Катастрофа украинского самолета в Иране. Часть 4

        Ну   все   социальные   сети   сейчас   заполнены   рассуждениями   о   том,   что  следовало   бы   задаться вопросом   об   уровне   военной   компетенции   ПВО   Ирана,   если   даже   их   президент  Х. Роухани   назвал  это «непростительной    ошибкой»,   превратив   все   предположения   в   довольно   тревожную   истину.  Показательна   статья   итальянца   Энрико   Ферроне,  который   пишет,   что   в   тот   день разворачивался   сценарий   настоящих   военных   действий  - ночью   с   иранских   военных   баз   было   запущено   около   40 ракет   «земля-земля»  по   американской   военной базе   в   Айн-аль-Асад,   в   западной   пустыне   Анбар,   и   по   расположенному в   иракском   Курдистане   Эрбилу  (где   находился  и   итальянский   контингент).  Это   были   одноступенчатые   твердотопливные   ракеты   «Фатех 110».    Иранская   военная операция   была   частью   ответных   мер,   последовавших за   убийством     генерала   Корпуса   стражей   исламской   революции,   Касема   Сулеймани.  Пострадал   из-за  этого  «Боинг 737-800»   c   бортовым   номером   UR-PSR,   направлявшийся   в   Киев,   который   взорвался    всего   через   несколько   минут  после  вылета  из   аэропорта   Хомейни   в   Тегеране.   На   борту  было   167   пассажиров.  Все   пассажиры  и   все   девять   членов   экипажа   погибли.  Каким   парадоксальным  образом   гражданский   самолет   по-дилетантски   был   принят   за   военный,   обладающий   совершенно   иными   опознавательными   признаками?...
        Представляется   необходимым    проанализировать   некоторые   моменты   не   только   в   связи   с   трагичностью произошедшего,   но   и   в   связи   со   всеми   загадочными   составляющими   этой   ужасной   и   полной   вопросов  истории.  Скорее   всей   правды   мы   никогда   не  узнаем,   но   попытаемся   взвесить    все   доступные   нам   факты,   начиная   с   того,   как   должно   было   бы   быть...   и   почему  всё   пошло   не   так...     Самолёт   получает   разрешение   на  вылет   и   начинает   взлёт   с   ВПП   по   выделенному   ему   коридору   отхода  от   аэродрома.  Включены   бортовые   навигационные   и   габаритные   огни   и   транспондер   (радиоответчик)   самолёта,   где   отображается   на обычном   радаре  вся  информация   0   полёте,   включая   данные     по   какому   курсу   летит,  кто  летит  (номер  борта  и   тип   борта),  откуда    и   куда,  данные    о   высоте   и  скорости   полёта…    У    транспондера   нет   шифрования,  это   просто   всем    доступная   “оповещалка”.   Он   и    нужен   в   основном    диспетчерам   “вышек”  и    зональных   центров  (отвечающих,    чтобы   самолеты   не   столкнулись  друг   с   другом   в   воздухе).    Все   его   данные     (с   ADS-B-приемников)   в   реальном   времени   автоматически    отображаются     и   на   Flightradarе .   И   хотя   Flightradar  и   транспондер   самолёта   работают   на   частотах  1090 МГц.  а   например, РЛС  ЗРК  «Тор-М1»  работает   на   частотах   выше   3  ГГц.,   оператор      ЗРК   видит  всю   информацию,  и   предполагается,   что   при   обнаружении   цели   он  смотрит   её   номер   рейса   и   (в  случае  успешного   считывания)   начинает   по   таблице   проверять,   должен  ли  рейс   с   таким   номером   находиться   в   этом   районе.  При   необходимости   выходит   на   связь   с   диспетчерским   пунктом   аэропорта.   Давайте   не   будем   забывать,  что   всё   это  происходило   в   тот   момент,   когда     почти   все   страны,   как   только   обострился   конфликт   между   Ираном  и   США   ограничили   полёты   своей   гражданской   авиации  в  районе   конфликта.   И   только   украинский    самолёт   взлетал   через   полтора   часа   после  отмены   воздушной   тревоги,     когда  иранские   системы   ПВО   были   приведены   в   высшую   степень     боевой   готовности   в   ожидании   ответного   удара    (американцы   объявили   что они   уже   выбрали   52   цели  и   будут   их   незамедлительно  бомбить.  А   американский   Сенат  объявил,  что   разрушение культурных  объектов  Ирана   отныне   военным преступлением   не   является).   Не   забывайте,  что   самолёт  летел   вне   графика  - была   задержка   рейса   (причем   вполне   возможно   преднамеренная).  