По конкурсу - Храм
http://www.stihi.ru/2020/01/13/114 - Итоги конкурса
В конкурсе приняли участие 34 автора. Я с удовольствием и старанием оформляла пакет принятых произведений для судей: скопировала в него не только тексты стихов, но и фотографии храмов, о которых были написаны стихи, сверилась по интернету и везде точно указала полное название каждого храма и географическое место его нахождения - далеко не все авторы захотели сделать это самостоятельно! Словом, я возлагала на данный конкурс большие надежды: тема показалась мне интересной, причем, как для верующих, так и для неверующих. Для её раскрытия можно было собрать много исторического материала о храме, который находится поблизости или особо любим человеком, и поэтическим языком рассказать о нём читателям. Если готовых стихов на эту тему нет, то новый конкурс мог бы дать участникам мощный импульс к написанию новых ярких произведений.
Увы. Пакет принятых мною стихов был красив, но, когда я сама его прочитала во время голосования, то поняла, что моя идея с конкурсом скорее провалилась, чем стала успешной. Я с большим трудом отобрала из 34 произведений всего 13 подходящих стихотворений, а от прочтения остальных мне стало невыносимо грустно. (Удивительно, но моя команда судей каким-то образом отобрала свои шорты в общей сложности аж 24 произведения!) Прекрасно понимаю, что невозможно собрать в команду Жюри пишущих поэтов, которые одновременно являются и профессионалами в поэзии, и знатоками основ той религии, которой посвящен данный конкурс. Задача почти невыполнимая. Вроде бы я еще в прошлом году зареклась предлагать на конкурсы православную тематику, и вот опять ошиблась... Хотя - не совсем: предоставленная авторам лазеечка писать не только в жанре православной поэзии, спасла - наибольшего успеха заслужили стихи, написанные без богословского фанатизма - искренние рассказы, изложенные хорошим поэтическим языком о том, что автор чувствует, без использования словесных клише воцерковлённых. За пятерку лауреатов завершившегося конкурса мне, к счастью, абсолютно не стыдно!
Дорогие участники, ПОЖАЛУЙСТА, не обижайтесь на меня за эти слова, просто я убеждена, что во всех случаях лучше сказать правду, чем льстить и лукавить, боясь кого-то отпугнуть своим мнением. Если кто-то оценивает стихи конкурса иначе, то, напоминаю: моя статья - не догма, а только отдельное частное мнение, которое никого и ни к чему не обязывает. Я делюсь с вами своими впечатлениями о стихах, а вы должны идти своим собственным путём, не обращая на меня внимания.
Стихи о храме, кто бы их ни на писал - верующий или неверующий, это все равно в какой-то степени жанр религиозной поэзии. Просто по причине сформулированной темы конкурса. В этих стихах так или иначе могут появиться богословские термины или понятия, обращения к Творцу, мысли и рассуждения о вере, о добре и зле, о раскаянии. Может быть, еще и благодарность Создателю и обращения к Нему, выражение любви и уважения храму, где происходит мысленный диалог с Творцом, рассуждения о неправильном отношении к историческому памятнику - к разрушенному храму. Все эти темы неминуемо отражаются в стихах конкурса "Храм", пусть и у всех по разному, но всех их объединяет одно - отношение человека к вере. В изложении всех этих не простых тем нас подстерегают особые трудности.
Во всех стихах, представленных на конкурс, важно обойти стороной две типичные "беды":
1. Стихи должны быть поэзией.
То есть, религиозные стихи - это такое же поэтическое творение, как и другие жанры, а вовсе не истовая рифмовка добродетельных мыслей, религиозных постулатов и личных прошений к Творцу. Все, что требуется от любых других стихов, необходимо и здесь: легкая и правильная литературная речь, образность, прозаическая основа (живая мысль автора, сюжет). Я уже не говорю о наличии базовой техники написания - это аксиома для любых стихов, подаваемых на конкурс.
2. Необходимо понимание сути веры, о которой пытаешься писать.
Каждое термин, который употребил автор в стихах, должно быть применен по его значению - с полным пониманием его смысла и области применения. Многие из нас пришли к православию в зрелом возрасте, черпая представления о христианстве из курса атеизма, прочитанного (внедренного в сознание) в советской школе, или услышав что-то отрывочное от таких же, как мы сами, не знающих и не читавших про суть христианской веры. Отсюда все эти дикие отношения к Христу, как к Учителю морали и просветителю, это полное непонимание цели Его прихода на Землю, отсюда же - повсеместно встречающееся отношение к храму и к иконе, как к местам и предметам языческого культа, у которых можно и нужно вымаливать исполнение своих земных желаний, а потом (и за это же!) обличать наивность философии христианства! Прежде, чем что-то обличать, нужно сначала изучить предмет обличения.
