Формы иррациональности человека
Одна из сравнительно малоизученных форм иррационального поведения современного человека проявляется в том, что субъект синхронно либо попеременно наращивает арсенал вредоносных химических агентов, которые он употребляет (начиная с табака, алкоголя и далее по списку), а также деструктивных форм поведения (социально приемлемого, равно как и асоциального), и при этом осваивает всё новые средства защиты от реальных и мифических угроз.
Собственно, иррациональность здесь проявляется, по меньшей мере, в трех аспектах:
1. Само наличие такого поведения, его, так сказать, феноменологическая часть. Здесь напрашивается параллель с животным миром, где эволюционно совершенствовали средства нападения и защиты плотоядные (хищники) и травоядные, паразитарные виды и их хозяева, возбудители заболеваний и собственно животные и растения, подверженные этим заболеваниям. Однако параллель лишь видимая, поскольку в природе механизм этот четко работает по принципу «вызов-ответ», и в данном случае ни одна из антагонистических сторон не делает «лишних движений», т.е. все процессы строго детерминированы общей экологией, анатомией, физиологией и т.д. этих организмов и, собственно, так идет их развитие. У человека наблюдается совершенно иная картина. Рассматриваемый антагонизм не ведет к развитию ни физическому, ни духовному, скорее наоборот – к деградации.
2. Алогичные и часто совершенно несуразные попытки объяснить такую свою поведенческую линию, выстраивание целых «теорий» относительно подобного своего поведения с целью, как правило, оправдания и обозначения даже неких его преимуществ. Деградация здесь проявляется в том, что по мере погружения в это нездоровое состояние, человек всё более запутывается в системе «доводов», стройной картины так и не получается, мировоззрение не интегрируется, но наоборот – фрагментируется и злокачественно искажается.
3. Явное несоответствие средств «защиты» тем угрозам, о которых идет речь, их частичное или полное (принципиальное) несовпадение. Такая неконгруэнтность является одним из следствий и при этом самостоятельным проявлением раскола мировоззрения и дезинтеграции личности.
По данной тематике написано достаточно большое количество работ на Западе, начиная с классиков фрейдизма вплоть до ныне живущих психиатров и психотерапевтов-аналитиков. Однако в России (где данная проблема, на мой взгляд, выражена даже сильнее, чем в какой-нибудь Италии, Бельгии или Швеции) мало кто из авторов даже затрагивает эту проблематику. Отечественные специалисты либо дробят проблему на список рядоположенных, не желая делать широких обобщений с выходом на социологические просторы, либо строго психологизируют всю данную тематику, игнорируя очевидный социально-политический и культурологический контексты.
В общем, приходится констатировать наличие в указанной области знания о человеке целый ряд теоретико-методологических разрывов, которые могут быть компенсированы исключительно междисциплинарными взаимодействиями. Без строго научной постановки логически точных, корректных вопросов, без разработки соответствующих научно-исследовательских программ невозможно будет бороться ни с алкоголизмом, ни с наркоманией, ни с проституцией и прочими асоциальными и патологическими проявлениями современной жизни.
июль 2017 года
Свидетельство о публикации №120011300763