Исходя    из     нехватки  систем   обмена   информацией,   скорее  всего,   ЗРК   на   своем   радаре   не   имел   информации   о   том,   что   расписание   изменилось   и   что   вот   эта   цель вылетает   по   измененному   плану  полётов  законно. Официально   было   заявлено  -   задержка   из-за   перегруза   багажа  по   команде   КВСа   украинского   Боинга…  Более   интересно,   что   два   пассажира   (граждане   Украины),   зарегистрировавшиеся   и   сдавшие   багаж,  не   полетели.  Канадца,   на   рейс  просто  не   допустили   -  что-то  было   неверно   с   оформлением   билетов.   Полетела   его   жена    Roja   Azadian,   канадка    (судя   по   фамилии,   иранского  происхождения,   как   и  большинство   “канадцев”   на   борту).  Жена   полетела   одна…  и    погибла…   В   это   время   иранские   военные    засекли   в   20   км.   от   Тегерана    несколько   беспилотников    США  -   “MQ-1 Predator” ,   с   такого   был   взорван   автомобиль   иранского   генерала   КСИР    К.   Сулеймани,   причём   так   точно,   что   его   удалось   опознать   только   по   перстню   на   оторванной   руке.   Затем   один   из   беспилотников   и   был   обнаружен   (надо   понимать   сбитым)   в   районе   катастрофы.  В  это  время   в   воздухе   на   границе   с   воздушным пространством  Ирана   была   существенная   группировка   американских   истребителей   F-35.  По    границе   Ирана   с   Ираком   повсеместно   была   зафиксировано   применения  РЭБ   из   вне.   (РЭБ –   разновидность   “Радиоэлектронной   борьбы”,   в   ходе   которой   осуществляется   воздействие радиоизлучениями   /радиопомехами/   на   радиоэлектронные   средства   систем   управления   и   связи  противника).   Да,   от   Тегерана   до   границы   с   Ираком   где-то   500  км.,   но   средства   РЭБ   могут   быть   и   мобильными   (на   легковых   автомобилях),   и    в   контейнерах   (заложенных   ранее   и   работающие   по   заданной   программе),   и   на   беспилотниках.    И   если   ставились   помехи   (хоть   раздельно   на   транспондер   самолёта,   или   только   на   “запросчик   УВД”   боевого     ЗРК  «Тор-М1»,   то   оператор   комплекса   перестаёт    получать достоверную   информацию  (Flightradar   отметку  может   видеть    правильно,  а   иранское   ПВО – нет).  По  нормальной   схеме   Сигнатура    радар-детектора   от   громадного   Боинга     и    от   многократно   меньшей   крылатой   ракеты   несопоставимые  -  поверхность   отражения   (в  части  эффективной  поверхности  рассеивания), отличается   как  слон  от  мухи,  но   при   постановке   помех  -   на   радаре   невозможно отличить   один  самолет   от   другого,  а  также   гражданский   борт  от   ракеты.  А   метка   у   оператора   комплекса    ЗРК   могла   отображаться   не   как   конкретный самолёт,  а   как   "неопознанный  летающий   объект".  Помеха на   то  и   помеха,  что  забивает   эфир   в   нужных   спектрах.   Определить   направление   точечного   источника можно,  но   дистанцию   уже   нет,   а   если   действовала группировка   установок   РЭБ  -   то  выявить   их   и   обезвредить   не  представлялось   возможным.  Кстати, наличие   включенного   транспондера   вовсе   не гарантирует   то,   что   цель - гражданский  самолет. С транспондерами   работают  гражданские   службы,  которые передают  соответствующую    информацию   военным.   А   военные   имеют  дело  только  со  своей  государственной системой    госопознавания…
          До того,  как  самолет  был  сбит – на   борту   что-то произошло.   Что-то,   что   заставило   его   резко  изменить   курс,  направив   борт    на   секретную     ракетную     базу   «Малард»,    разорвать   радиоконтакт   с   диспетчерскими   службами,   в   6-15   (через   три   минуты   после   взлёта)  отключить   транспондер,   не   отвечать   на   запрос   оператора   иранских   ПВО...  Одномоментно     в   районе   аэропорта   пропали   все   виды   связи.   Можно   немного   и   пофантазировать  (не   стесняясь   даже   фантастических   вариантов)...   -   Украинский   экипаж   мог   самостоятельно   отключить,   или   перевести   бортовой   транспондер   в   режим  транслирования     некорректной  информации,  или   на   самом   борту   была   включена   “СВЧ  глушилка”.  А  если   в   районе   аэропорта    “болталось”   ещё   что-то   (типа  “MQ-1 Predator”  со   взрывчаткой)  -  то   провести   его   в   своей   радарной   “радио-тени”  в   район   иранской   военной   базы…  Плюс,  к   этому   согласовано   подключились   американские   РЭБы…