В стихах не воцерковленных поэтов я всегда нахожу очень много примет язычества и смешения разных понятий (без понимания их сути), употребления "церковных" слов всуе и не к месту. Мы легко вставляем эти слова в стихи, но не хотим и не стремимся учиться своей вере, например, найти время пройти в местном храме курс катехизации для взрослых - познакомиться с основами веры своих предков: сейчас это стало доступно всем, а если где-то и не доступно, то можно послушать по интернету лекции прекрасно образованных (причем не только в вопросах религии) богословов и философов, например, профессора МДА А.И. Осипова (https://alexey-osipov.ru/) - было бы только желание!
Мысленно слышу ваши возражения. Конечно, искренне верить можно и не образованному в богословских вопросах человеку. Верить-то можно, а вот писать о вере - нельзя. Для последнего сначала нужно обрести ясное понимание всего того, что ты помещаешь в строки своих стихов и публикуешь. А пока не понимаешь смысл слов, которые употребляешь для рифмы - не публикуй. Или пиши о вере от себя и своими словами - о своих чувствах, своих мыслях, не произнося всуе того, что может выглядеть не твоим - оказаться смешным, искажающим смысл христианства и даже дискредитирующим твою веру перед другими!
А теперь та короткая выборка стихов, которые мне понравились:
1. КАК ЖИВЁТСЯ ТЕБЕ, ТАК И ДЫШИТСЯ. ВЛАДИМИР КВАШНИН 2
(храм - это природа)
А у нас ничего не меняется.
Всё как в детстве, и здесь, и вдали
Синегорье росой умывается
В благодати Югорской земли.
И черемуха шаль белоснежную
Надевает, встречая весну
И улыбкой, лазорево-нежною
Согревает заря тишину.
Как живётся тебе, так и дышится.
А, как верится - столь и греха.
Оттого, может, росы и нижутся
По сырому подолу стиха,
И заря алой лентой вплетается
С глухариною песней меж строк,
Что душа, как дитя улыбается,
Подбирая к узору цветок.
Тем и счастлив всю жизнь. Божьей милостью
Шаг с крылечка, и вот он – твой храм:
Купола кедрачей белокрылостью
Обнимает пурга по лесам,
Образами озера голубятся,
Ель-старушка окрестит вослед…
Оттого, может, с зорькой и любится,
Что не молишься звону монет.
Где ещё, летней ночкой у сходины,
Не тревожа паучую сеть,
Так доверчиво, кисти смородины
Тянет родина вам отогреть?
Не поруши, Господь, нашей вольницы…
Что там я? Да Ты сам посмотри,
Как в рассветах за матушку молятся
По бескрайней тайге глухари.
5. ТИХВИНСКИЙ ХРАМ. НАТАЛЬЯ ШЕСТАКОВА 3
(Тихвинская церковь, г. Брянск, 1769г )
На северном склоне Петровской горы,
Вознесши свои купола к небесам,
Стоит белым голубем Тихвинский храм
В честь Матери Божьей, объятья раскрыв.
Чуть ниже по склону – святою водой
Источник живительный тихо журчит,
Всяк жаждущий может сюда подойти
И сердце наполнить своё добротой.
Прозрев иллюзорность мирской суеты,
Надеждой на встречу с Пречистой дыша,
Торопится белой голубкой душа
Смиренно склониться у ликов святых.
7. БОДБИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ОВЧИННИКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
(Бодбийский монастырь — женский монастырь Бодбийской епархии Грузинской
православной церкви, вблизи г.Сигнахи, Кахетия, Грузия)
Святой источник царственной Нино,
Издалека спешим к тебе напиться,
Твоя вода – целебное вино,
Творение божественной Криницы.
…По лестнице спустились босиком
До храма Завулона и Сосанны
И вот уже святую воду пьём
Из узкого грузинского стакана.
...Послушница заводит в светлый храм -
Поклоны отдаём царице Нине…
Здесь, в Бодбе, воздают хвалу творцам,
Воздвигшим чудородную святыню.
Здесь, в Бодбе, ты, вкусив живой воды
И душу омывая исцеленьем,
Избавишься от злобы и вражды
И примешь от небес благословленье,
И, насладившись дивной красотой
Парящего над Алазаной храма,
Почувствуешь дух Грузии святой,
Величественной, гордой, православной.
