Сенека
Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой, и над ними одинакова власть фортуны.
Мне смешны те, кто гнушается сесть за стол с рабом – и почему? Только потому, что спесивая привычка окружила обедающего хозяина толпой стоящих рабов! Он ест больше, чем может, в непомерной жадности отягощает раздутый живот, до того отвыкший от своего дела, что ему труднее освободиться от еды, чем вместить ее.
А несчастным рабам нельзя раскрыть рот, даже чтобы сказать слово. Розга укрощает малейший шепот, даже случайно кашлянувший, чихнувший, икнувший не избавлен от порки: страданьем искупается малейшее нарушение тишины. Так и простаивают они целыми ночами, молча и не евши.
Из-за этого и говорят о хозяевах те, кому при хозяевах говорить запрещается. Зато другие, кому можно перемолвиться словом не только при хозяине, но и с ним самим, кому не затыкали рта, готовы бывали за хозяина подставить голову под меч, принять на себя близкую опасность. За столом они говорили, под пыткой молчали.
Часто повторяют бесстыдную пословицу: «Сколько рабов, столько врагов». Они нам не враги – мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности, но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами. Мы возлежим за столом, а из них один подтирает плевки, другой, согнувшись, собирает оброненные пьяными объедки, третий разрезает дорогую птицу и уверенными движениями умелых рук членит на доли то грудку, то гузку. Несчастен живущий только ради того, чтобы по правилам резать откормленную птицу, но тот, кто обучает этому ради собственного удовольствия, более жалок, чем обучающийся по необходимости.
А этот – виночерпий в женском уборе – воюет с возрастом, не имеет права выйти из отрочества, снова в него загоняемый; годный уже в солдаты, он гладок, так как стирает все волоски пемзой или вовсе выщипывает их; он не спит целыми ночами, деля их между пьянством и похотью хозяина, в спальне – мужчина, в столовой – мальчик.
А тот несчастный, назначенный цензором над гостями, стоит и высматривает, кто лестью и невоздержностью в речах или в еде заслужит приглашения на завтра. Вспомни о тех, на ком лежит закупка снеди, кто до тонкости знает хозяйский вкус: какая еда раздразнит его запахом, какая понравится на вид, какая своей новизной пробудит убитый тошнотой голод, на что он, пресытившись, не может смотреть и чего ему сегодня хочется. И с ними он не в силах пообедать, считая, что унизит свое величие, если сядет за стол с рабом. Великие боги!
А сколько людей служит хозяевам, вышедшим из рабов! Я видел, как хозяин стоял у порога Каллиста, и когда другие входили, он, когда-то повесивший на Каллиста объявление, выводивший его на продажу среди негодных рабов, не был допущен. Раб, выброшенный в первую десятку, на которой глашатай пробует голос, отблагодарил хозяина сполна, отказав ему и не сочтя его достойным войти в дом. Хозяин продал Каллиста; но Каллист хозяину продал куда больше.
Изволь-ка подумать: разве он, кого ты зовешь своим рабом, не родился от того же семени, не ходит под тем же небом, не дышит, как ты, не живет, как ты, не умирает, как ты? Равным образом и ты мог бы видеть его свободнорожденным, и он тебя – рабом. Когда разбит был Вар, фортуна унизила многих блестящих по рождению, готовых через военную службу войти в сенат: одних она сделала пастухами, других – сторожами при хижинах. Вот и презирай человека того состояния, в которое ты сам, покуда презираешь его, можешь перейти.
Я не хочу заниматься этим чересчур обширным предметом и рассуждать насчет обращения с рабами, с которыми мы так надменны, жестоки и сварливы. Но вот общая суть моих советов: обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше. Вспомнив, как много власти дано тебе над рабом, вспомни, что столько же власти над тобою у твоего господина. – «Но надо мною господина нет!» – Ты еще молод; а там, глядишь, и будет. Разве ты не знаешь, в каких летах попала в рабство Гекуба, в каких – Крез, и мать Дария, и Платон, и Диоген?..
..........................»
_________________________«Нравственные письма к Луцию» Луций Анней СЕНЕКА
Всегда и в каждом видел человека.
Не по рожденью чтил он благородство.
Мудрец всем мудрецам, Луций Сенека.
Не принимал гордыню, и юродство.
Провозглашал и равенство, и братство.
... Не поклонялся злату, серебру.
А рабство презирал, как святотатство.
И верил, что возможно быть добру.
... Он говорил понятно и доступно.
О том, что важно в жизни и что нет.
Что тратить время попусту - преступно.
И мудрость говорил он - это свет,
к которому стремленье человека.
... Наивысший смысл рождения его.
Мудрец всем мудрецам, Луций Сенека.
Не ускользало в общем ничего.
От проницательности его взгляда.
Он чувствовал... и видел мир насквозь.
... И говорил развитию - преграда,
что люди предпочли быть всегда врозь.
Но, если б все могли объединиться,
и вместе к совершенству путь искать.
Была бы сказка здесь, что ни присниться,
той сказке... и пером не описать.
О, если б только люди во всём мире,
постичь его всю мудрость ту могли.
Насколько б стали души сразу шире.
... И каждый уголок родной земли,
любому был бы просто-просто домом.
И нечего бы было всем делить.
Младенцу в нём и старику седому,
так было бы прекрасно - просто жить.
Уверена... философ этот - ГЕНИЙ!
Над всем, что он сказал, теперь корплю.
Так много было в жизни увлечений.
... ЕГО ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБЛЮ!
16.01.2020
Фото из интернета, спасибо автору.
Свидетельство о публикации №120011601208
И верю: клинопись Ацтеков
Сумеете как ипотеку
С сознаньем права разложить.
Все Ваши выводы: как солнце,
Как семя, вспашка и любовь,
Да только есть другая зона
Где сонм бесчестий- боль и кровь.
Реалий миг не совершенен-
Пороки жизни это яд
И потому бог всей вселенной
Предусмотрел нам- рай и ад.
Анна, восхищаюсь Вашей философской поэзией, глубиной мыслей, характеризующей наш очень не простой человеческий мир! С почтением Николай
Николай Чечулин 2 02.11.2020 16:55 Заявить о нарушении