-  Могло   произойти   тоже   самое,  что   уже   происходило множество   раз   с   американскими   самолётами.   Дистанционно отключается    управление,   транспондер   и   связь…   и   делай   с  бортом,   что   хочешь.  Хочешь,  направляй  прямиком  в   скалу,  хочешь -   на   батарею   ПВО,  или   на   секретную   ракетную   базу...  Эта   технология   Пентагоном   уже   давно   отработана  -  активацией   закладок   в   “ПО компа”   самолета   (или   в архитектуре   микропроцессора   компьютеров)    можно вывести    из   строя  управление,   направив   самолет   хоть  в   землю.   В   данном   случае   экипаж   беспомощен,  а   КВС   даже   не   успеет   нажать   аварийную   кнопку…  Может   быть   поэтому   иранские   власти,  которые   несут ответственность  за   расследование   катастрофы,   отказали   в   предоставлении   “черных   ящиков”   американским   представителям,   а   именно   в   США   находится   штаб-квартира   производителя   самолетов  -  американской   корпорации  -  The Boeing  Company.    Впрочем   сделали   это   по   восточному  деликатно  -   мол,   в   связи   с  тем,   что  данный  самолет  никогда   не  был   зарегистрирован   в   Соединенных   Штатах…   не  приземлялся, и   не   вылетал   из   аэропортов   США   -  Национальный   совет  по   безопасности   на   транспорте   (National  Transportation  Safety Board)  не   обладает  в   Иране   никакой   юрисдикцией...
        15   января   с   просьбой   к   властям   Ирана   передать бортовые   самописцы  со  сбитого  под   Тегераном украинского   Boeing   обратились   Офис   генпрокурора Украины  и  Служба   безопасности  Украины   для   сбора доказательств   при   расследовании   катастрофы…
        Заместитель начальника   Генерального   штаба  Вооруженных  сил   Ирана  генерал  А.  Абдаллахи,   заявил  -   "Мы   изучаем  версию   возможного   внешнего   воздействия   на нашу систему  ПВО.  Специалисты    проводят   анализ   вероятности   применения   США  электронных   помех   в   момент   пролета  украинского   самолета   недалеко   от   объекта   КСИР   под   Тегераном.   Расследование   пока   продолжается  и   необходимо   дождаться   окончательных   выводов   следствия"…   
                Пристальное   медийное   внимание   мировой   прессы  и   вполне   понятный  трагизм   человеческих  эмоций  со   временем   безусловно   приугаснут,   но   вот   использовать   ситуацию  во внутриполитической   борьбе   Украины     будут  ещё   очень   долго.   Гибель   украинского  самолета  в  Иране  не   сплотила   украинцев,   а   только  испугала   украинские   власти,   которые   в   первые   дни   не  знали,  что  делать.   В.  Зеленский,    сначала   дистанцировался   от   страшной   трагедии    -   не   зная,    на  кого  сделать  ставку,   выжидая,   кого   «назначат»   виновным...   А   сейчас  складывается   ощущение,  что  даже   если бы   Зеленский   оживил   пассажиров  и   экипаж,   то  все  равно   в  представлении   "порохоботов"   ушедшей   власти  -   это выглядело   бы   как   полная  "зрада",   непрофессионализм  и   дилетантство... Они   уверены,   что    Boeing   рейса   PS752   был   сбит системой   ПВО   Ирана   преднамеренно.   А   документы    Зеленского   не   должны   носить  «поминально-ритуальный характер»,   а    должны   содержать   более   жесткие   формулировки.В  свою   очередь,  посол  Украины  в  США   В. Ельченко,   на брифинге  в  Вашингтоне,   призвал    срочно   расследовать обстоятельства   закупки   Ираном   систем противовоздушной   обороны   «Тор»   у   России,   которой  (якобы)   и  был  сбит   украинский   Boeing   (забыв   правда   указать,   что поставки   систем   противовоздушной   обороны  «Тор» Ирану   производились   еще   до  введения   санкций   ООН).  Тем   временем   Служба   безопасности  Украины   (СБУ), ведущая   собственное   расследование   обстоятельств уничтожения   гражданского   самолета, переквалифицировала   дело,  на   куда   более   тяжкие  статьи…
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ   СЛЕДУЕТ...


Рецензии
Интересно. Даже очень! Моё предположение после прочитанного. Самолёт был сбит специально. В США сейчас изменились отношения к Украине, после того, как Дональд Трамп узнал о предательстве Украины во время Президентских выборов. Руками Ирана решили наказать Украину и запугать, что бы были более послушными.

Большое спасибо. Лида

Лидия Шевелева 2   17.01.2020 02:16     Заявить о нарушении
... Да Лида, всей правды мы безусловно никогда и не узнаем... Остаётся только полагаться на отрывочные факты и строить свои догадки и предположения... А пассажиров и экипаж сбитого «Боинга-737», ставших «сопутствующими жертвами» в развивающемся американо-иранском конфликте, по человечески жалко... ВЕЧНЫЙ ИМ ВСЕМ ПОКОЙ И ЦАРСТВО ИМ ВСЕМ НЕБЕСНОЕ...

Валерий Анатольевич 2   17.01.2020 11:46   Заявить о нарушении