13. МОНАСТЫРСКОЕ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
(Александро-Свирский монастырь. Преображенский собор. Лодейнопольский р-н,
Ленинградской обл).
Многоцветием вод и НЕБЕС,
Белостенностью древних церквей,
Тишина, разливаясь окрест,
Овладела душою моей.
Тихим словом наполнится звук
Колоколен, цепляющих высь,
От тепла мирно скрещенных рук
Благодать, только стой да молись.
Источается миро любви
Из внимательных, искренних глаз…
Не скорби, не печалься – смотри,
Как Господь исповедует нас.
Серой уточкой рвется душа
На простор, к бездне вод и НЕБЕС повтор значащего слова
Возглашает МОНАХ, ОТСЛУЖА,
Православным – Христосе Воскрес!
Все-таки, служит не монах, а иерей, хотя иерей и может быть в сане монаха....
15. В СРЕТЕНСКОМ ХРАМЕ. МАРТА ЖУРАВЛЕВА 2
(Собор Сретения Владимирской иконы БМ в Сретенском монастыре, Москва).
Его обитель. Здесь живёт тепло.
Забота. И безмерное приятье.
Здесь несомненно то, что люди братья,
Что слово значит больше, чем число.
Здесь росписи умеют говорить
Со всеми, кто желает их услышать.
Здесь отсветы лампад живут и дышат,
И хочется понять их странный ритм.
Здесь тихим светом золото поёт,
Ликуя от служенья главной цели.
Оно ли было злобы колыбелью,
Приняв корыстолюбья черный гнёт?
Здесь тихий воск полупрозрачных СВЕЧ свечей !!!!
Построил колоннады, чтобы таять,
Сопровождать теченье мудрых таинств,
Внося в них света трепетную речь.
Здесь исцеленье. Здесь небесных струй
Всевластие омоет в одночасье
Все то, что входит с радостью согласья
И ждёт перенастраиванья струн.
Такая мягкость – впору растворить
В ней всё, что есть, И с ней соединиться,
Увидеть лики там, где были лица,
И обновить наружность – изнутри.
Его обитель… Да, Он вездесущ –
В селении, в лесу и в звездной пыли,
Но создан храм, чтоб люди приходили.
И очищал сердца небесный луч.
Лексическая ошибка употребления в род. пад. "свеч" вместо "свечей" не дает права на номинацию. Форма "свеч" допустима только для фразеологизма "игра не стоит свеч" - где сохраняется старинная форма падежного окончания. Оценивать стихи 10-ю баллами (оценка одного судьи) было абсолютно неправильно. Очень жаль, что автор стихов проглядел этот недочет, потому что в остальном они хороши - написаны и поэтично, и с пониманием предмета.
18. В ЦЕРКВИ. ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС
(Храм в честь святого Благоверного Великого князя Александра Невского при
Институте неотложной и восстановительной хирургии в г.Донецке)
Глядят большие очи строго.
Грозится тернием венец.
Алеют капли – слёзы Бога,
их дарит сыну Бог-отец.
Обычный день, как все, наверно –
закат лишь чуточку кровав.
Почти без слёз, устало, мерно
роняю грустные слова:
«Я, как и Ты, единокровен,
с душой родной соединён,
что над загадочным покоем
кружит у пропасти времён.
Прости её больную душу,
что в бездну мчится без вины –
возьми мою. Тебе – я нужен,
мои мечты, судьба, и сны.
Я правый суд принять согласен,
сполна ответить за грехи» –
но ровен свет иконостаса,
и очи грозные строги. –
«Ведь та, чья жизнь с моей с рожденья
Твоею волей сплетена,
уже в пути, до вознесенья –
всего дистанция одна.
Но путь назад ещё не отнят,
и сердце трудится в груди.
Мой Бог, яви мне знак сегодня:
устрой преграду на пути,
что сужен ей, моей отраде –
как сделать это, знаешь сам.
А мне ведь большего не надо:
ответ увижу по глазам».
…В углу холодного придела
неспешно гаснет белый свет.
В больничной церкви опустелой
стою один. Ответа нет.
19. БОГОЛЮБОВСКИЙ ЛУГ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА
(Храм Покрова на Нерли, Суздальский р-н Владимирской обл. 1165 г.)
