В поисках корней...

   Уважаемые господа! Я решил опубликовать одну из первых глав моей неопубликованной книги: «Библейские истории: тайны, открытия, гипотезы». Я не оставляю надежду, что эта книга, в конечном итоге, будет опубликована.
P.S. Одна из первых глав этой книги – «В поисках корней», – предлагаю считать ее поэмой в прозе (шутка…) – здесь публикуется в несколько сокращенном виде.
               
                Владимир Ехевич 


                В поисках корней

  В детстве, как и каждый ребенок, я, естественно, любил сказки. А так как я очень любил читать, то прочел я их немеряное количество. Перечитал все доступные для меня к тому времени русские сказки, затем сказки народов СССР, сказки братьев Гримм, Сказки Андерсона и т. д, и т.д.
  Следующим этапом были русские былины, легенды и мифы древней Греции, особенно полюбившийся мне карело-финский эпос «Калевала»… Библейские сказания в ту пору в круг моего чтения не входили… Да и это вполне понятно. Какие могли быть библии в советские времена?  Тем более, что семья моя была совершенно не религиозной, и все свои знания на эту тему я черпал из советской школы.
Сама библия в Советском Союзе подвергалась нещадной критике, считаясь лживой и опасной книгой, издавалась ограниченным тиражом под строгим контролем органов госбезопасности (КГБ). Зато неоднократно издавалась «Забавная библия для взрослых и детей», Лео Таксиля. Того самого Лео Таксиля, которого папа Римский, Лев Тринадцатый (лично) отлучил от церкви.
   Так что объяснять, что там было написано вам, думаю, не надо. Тем не менее… Для верующих Библия - богодухновенная книга, для ученых – литературный памятник и исторический источник. Моя точка зрения всегда была (и, надо сказать, остается) близка к точке зрения ученых.

   Еще в ту пору, из тех отрывочных сведений, которые были доступны, меня очень интересовал вопрос: где был праотец еврейского народа Авраам до того, как он появился в Ур касдим (халдейском). Один из главных библейских героев, а его происхождение «скрыто в тумане».  Но, как многие понимают, в советские времена задавать такие вопросы было не модно, и вопрос повис в воздухе.
Шло время, но я о своем вопросе не забыл… …
Не счесть сколько копий было переломано в спорах об Аврааме. Одни утверждали, что Авраама, как конкретной исторической личности вообще не существовало, что он герой чисто мифологический; другие полагали, что Авраам существовал, но он был из «черноголовых» (шумеры, ассимилированные восточными семитами): «ведь он родом из Ура халдейского», даже не замечая противоречия в своих утверждениях, третьи пытались доказать, что Авраам, несомненно, хуррит — ведь он длительное время жил в Харране, где проживали в то время преимущественно хурриты.  И так далее….
Те же, которые полагали, что Авраам герой не мифологический, а легендарный, – а это, как известно, совсем не одно и то же, – также расходились во мнениях относительно его происхождения. 
   В книге немецкого журналиста Эриха Церена «Библейские холмы» утверждается, что предки (надо понимать не только мать и отец, но и ПРЕДКИ) Авраама жили в Уре. Из каких источников почерпнул уважаемый автор это утверждение, сказать трудно.
Но ведь и всемирно известный писатель Айзек Азимов, также утверждает, в одной из своих научно-популярных книг, что Авраам родился в Уре.
   Мало того, в Электронной Еврейской энциклопедии тоже можно такую ссылку: «...Согласно библейской традиции, Ур был родиной Авраама...». И указана ссылка: Быт. 11:28, 31. Однако, как ни пересчитывай буквы в указанном энциклопедией месте Торы (Пятикнижие Моисея), ни единой буквой там не утверждается, что Авраам родился в Уре. О том, что его брат, Аран, отец Лота, родился и умер в Уре, Библия нам сообщает. А об одном из самых главных персонажей Святого Писания на эту тему нет ни слова.
   Итак, Тора ТАНАХ*. Преувеличить значение ТАНАХа невозможно. Бесчисленные поколения людей читают его, изучают, вдохновляются, а некоторые даже руководствуются.
   Не следует забывать, что хотя ТАНАХ вовсе не является учебником истории, но без него вся история еврейского народа была бы, практически, сплошным темным пятном. Ну, может быть, с небольшими просветами, в виде немногочисленных эпизодов, известных нам из археологических находок и др. источников….
Но в данном случае нам не может помочь даже археология.
   – Почему, – спросите вы, – не может помочь археология? Чуть ниже я это объясню.А сейчас, небольшое лирическое отступление, но по теме. Не так давно два израильских археолога Исраэль Филькинштейн и Нейл Зильберман опубликовали книгу, которая называется «Раскопанная библия». Сразу предупреждаю, что эти авторы принадлежат к крылу так называемых историков – минималистов, которые утверждают, что объединенного государства Давида и Соломона, в таком виде, как оно описывается в Библии, не существовало, а существовали два небольших отдельных государства Израиль и Иудея, которые постоянно воевали друг с другом. Эти историки вообще подвергают сомнению весь исторический экскурс ТАНАХА.
Я приведу лишь одну фразу из этой книги, в которой авторы патетически вопрошают читателя, даже не скрывая, что вопрос этот чисто риторический: «Есть ли хоть какие-нибудь свидетельства того, что праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также праматери Сарра, Ревекка, Лия и Рахиль – жили на самом деле?»
Я бы задал этим уважаемым ученым-археологам встречный вопрос: «А какие свидетельства вас, господа, могли бы удовлетворить и заставить поверить в существование праотца еврейского народа?  Возможно, вас смогла бы удовлетворить надпись на древнем заборе или на обожженном кирпиче: «Здесь были Авраам и Сарра»? А еще лучше такой вот простенький стишок в формате рубаи:

Мы были здесь: Аврам и Сара...
Прекрасная мы с Сарой пара!
А наш сынок играет в прятки,
Сейчас он ищет горного архара.

  Увы, с этим есть большая проблема… Сегодня известно, что письменность (как полагает большинство исследователей) впервые возникла приблизительно в середине четвертого тысячелетия до н.э.,в Шумере. Именно там, с возникновением городов и развитием храмового хозяйства, в ней и возникла потребность. Но ведь наши патриархи, вероятнее всего, письменностью не владели, она им в то время просто не была нужна. Зачем кочевнику письменность?
   И кроме того, для овладения аккадской клинописью, которая была заимствована аккадцами у шумеров и была словесно-слоговой, потребовались бы долгие годы обучения.
Так может быть уважаемые ученые-археологи расскажут нам, как можно обнаружить археологический след от одного из многочисленных, существующих в то время на территории Месопотамии и Ханаана семитских племен и представить доказательства, что это племя именно праотца Авраама, а не какое-либо другое.
Тем не менее, так или иначе: если существует курица, то должно было существовать и яйцо. Еврейский народ, как бы ни тужились всякого рода наши «доброжелатели» отрицать это, существует тысячи лет. Следовательно, существовал и исторический корень, из которого наш народ и возник. В еврейской традиции таким корнем является праотец Авраам. И спорить с этим просто глупо и бесполезно.
Но все это не мешает нам, используя текст Библии и имеющиеся исторические свидетельства, поразмышлять о том, откуда взялось в Месопотамии семитское племя (точнее – семиты вообще).
   В отличие от героя шуточной песни В. Высоцкого «Антисемиты», который с удивлением узнал, что семиты – простые евреи, мы-то с вами знаем, что в число семитских народов входили не только евреи, но и аккадцы, амореи, арамеи, финикийцы, ассирийцы и ряд других народов, а сегодня самый крупный по численности народ семитов – это арабы.
   Итак, семиты: термин, введённый в науку немецкими учёными А.Л. Шлёцером и И.Г.Эйхгорном в 80-х годах XVIII в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта.
У ученых есть две различные, но довольно близкие точки зрения на происхождение семитов. Согласно одной из них первоначально семиты и хамиты происходят из Север-ной Африки, из региона Сахары**. В связи с серьезными изменениями климата, они в еще в начале 5 тысячелетия до н.э. мигрировали, и подавляющая их часть осела на терри-тории Аравийского полуострова, а незначительные количества проникли и в Ханаан. За-тем, на рубеже 4 и 3-го тысячелетия до н. э. то ли из-за увеличившегося демографического давления, то ли из-за очередного изменения климата, часть из них мигрировали в Ханаан и Месопотамию. Это была следующая волна миграции. Она также проходила через Ханаан, Сирию, но большинство племен из этой волны осели в Месопотамии. Именно их историческая наука сегодня называет восточными семитами. Из них вышел первый в истории император-семит Саргон Древний, который основал Аккад, и, завоевав Шумер, создал аккадо-шумерскую империю.
   О следующей волне переселения народов, которая произошла на стыке третьего и второго тысячелетий известно несколько больше. Нам эта волна переселенцев известна, как амореи.
   Но не следует заблуждаться – амореи это не какое-то одно, пусть даже очень крупное племя. то был целый ряд близко- и дальне-родственных племен.  Да и само по себе переселение шло на протяжение нескольких десятков или даже сотен лет.
Именно первая аморейская династия, под началом некоего Суму-абум, который был вождем племени Яхрурум, основала в 1895 году до н.э. известный нам Вавилон, который до того был заштатным шумерским городком по имени Кадин-гирр.
