
А огарочку не всё – тлеть.
Мне б от боли у Креста стыть
И на кручи – соловьём петь!

На коня, и по степи – влёт,
Чтоб не чувствовать полёт верст,
Чтобы там, где камень и лёд,
Был начертан и горел Крест.

Чтоб не кровь, но полыхал дух
Белым факельным столпом вверх!
И желалось бы одно – Бог,
И страшило бы одно –  грех.

Марина Сергеева-Новоскольцева   21.06.2023 11:57   Заявить о нарушении
желаем всем вечного спасения
здоровья и благополучия 🌷

Валерий 💫💫 Марина

Валерий Новоскольцев   21.06.2023 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.