Боголюбовский луг, полный древних ветров,
Всякий миг о минувшем поведать готов:
Здесь сразиться с врагом проскакал богатырь –
И в страницы легла летописная быль.
В половодье, на Красную Горку*, весной,
В Нерль и Клязьму вселяется дух водяной,
И попутчицы в старые русла спешат,
Вытесняя в леса болтовню лягушат.
Погребальной ладьей белокаменный храм
По вернувшимся в старицу вешним волнам
Одиноко плывет из тумана времен
С затянувшихся самых больших похорон.
21. ЛЕСНОЙ ХРАМ.НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА
(На окраине села Александровского Ставропольского края в удивительной по своей красоте долине речки Томузловки студеной серебряной струей бьет прямо из скалы источник, носящий название Свято-Троицкий. Это место уникально, многие его называют "лесным храмом" или "храмом под открытым небом", ведь здесь множество деревьев украшены иконами. Здесь служат молебен, звучат над лесом молитвы, проводятся венчания, крещения младенцев).
Здесь хорошо в любое время года,
Покой и мир главенствуют во всём,
Храм божий создала для нас природа,
Давай в него тихонечко войдём.
Журчит чуть слышно речка Томузловка,
Через мосток тропа к скале ведёт,
Из брёвен накатнЫх стоит церкОвка,
Раскрытой настежь дверью внутрь влечёт.
Идём всё выше в гору по ступеням
Туда, где бьёт источник из скалы,
И ручеёк течёт к святой купели,
Чтоб людям дать возможность смыть грехи,
И исцелить их души от недугов,
От хворей злых болящие тела.
Глоток живой воды, как помощь друга,
Ниспосланная милость от Творца.
Как в сети ловит солнечные блики
Над головою купол из ветвей,
Задумчиво глядят святые лики
С деревьев вдоль ухоженных аллей.
Зажжём свечу, поставим пред иконой,
Помолимся о близких и родных,
О людях, веры в Господа лишённых,
О радостях и бедах дел земных.
Присядем на скамью под плотной сенью
Деревьев-исполинов, помолчим,
И насладимся дивным птичьим пеньем,
Покоем в Храме, прозванным "Лесным".
Дай Бог, чтоб этот Храм не знал забвенья,
Чтоб вечен был исток святой воды,
Чтоб страждущим дарилось исцеленье,
И не был скрыт бурьяном след тропы.
Есть большие сомнения в правильности фонетических ударений: "накатЫх" и "церкОвка"
27. СТАРЫЙ ХРАМ. РЕДЖИНА 80
(Собор Рождества Христова в г.Рига, Латвия)
Любимый город хмур и неприветлив,
С покорностью подвластный временам.
Осенний парк. Гоняет листья ветер.
В конце аллеи виден старый Храм.
Там тридцать лет молчало Божье слово.
Духовность возвращалась нелегко.
Судьба порой была к нему сурова
И к пастве, что боролась за него.
Почти близнец Софийского собора,
Построенный в подарок от Москвы,
Прошёл грабёж, раздоры и терроры,
Но ожил вновь. Его враги мертвы.
Идут на службу женщины и дети,
Как много, много лет тому назад.
Их ждёт Спаситель - лик иконы светел,
В свечах мерцает басменный оклад.
Зайдя в притвор, я сброшу все вериги,
К спасению дорога привела.
Стоит надежда в самом сердце Риги,
Сияют христианства купола.
28. УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2
(Храм Успения Пресвятой Богородицы, дер. Коростынь,
Шимского р-на Новгородской обл.
Восемнадцать КЭМЭ за шелонским мостом (километры за новым шелонским....)
промелькнут, и откроется вскорости
поворот, за которым славянским крестом
вкусно вышита древняя Коростынь.
Впопыхах тормознёт измотавшийся «Форд»,
звонко лязгая пыльною дверкою,
и сойдёт на асфальт любопытный народ,
и замрёт перед белою церковью.
Отчего-то непрошено дрогнет рука,
чтоб себя осенить крестным знаменьем.
Над озёрным простором летят облака,
и горят купола белым пламенем,
и сияют кресты над раздольем сельца,
и не хочется думать о старости,
и трепещут, как струны, людские сердца
от любви, от волненья, от радости.
Наплывает волна на прибрежный гранит,
нежно гладит земное подножие…
И по-прежнему Ильмень былинный хранит
Храм Успения Матери Божией.
Чтобы стихи были идеальными, я бы точно избавилась от "КЭМЭ", изменив фразу на: "километры за новым шелонским мостом промелькнут...."
29. СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОМУ ХРАМУ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
(храм Вознесения Господня. г. Курганинск Краснодарского края)
Подождут насущные дела.
Вновь, смирив сомнения и бури,
В храм иду. И в солнечной лазури
Золотом сияют купола,
Где живёт под сводами в лучах
Дух Святой, и где светлеют лица.
Буду вновь я Господу молиться
И увижу свет в Его очах,
И прозрею: в чём моя вина,
Что – первично, что – второстепенно.
Пусть живое в этом мире бренно,
Много нас, но истина одна:
Бог – Любовь. И да продлятся дни,
Разрешатся жизненные драмы,
И не зарастёт дорога к Храму.
Боже, нас спаси и сохрани!
30. БЛАГОВЕСТ. ТАТЬЯНА АСТАХОВА ДАЛЬВИНА
(Храм Святого Афанасия Великого в дер. Чирково Вологодской обл.)
Июльский полдень льется жарким светом
В пшеничные кубанские поля,
А я… вдруг вижу край иного лета,
Где окают на Мысе тополя,
Где юноша с зелеными глазами
Рисует гребень кубовой волны
И лодки с расписными парусами,
Бегущие под ветром озорным.
Вот он рисует берег отдаленный,
Увенчанный лазурью куполов…
И, словно бы вниманьем окрыленный,
Взлетел к высотам гимн колоколов!..
Исчезло все… Лишь эхом - дрожь в эфире
И звонницы лучистая свеча…
Да тихий возглас: «Есть ли краска в мире,
Чтоб с ней в картине благовест звучал?»
… Не знаю я, нашел ли он такую
В палитре жизни, в акварели снов, -
Плывет из детства, маясь и тоскуя,
Забытый звон родных колоколов…
31. ОБИТЕЛЬ ДЛЯ ДУШИ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ
(храмы Николо-Сольбинского женском монастыря, пос. Сольба Переславль-
Залесского гор. округа Ярославская обл.)
Не болела бы грудь, не страдала душа,
Не пустился б в такую дорогу…
На Сольбинские храмы смотрел не дыша,
И почувствовал – стал ближе к Богу.
Благозвучно над храмами плыл перезвон,
Наполняя духовным звучаньем.
Словно Божья частичка ниспала с икон,
Призывая к любви с покаяньем.
Сольным голосом радостно пел Благовест,
Пробуждая и землю, и небо.
Умиляя леса и поляны окрест
Удивительно-нужным плацебо.
Все былое ушло, на душе благодать –
Исцеленье божественным ритмом…
Встретил всех монастырь, словно добрая мать
Хлебом-солью, совместной молитвой.
Если я наяву или даже в бреду
Превращусь добровольно в изгоя,
Вновь поеду, пойду, полечу, но найду
Островок тишины и покоя.
32. ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. ЛИНА КОРОЧКА
(Храм Покрова на Нерли, Суздальский р-н Владимирской обл. 1165 г.)
...неслышен полёт
Пролетающей птицы.
Дождь не мочит, не льёт -
Запредельностью дышит.
Здесь начало у птиц,
Завершение бега.
Отражение лиц
В отражении неба.
Тишина всех веков
Замирает над гладью
Ненаписанных слов
Нераскрытой тетради.
Открывается мир.
Простота бесконечна.
Исчезает кумир.
Убеждает предтеча.
Неизбывный покой
Над землёю разлит.
Негасимой свечой -
Покрова На Нерли.
34. ХРАМ ВЛМ. ЕКАТЕРИНЫ. НАДЯ БРЯНЦЕВА
(Храм Святой вмц. Екатерины, г Пярну, Эстония, 1768г)
Как невеста в платье белом
И стройней свечи,
Отблеск святости несмело
В золоте парчи.
Изумруд "Екатерине"
В башенках - к лицу.
Ангелы дивятся ныне,
Как давно - венцу.
В центре Пярну - просто чудо
Православный храм!
Всеохватно, отовсюду
Свет по куполам!
Солнце на крестах лучится,
Звон благовестит,
В храм спешу я помолиться
И Господь простит.
****************************************
На этом, всё. Спасибо за присланные стихи всем участникам конкурса. Храни вас Господь! С уважением, ваша Алкора, 08.01.20.
Свидетельство о публикации №120011303660
Татьяна Воронова 6 01.11.2020 09:00 Заявить о нарушении
Алкора 01.11.2020 10:17 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 01.11.2020 14:50 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 01.11.2020 20:24 Заявить о нарушении