   Приблизительные исторические привязки библейского повествования показывают, что историю праотца Авраама можно, предположительно, отнести к 19-18 вв. до н.э. Эта привязка позволяет максимально согласовать (синхронизировать) целый ряд событий описанных в Торе.  Приблизительно за два-три столетия до этого времени началось расселение семитских аморейских племен, в основном по территориям Северной и Цен-тральной Месопотамии.
   И у нас есть все основания полагать, что племя предков Авраама, прибыло в Месопотамию именно с этой волной переселения семитских народов. Будучи племенем средней руки (т.е. не очень крупным и не очень мелким) сначала племя обосновалось в районе Харрана. А так как это вполне могло быть лет за 200-300 до рождения Авраама, то для поколений его предков Харран вполне мог стать родиной.
Подтверждением этому предположению может послужить тот факт, что, как утверждают по крайней мере те, кто писал Библию, сам Авраам считал, по-видимому, Харран своей родиной. Ведь, когда, Авраам отправлял слугу за невестой для Ицхака, то он ему сказал:
3… и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему [Исааку] жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. (Бытие, 24:3-4)
   Есть еще ряд соображений, которые подтверждают данное предположение.
Но, приведу последнее: В окрестностях Харрана существует целый ряд местечек, носящих имена родственников Авраама — Фарра, Нахор, Фалек, Серух и другие, что подтверждается документами, найденными в архивах Мари и Ассирии.
Да и Яков, чтобы подобрать себе жену направился не куда-нибудь, а «на родину, в ХАРРАН».
В итоге, сопоставляя нарратив ТАНАХА с некоторыми известными на сегодняшний день историческими свидетельствами, вполне можно предположить, что племя Авраама, скорей всего проникло в Месопотамию одновременно с массой различных аморейских племен, и достаточно продолжительный период времени значительная часть его прожи-вала в районе города Харрана.
   Следует отметить, что многие семитские племена, переселяющиеся в Ханаан и Месопотамию именно в тот период времени (конец третьего - начало второго тысячелетия до н.э.), вели еще полукочевой образ жизни. Племя Авраама, по всей вероятности, исключением не было.
   В связи с этим попытаюсь объяснить, как мог Авраам с семьей оказаться в Уре халдейском***. Постараемся найти ответ на этот вопрос путем простых логических построений.
 По всей вероятности отец Авраама с семьей, через какое-то время по неизвестным для нас причинам (погодные условия, демография...) снялись с «насиженного» места и двинулись на юг от Харрана. Со временем они достигли района города Ур. Обстановка в тех краях показалась им, по-видимому, подходящей, и они «задержались» там на довольно продолжительное время...
Потом история повторилась в обратном порядке, и Терах с семьей двинулся обратно в «родные края», где у них оставались многочисленные родственники. И именно там, как утверждает Библия, в Харране, и умер отец Авраама. 
Таким образов нарратив Библии приходит в соответствие с историческими реалиями того времени...


Примечания

*ТАНАХ  - Принятое в иврите название еврейской Библии – Ветхого завета. В Танах, кроме Пятикнижия Моисея входит еще два раздела: Пророки и Писания.

**Следует отметить, что на данном этапе развития науки о человеке, установлено, что  …«Эволюция рода Homo в основном происходила в Африке. Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспансия Homo sapiens. Человек современного типа вышел на Ближний Восток 80 тыс. лет назад (по другим данным, первые люди проникли туда 120 - 130 тыс. лет назад)».

***Ур Халдейский – это явный анахронизм. Крупный шумерский, а затем аккадский, Ур стал халдейским лишь в конце VIII века до н. э. И вообще, халдеи впервые упомина-ются  в 878 году до н. л. в анналах ассирийского царя Ашшур-назирпала II, как кочевые племена, живущие на юге Месопотамии. А это уже… примерно через тысячу лет после того, как, согласно Библии, семья Авраама появилась в тех краях.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →